Среди самых обсуждаемых: «кастинг» в десятые классы и запрет примеров из комиксов
Предстоящий учебный год изменит некоторые правила школьного образования. Подросткам добавили новые школьные предметы, на ЕГЭ появятся запретные жанры, а для некоторых старшеклассников попасть в 10 класс станет сложнее.
«Кастинг» будущих десятиклассников
Одно из самых резонансных изменений началось задолго до календарного нового учебного года. Летом в прессе стали появляться массовые жалобы родителей на то, что детей с хорошими оценками школы просто отказываются брать в 10 класс на дальнейшую учебу. Подростки вынуждены идти в колледжи и техникумы. Такая ситуация возникла сразу в нескольких регионах, в том числе, например, были случаи в Иркутской области.
Формальной причиной стала изменившаяся система отбора в старшую школу по новому государственному образовательному стандарту, который позволяет общеобразовательным учреждениям проводить «кастинг» будущих десятиклассников по собственным критериям. Эксперты считают, что школы заинтересованы в том, чтобы набирать учеников в профильные классы с углублённым изучением предметов. Для тех, кто не прошёл отбор в эти классы, мест в общеобразовательных не оказалось. Общественники говорят, что в некоторых школах универсальные классы просто исчезли. Школам выгоднее обучать именно в профильных классах, поскольку это залог высоких баллов на ЕГЭ. Несогласные родители обратились в Генпрокуратуру.
Ведомство напомнило, что процедура отбора в профильные классы не может служить основанием для отчисления детей. Права были восстановлены. Однако активисты считают, что это тревожный звоночек. В этом году такие случаи происходили по инициативе самих школ, и родителям удалось «отбиться» и отстоять права детей. Однако с учётом острой нехватки именно квалифицированных кадров рабочих специальностей, на которые обучают в колледжах и техникумах, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации сложно.
Аниме, манги, комиксы теперь «не считаются»
Ещё одним спорным новшеством стал запрет школьникам в сочинениях по русскому языку на ОГЭ и ЕГЭ приводить примеры из аниме, комиксов, манги, фанфиков, графических романов, компьютерных игр. Интересно, что разрешили цитировать произведения этих жанров лишь год назад.
В Рособрнадзоре заявили, что ссылки на данные виды произведений усложняют работу проверяющих, поскольку создают трудности верификации. Другими словами, педагогам сложно проверить пример на подлинность, и школьник может просто выдумать сюжет, цитату, героев и т.д.
Специалист-практик из Норильска Нина Матюшко рассказала редакции «Сибирского Новостного», что никогда не советовала детям брать примеры из таких жанров.
«Во-первых, аргументы из игр и аниме могут не в полной мере раскрыть этическую сторону проблемы, поднятой в тексте, а именно такие чаще всего содержатся в текстах ЕГЭ. Манги, комиксы и компьютерные игры не всегда могут объяснить проблему текста, в котором речь идет о жизни людей. В итоге выпускники «перевирают» исходный текст, чтобы тот хорошо подходил под их аргумент», – говорит Нина Анатольевна.
При этом педагог считает неправильным ставить одинаковое количество баллов ребенку, который читает классическую литературу и приводит в пример произведения русской литературы в качестве аргументов, и другому ученику, который просто ограничивается просмотром аниме.
«Чтение книг, классики, изучение базовых норм общества, знание истории – вот что должно быть в основе образования», – поясняет Нина Матюшко.
Однако есть и другой взгляд на проблему. Редактор Красноярского комикс-издательства, журналист Денис Денисов считает, что мир и дети изменились, а система преподавания литературы в школе, к сожалению, осталась на прежнем уровне за исключением редких примеров талантливых педагогов, которые в состоянии увлечь подростков.
«Забрав у школьников возможность апеллировать к интересному для них контенту, преподаватели лишили самих себя возможности увлекать детей. Например, аниме. Казалось бы, японская культура, зачем вообще нашим детям это учить. Но, если бы чиновники, законотворцы попытались разобраться, то они очень быстро бы обнаружили, что во многих популярных сюжетах – да, они яркие, возможно упрощённые, но в их основе, всё те же самые литературные, драматургические, философские тропы, что используются и в классике. Просто проблема классической литературы в том, что она была написана 100 – 200 лет назад. Мы сколько угодно можем убеждать подростка в том, что Наташа Ростова и Евгений Онегин переживают все те же ситуации, что и они сейчас, но у большинства подростков это вызывает только зевоту. На мой взгляд, было бы гораздо проще дать возможность подростку поработать с тем материалом, который он обожает и натренировать его на этом».
Спикер рассказывает, что ему повезло, и у него был учитель, с которым он занимался дополнительно и который смог увлечь через современную на тот момент литературу, через кинематограф, и провести параллели с классической культурой. Но это, говорит Денис Денисов, скорее исключение. Редактор комикс-издательства считает, что законотворцы сами себе подрезали ступень к сердцам школьников, к возможности завлечь их литературой, как дисциплиной, которая в первую очередь подразумевает анализ произведения.
«В 12 – 14 лет очень трудно анализировать текст, который написан хоть и на русском языке, но сам по себе мало понятен, потому что сейчас так никто не пишет и не разговаривает. И сюжет содержит явления, контексты, социальные обстоятельства, которые подростку из 2024 года кажутся чем-то инопланетным. Но переживать по этому поводу не стоит, хорошо у нас стать не успело. Да и преподавателям приходилось бы знакомиться с контентом, который школьники упоминают в качестве примера. Это сложно, это нудно, это тоже нужно перестраиваться. Для проверяющего описание сюжета «Атаки титанов», «Тетради смерти» – это равносильно, как для шестиклассника читать «Житие протопопа Аввакума». Но у школьника нет возможности отказаться от этого. Это тренд, как мне кажется, негативный, выстрел в колено».
Запрет на телефоны
В учебное время школьники теперь не смогут пользоваться телефонами, причём даже в образовательных целях. Запрет не касается времени на переменах между уроками. Поправки в Закон об образовании внесли после серии скандальных публикаций с видео конфликтов на уроках и даже буллинга учителей и учеников. Идею поддержала часть родителей и большинство педагогов.
Воспользоваться телефоном ученик может только в экстренном случае, если, например, возникнет опасность для жизни и здоровья.
Флаги и новые предметы
Среди других изменений: обязанность детских садов, колледжей, организаций дополнительного образования и вузов устанавливать Государственный флаг России на своих зданиях. Ранее это касалось только общеобразовательных учреждений, а теперь – всех образовательных.
Уроки защиты
С сентября в школах появятся «Основы безопасности и защиты Родины» вместо уроков ОБЖ. Учить будут в 5-11 классах. Школьникам помладше расскажут, какие мероприятия будут проводиться в стране при ЧС или военной угрозе. А ученики старших классов будут изучать тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку. Ребятам будут также рассказывать о том, как отличить фейковую новость от подлинной.
Семьеведение
Появятся и занятия по семьеведению – это внеурочный курс. По аналогии с «Разговорами о важном» занятия будут проходить раз в неделю, начиная с 5 класса. С подростками будут обсуждать значение семейных отношений, ведение домашнего хозяйства, семейное законодательство, а также, что такое уют и атмосфера в доме. Контрольных и оценок по этому предмету не будет.
Уроки труда
В школы возвращается советская практика уроков труда в обновлённом варианте. Современный стандарт состоит из пяти обязательных модулей и трёх по выбору регионов, исходя из кадровой потребности. Ученики будут заниматься шитьём, слесарным делом, кулинарией.
Среди обязательных модулей «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование». При желании и, если возможности школы позволяют, дети смогут изучать растениеводство и животноводство.
«Физра» станет разнообразней
В уроки физкультуры добавили 12 новых модулей. Школьники будут играть в гольф, заниматься биатлоном, дзюдо, городошным спортом, скалолазанием, хоккеем на траве, боксом и т. д. Компьютерный спорт вынесен в отдельный блок.
Среди новшеств, которые школьникам точно понравится – ограничение времени на проверочные работы. С 2024 года контрольные работы должны будут занимать не более 10% учебного времени.
Сегодня по всей России за парты сели 18,5 миллиона детей, из них порядка 2 миллионов – впервые. В Сибири в этом году в школы пошли 2,2 млн учеников, в том числе более 225 тысяч первоклассников. Для них двери открыли 6,5 тысяч школ. Кстати, образование дети могут получать и дополнительное. В регионах СФО работают более 2 тысяч центров «Точка роста», IT-Кубы и 27 детских технопарков.