Приметы "мещанства" в живописи, бытовавшие в девятнадцатом веке, сегодня могут вызвать улыбку: мы не видим ничего грешного в том, чтобы писать картины на продажу. Ориентируясь на массовый вкус и выставляя скромную цену. Мы понимаем: автор кушать хочет. Лучше ему написать картину за три дня - и тут же продать, чем трудиться над шедевром три года в надежде на признание потомков.
Начало рассказа здесь:
А наверняка купят натюрморт, пейзаж и... "головку". Хорошенькую женщину. НЕ портрет реальной дамы, хотя бы и красавицы, а именно нечто идеализированное. "Головки" писались буквально в промышленных количествах. Но среди "ширпотреба" попадались жемчужины.
Вот эта работа загадала загадку: уровень выше среднего, а кто автор? Должен быть известен...
Другая картина, но ведь почти копия! Одна рука?
Действительно, вся интрига оказалась в том, что первая работа побывала в неумелых руках: под слоем тёмного лака скрылась подпись. Это Тимофеев Василий Тимофеевич, художник вполне профессиональный, но не из круга передвижников. На примере этих двух работ отлично видно, КАК делалась классическая "головка" - живая, конкретная Лизанька ... улучшена. Чуть-чуть. Овал лица "усовершенствован", стала нежнее и лиричнее. И вот уже - национальный тип. "Русская красавица".
О художнике известно немного: крепостной симбирского помещика Плотникова, родился в 1835. В 22 года он получил "вольную". Эта "вольная сохранилась", оцените язык документа:
"... он, Тимофеев, волен, с получением сей отпускной, избрать на законном праве свободный род жизни, какой сам пожелает, до которого мне, как и наследникам моим, дела уже нет и ни по чему не вступаться.
Приметами он, Тимофеев, 22 лет, росту 2 аршина 8 вершков, волосы на голове и бровях тёмнорусые, глаза серые, нос, рот и подбородок обыкновенные, особых примет не имеет"...
Что и как рисовал Тимофеев, будучи крепостным, мы не знаем, но очевидно, были у него основания не сомневаться в своих силах. Ведь отправился он сразу в Петербург, в Академию. В студенты не приняли: поздно, но взяли вольнослушателем. Учился целых семь лет, и всё это время писал для заработка. "Головки" прокормили!
Но почему так долго, ведь экзамен на звание учителя рисования можно было сдать уже года через три? Вот и независимость, и заработок?
Но очевидно, художник решил, что ему важнее подняться по социальной лестнице. Получить то, что студентам давалось вместе с дипломом: ДВОРЯНСТВО! Для вольнослушателя почти невозможно. Разве только собрать все возможные медали...
Серебряная медаль была получена за "портрет Умнова".
Год перерыва в занятиях по каким-то "семейным обстоятельствам", поездка в Симбирск. Несколько портретов и жанровых картин.
И снова Академия. Звание "художника третьей степени"... можно ли на этом остановиться?! Ещё два года - и "Вторая степень".
И лишь в 1866 году, когда Тимофееву был уже 31 год, пришло время расстаться с Академией - "Художник ПЕРВОЙ степени"! Аттестат "со шпагой" - дворянство!
Как сказали бы сегодня, "сделал себя сам".
Социальным художником не стал, да и не стремился: ему были интересны именно человеческие типы. Писал не только "русских красавиц". И тем не менее именно "головки" сделали ему имя, принесли известность: ведь его красавицы были именно русскими! Воплощением национального идеала.
В свои поздние годы художник-одиночка всё же сблизился с кругом Передвижников, принял участие в выставках. К этому времени относится написанный им "Портрет Митрофана Беляева" - мецената, книгоиздателя, оказывавшего поддержку многим начинающим живописцам.
И всё же в Третьяковской галерее оказалась только одна работа Тимофеева - "Девушка за туалетом". Образец "жанра" - столько достоверных деталей, примет места и времени! Провинциальная барышня, и без того хорошенькая, пытается себя улучшить пудрой...
Последние годы жизни художника - как в тумане: наверняка неизвестно почти ничего! Был знаком с Шаляпиным, и вроде бы даже написал его портрет, который не сохранился... Почему-то покинул Петербург... Даже дата смерти сомнительна. Вроде бы, 1913 год?
Если да, то это символично - последний относительно спокойный год "России, которую мы потеряли". Да и мог ли Тимофеев найти своё место в двадцатом веке? Был практически забыт уже в 1880-х. Востребованной оказалась совсем другая живопись.
Но как же неуловима грань между "мещанским" и высоким! И на этой-то грани, на "лезвии бритвы" сумел удержаться Василий Тимофеев, создав "ширпотреб", достойный стать украшением музейных коллекций.
А какие ещё жанры могли быть "быстрым заработком" для автора и достойным украшением стен в жилище обывателя?
(продолжение следует)