Найти тему

Териберка, Дальние Зеленцы, полуостров Рыбачий - самостоятельное путешествие на УАЗе Патриот

Оглавление

Выехали мы из Санкт-Петербурга в сторону Мурманской области 23 августа в 11 утра на УАЗе Патриот. Шел дождь, на Коле было много аварий: машины бились о придорожные столбы, друг с другом, об отбойники. Одним словом, сплошной коллапс. Однако, через какое-то время небо впереди начинало рассеиваться. И чем дальше мы уезжали в сторону Мурманска, тем лучше становилась погода и дорожная обстановка.

С таким видом, словно из-под кисти художника, мы пообедали на одном из придорожных озер. Мы ели и вдохновлялись )
С таким видом, словно из-под кисти художника, мы пообедали на одном из придорожных озер. Мы ели и вдохновлялись )

Первую остановку на ночлег мы сделали с наступлением сумерек, в 21.30 под Медвежьегорском, на Видлозере. Спустя 10 часов непрерывной езды, с короткими остановками на обед и заправку машины.

Место нашли случайно, смотрели по карте где есть озеро в лесу с нормальным подъездом и недалеко от трассы. Но так, чтобы не меньше 1 км и чтобы не слышно было машин. Нам несказанно повезло: берег красивого озера, рядом много удобных самодельных стоянок со столами и скамейками, хвойный лес, грибы, растущие буквально под ногами.

На следующий день (24 августа) мы встали в 7 утра, позавтракали и выдвинулись дальше. В этот день с погодой повезло гораздо меньше: целый день безостановочно лил серый, унылый дождь.

Все оттенки серого 24 августа 2024 года по дороге Медвежьегорск - Мурманск.
Все оттенки серого 24 августа 2024 года по дороге Медвежьегорск - Мурманск.

Пасмурно, сыро, но это не помешало нам заглянуть на 10 шлюз Беломоро-Балтийского канала в посёлке Надвоицы. Хотели увидеть, что стало с каналом после разрушения.

Этим летом, в конце июля, между 10 и 11 шлюзами случилась авария: размылась временная перемычка (деревянная плотина, построенная вручную, объект гордости местных жителей и место притяжения туристов), установленная на время реконструкции. В результате произошел неконтролируемый сброс воды на близлежащие населенные пункты. Вода затопила поселок при шлюзе 11 и СНТ «Балтийский». Тогда пострадали около 10 человек, были и погибшие.

Зрелище удручающее. Ужасная трагедия и очень жалко людей!

Немного прошлись, осмотрелись и поехали в Мурманск.

Остановились с палатками под Мурманском около 21 часа. С местом как и с погодой не очень сложилось в этот день: тупиковая дорога в смешанном лесу, вблизи дороги, с комарами и мелким дождем. Никаких тебе красивых озер и обустроенных стоянок, а о видах так и вообще говорить не приходилось. Собственно, ничего удивительного - рядом в 30 км город. Палатки поставили на дороге между двух машин, быстро приготовили ужин и легли спать.

Наступило утро. Начался первый день нашего грандиозного автопохода по Териберке и удивительным местам Кольского полуострова.

День 1

25 августа. Собрались всей группой в аэропорту и поехали одной машиной навстречу приключениям.

До Териберки от аэропорта 137 км. Ехать комфортно (почти), лежит асфальт (на большинстве участков). Короткий промежуток трассы 47К-050, она же Серебрянка, в ремонте.

Название трассы «Серебрянка» связано с существовавшим ранее рабочим посёлком Серебрянский. Поселок был основан в 1965 году на правом берегу реки Воронья. В нём жили рабочие, строившие Серебрянскую ГЭС. К 1978 году посёлок был упразднён и вычеркнут из карт.

По дороге остановились сфотографироваться с Кольской ветроэлектростанцией - самым крупным в мире ветропарком за Полярным кругом и стратегическим инвестиционным проектом региона.

Количество турбин - 57 шт, а их общая мощность составляет 202 МВт. Длина лопастей около 65 метров каждая, что сравнимо с высотой 20-этажного дома. Электростанция вырабатывает около 750 млн кВт*ч в год. Подробнее о ней можно почитать по ссылке https://el5-energo.ru/about-us/kola-wind-farm.

Едем дальше, возле указателя на Териберку — сворачиваем налево. Через несколько км начинается очередной участок с ремонтом, около 25 км.

О состоянии дорог мы заранее выясняли на этом ресурсе https://www.madroad.ru. Там же и вся информация о времени перекрытий и закрытии определенных участков.

Практически уже у самой Териберки съезжаем с трассы на Териберский фьорд по рекомендациям других путешественников. Что ж, место красивое, но не сказать, чтобы требовало отдельного внимания.

-8

Быстро посмотрели и поехали дальше в поселок.

Териберка - маленькое село в Мурманской области, совсем недавно ставшее известным, благодаря снятому в 2014 году фильму "Левиафан" Андрея Звягинцева.

Знакомство с Териберкой у нас началось в ресторане «Полярный кит». Очень красивый панорамный вид на Баренцево море и арктическое побережье и очень кусачие цены :-)

Так, например, мы брали на пробу: щучьи котлеты с рататуем (989 руб), треска, запеченная в сосе Том Ям (990 руб), стейк зубатки с картофельным муссом (940 руб), жаркое из оленины (1200 руб).

Но...считаем, что оно того стоило, хотя бы ради того, чтобы проникнуться атмосферой места и насладиться окружающими красотами. Мы же только начинали знакомство с Териберкой...

Одежда, у нас не много не ресторанная. Но а как иначе? Если мы ехали в первую очередь в поход, а не на званый ужин. На самом деле, в туристической одежде были практически все гости.
Одежда, у нас не много не ресторанная. Но а как иначе? Если мы ехали в первую очередь в поход, а не на званый ужин. На самом деле, в туристической одежде были практически все гости.

Помимо всего прочего это заведение примечательно тем, что рядом с ним установлен скелет настоящего кашалота - одного из самых крупных хищников планеты. Подробнее для интересующихся кашалотами на сайте https://zooblog.ru/kashalot/

***

Вкусно отобедав мы отправились исследовать природный парк "Териберка", который находится сразу за поселком Лодейное (Новая Териберка).

Сюда требуется специальное разрешение на посещение. Его мы оформили заранее на сайте https://oopt-murman.ru/park/?ID=103. Стоимость с человека составила 380 рублей/день. Говорят, что можно оформить и на месте, но мы решили не экспериментировать.

Самое обидное - никто пропуска толком и не проверил. Да и бог с ним...так спокойнее..

Собственно, сам парк. Это самая маленькая ООПТ регионального значения Мурманской области (не считая памятники природы), и при этом она самая известная и популярная: в год ее посещает более 100 тысяч человек.

В наших планах было заглянуть на пляж Драконьи яйца, Батарейский водопад и Артиллерийскую батарею береговой обороны.

Большая часть территории природного парка представлена лишайниково-вороничной тундрой. Вдоль побережья растет краснокнижная родиола розовая, в поймах рек и ручьев — кустарники (карликовая береза, ива сизая). Подробнее на сайте ООПТ https://oopt-murman.ru/park/?ID=103

Изучение парка мы начали с пляжа Драконьи яйца. Славится он необычными камнями круглой и овальной формы, действительно чем-то напоминающими яйца мифического животного.

Нас отсюда было не вытащить. Сначала мы увлеклись изучением камней и кривлянием друг перед другом. Потом преодолевали неустойчивую дорогу до берега. А в конце застряли у моря. Какое оно здесь красивое - словами не описать! Хотелось просто сесть на берегу и бесконечно наслаждаться морским бризом и стрекочущими о камни бирюзовыми волнами, трогать прохладную воду и бросать вдаль камушки.

Но, времени на все не так много, а впереди нас еще ждали Батарейский водопад и Артиллерийская батарея береговой обороны.

До водопада надо было немного пройтись в гору. Слегка размялись.

Несмотря на то, что сам водопад не очень большой, вся местность вокруг него выглядит потрясающе.

Сделали несколько фото на память и пошли к береговой батарее, которая находится примерно в 1 км от водопада.

Артиллерийская батарея береговой охраны № 199 30-го отдельного артиллерийского дивизиона в Териберке состоит из четырех 100 мм орудий Б-24БМ. В одну из августовских ночей 1941 года батарея произвела несколько залпов в немецкую подлодку U-571, подобравшуюся слишком близко к берегу. Субмарина спешно погрузилась и смогла уйти на базу, но без повреждений советские артиллеристы её не оставили. В 50-х орудия списали и до наших дней они сохранились благодаря тому, что до 2008 Териберка была закрытым приграничным поселком, из-за чего мародерам просто не представилась возможность уничтожить этот памятник минувшей войны.

Выглядят береговые орудия очень внушительно! Это корабельные пушки, которые предназначались в 30-е года XX столетия для установки на подводных лодках.

Рядом с ними ощущаешь себя маленьким лилипутом. Хорошо, что на каждом таком устройстве есть лесенка на крышу и при желании можно залезть туда и осмотреть все с высоты. Много интересного об исторических орудиях можно также почитать здесь https://nordfilm.ru/lokacii/artillerijskaya-batareya

Время уже близилось к вечеру и серьезно крепчал ветер (север же), который начинал нас потихоньку сдувать с берегов. Мы поскорее отправились в Старую Териберку в надежде убежать от ветра и там же устроиться на ночлег.

Но прежде заглянули еще в самую северную пивоварню Arctic Brewery и взяли свежесваренного темного пива местного разлива.

Навигация для туристов ))
Навигация для туристов ))

В пивоварне работала милая и добрая девушка Оксана. Очень благодарны ей за отзывчивость и всестороннюю помощь (не только касательно выбора пива).

К моменту постановки лагеря (а ставить палатки кроме как на пляже, на берегу моря было негде) ветер разыгрался не на шутку и нагнал дождевых туч. Хотя еще 5 минут назад даже намека не было на непогоду: светило ясное солнышко и небо было яркого сине-голубого цвета.

Ветер в Териберке, да и вообще, в Мурманской области совершенно не то же самое, что в других местах. Если уж задул, так на несколько дней. И дует так, что периодически сбивает с ног, а также все, что стоит у него на пути. Порой шквалистый настолько, что даже сметает сильный дождь..и.. на 5-10 минут дождь пропадает. Но...потом все равно возвращается.

В общем, как-то поставились. Для ужина организовали тент. Но это было недальновидно - тент через какое-то время стало разрывать на части. Пришлось быстро свернуть его. И поставить защиту от дождя и ветра понадежнее - баню (больше похожую на высокую прямоугольную палатку), которую мы везли для купания в море, а никак не для защиты от ветра :-).

Таким образом было положено начало нашей 3-дневной борьбы со стихией, подарившей нам незабываемые впечатления в виде снесенной ночью бани (несмотря на то, что мы ее очень крепко закрепили, обложили со всех сторон камнями, вещами и пр.), улетевшей в море палатки и героически спасенной нашим отважным Александром, готовкой еды между водительским сиденьем и торпедой и в сильно стесненных условиях внутри бани с ее яростно толкающими тебя в бок и под руки раздуваемыми ветром стенками. Но...we survived.

P.S. В Териберке нет туалетов, совсем, только в кафе и ресторанах. Так что запасайтесь мобильными, если планируете жить в палатках.

День 2

26 августа. Сегодня нас ждала фотоохота на китов. Но...в наши планы погода внесла свои коррективы и выход в море пришлось перенести на последний день.

Сон был ооочень рваный и не крепкий. Ветер колошматил всю ночь палатки так, что казалось сорвет и унесет в море вместе с нами. Было немного не по себе. Поднялись резко - сквозь завывания и яростные порывы ветра вдруг услышали как наша баня, героически сражавшаяся с ветром всю ночь, внезапно сорвалась и куда-то полетела. Мигом выскочили ее спасать. Повезло. Зацепилась за Верину палатку.

Худо-бедно, как-то собрали баню, затем с таким же трудом упаковали палатки. В это же время, параллельно пока одни занимались лагерем, другие варили кашу в джет-бойле в машине, спасая огонь от ветра. Немного взъерошенные и помотанные ветром, наконец, укомплектовались, поели-попили и поехали смотреть КОНЕЦ ВСЕХ ДОРОГ.

Ехать не далеко. По пути встретили перевертыш. Судя по его состоянию, лежит здесь уже давно..А может и нет...В любом случае, неприятно видеть такое, особенно перед неизведанной дорогой впереди.

Чуть дальше уперлись в крутой подъем в горку, который нужно иметь храбрость и хорошие водительские навыки, чтобы преодолеть. Мы решили пройтись пешком, чтобы не испытывать судьбу. Хоть для Патриота этот подъем совсем не преграда, но шел только первый день похода и нам предстояла еще поездка на о-ва Средний и Рыбачий, где дороги намного суровее. Было бы обидно до них не доехать.

Вблизи этой горки (где мы оставили машину) был организован вот такой вот стихийный обувной прилавок :-)

Кстати, много фирменных кроссовок и треккинговых ботинок.
Кстати, много фирменных кроссовок и треккинговых ботинок.

Идти было совсем не далеко. Около 2 км. Взяли с собой пендаля (они же карематы, они же сидушки), перекус, ветровки и пошли на прогулку. Уж очень хотелось увидеть что же это за диковина такая "Конец всех дорог".

Наш путь пешком.
Наш путь пешком.

К концу всех дорог ведет - Штокмановская или как ее еще называют, Газпромовская дорога (еще одна достопримечательность Териберки и окрестностей). Прорублена дорога через двадцатиметровые гранитные скалы. Широченная трасса! Ее протяженностью 8880м, которая идет по берегу Баренцева моря.

Здесь в 2009 году Газпром начал строить завод СПГ по переработке сырья со Штокмановского месторождения для поставок на рынок Северной Америки. В 2011-м строительство заморозили, т.к. Беломорское управление Ростехнадзора выявило многочисленные нарушения по части требований СНиП. Это из официальной версии согласно источнику https://www.interfax.ru/russia/794493
Но есть и другая информация. Известно, что партнёрами Газпрома по освоению самого большого газоконденсатного месторождения должны были стать самые крупные компании. Но буквально сразу начались проблемы с финансированием и технологиями (месторождение 550км в море). Менялись потенциальные партнёры, сроки сдвигались. Но самые большие проблемы начались когда наши сказали, что газ будет транспортироваться не американскими газовозами, а через северный поток...

Не смотря на всю прозаичность создания упирающегося в скалу тупика большой дороги, выглядит место, все равно, очень необычно!

Осмотрелись, прогулялись и устроили перекус со свежесваренным кофе. Дима, какой же ты у нас заботливый! И не лень же было тащить турку и все остальные принадлежности для кофе, а потом еще и варить его на большом ветру!

На обратном пути делали уже больше остановок, любовались красотами.

На подъезде к Териберке остановились у Бухты влюбленных троллей.

Это необычный наскальный арт-объект, реализованный на грант регионального министерства культуры местным художником Федором Мухаметшиным. Со слов художника, посмотрев на спутниковом снимке на залив в Старой Териберке, увидел, что его берега складываются в очертания двух профилей, мужского и женского. Так и родилась основная идея.

На создание арт-объекта ушло 1,5 недели. Вместе с промышленными альпинистами Федор вытесывал изображение на скале, которое детально повторяет карту местности. "Кольский полуостров — земля, о которой до 1500-х годов нигде и ничего не было известно. Поэтому здесь могло существовать всё, что угодно, даже тролли! — отмечает Фёдор" (https://hibinform.ru/apatitskij-hudozhnik-sozdast-gigantskih-trollej-v-teriberke/) Отсюда и название.
Ну, вот  вам фото со спутника для сравнения. Красным отмечено место, где находится наскальный рисунок.
Ну, вот вам фото со спутника для сравнения. Красным отмечено место, где находится наскальный рисунок.

Вот так и складываются легенды ) Едем дальше.

По плану у нас еще на сегодня посещение легендарного Териберского пляжа с разными интересными локациями, столь широко разрекламированными в сети, обед и дорога до Дальних Зеленцов.

Паркуемся у пляжа, рядом с нашим местом прошлой ночевки. Проходим по берегу около 50 метров и...

1. Первое, что мы видим - заброшенный траулер (надо сказать, что мы его видели еще вчера вечером вблизи от лагеря, но сознательно оставили на изучение на второй день). Несмотря на всю ветхость и обильные следы ржавчины - выглядит весьма эффектно, даже вместе с граффити. Несколько лет назад его сорвало мощным штормом с причала рыболовецкой фабрики и вынесло на этот берег. С тех пор судно стало местной достопримечательностью.

2. Неподалеку, в десятках метрах от траулера установлены более популярные среди туристов гигантские качели. На них всегда очередь. В основном, чтобы сделать красивые фоточки. Хотя вид, и правда, великолепный.

3. Тут же рядом с качелями находится ресторан «Териберский Берег» и скелет кита из Левиафана. Хоть и бутафорский, но выглядит вполне себе натурально.

4. Еще чуть дальше вдоль берега располагается арт-объект "Место встречи". Инсталляция представляет собой круглый 12-метровый подиум, в который вертикально врезаны несколько рыбацких лодок со скамейками внутри.

Идея художницы из Санкт-Петербурга Екатерины Голубиной заключалась в том, чтобы "объединить истории рыбацких сёл в одном месте и дать им новую жизнь и силу". Среди местного населения проект получил большой резонанс. Многие не приняли его, а кто-то вообще увидел вместо художественных объектов надгробия морякам, вспоминая, что в старые времена в этих краях после гибели рыбаков на берегу вбивали лодку – как дань памяти погибшим односельчанам. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/211121/51763/

А все равно хорошо здесь! Да и просто посидеть хорошо :-)

В далекие времена рыбаки встречались на лодках в море, болтали обо всём на свете и попутно ловили рыбу. Этот арт-объект можно же воспринимать и как дань памяти рыбакам. Кто-что видит...Да и дело вкуса каждого.

Нагулявшись по берегу и осмотрев туристические объекты, поехали обедать в Гастропаб Mole.

Хочется только еще отметить несколько туристических объектов, к которым все стремятся, но нашу команду они не сильно впечатлили: трон из топляка для победителей Кубка мира- 2021 по силовому экстриму, имеющий сходство с троном из «Игры Престолов» - показался уж слишком как-то неуместным в здешних краях,

Трон сразу за китом, в сторону моря.
Трон сразу за китом, в сторону моря.

кладбище кораблей в старой части села, больше напоминающее свалку ржавого железа на берегу и заброшенная школа в некотором отдалении от берега, вблизи пивоварни - так и не поняли, что должно нас заставить зайти в нее.

Итак, Гастропабе Mole. Ребята! Какую же там подают вкуснятину! Пальчики оближешь! Вкусно все: от салатов до напитков! Все свое, свежеприготовленное, морское. А названия блюд так и манят попробовать каждое: сливочный суп с морепродуктами (630 руб), похлебка с олениной (580 руб), спинка трески с пюре, горошком и соусом из копченых мидий (780 руб), салат с жареным картофелем, яйцом и маринованным огурцом (370 руб), винегрет с опятами и клюквенным майонезом (420 руб), томленая говядина с с подкопченным и ягодным взваром (820 руб)! Ресторанчик хоть и не большой (5-6 столиков всего), но очень уютный. Важно только бронировать заранее, чтобы гарантированно получить место.

Виды из окна может быть скромные совсем, но с такими шикарными, а главное безумно вкусными блюдами это абсолютно не страшно! Да и ценник вполне себе приемлемый. Уж точно гораздо ниже, чем в "Полярном ките".

Сытно поели, приятно пообщались, наметили дальнейшие планы и выдвинулись в Дальние Зеленцы (уникальный поселок-призрак), чтобы прочувствовать все особенности жизни людей на самых северных территориях.

Ехать предстояло около 122 км или 4 часов по "сказочным", грейдерным грунтовым дорогам :-).

Прямой дороги от Териберки до Зеленцов нет. Нжно вернуться на трассу 47К-050, до которой примерно час от Териберки и затем повернуть налево. Сначала довольно долго идет грейдерная грунтовка, а затем, чем ближе к Зеленцам, где-то после поселка Туманный, тем больше она становится каменистой и проходимой только на внедорожниках. (слошные броды, камни, крутые подъемы-спуски). Одна радость - часть пути мы любовались Кольской ветроэлектростанцией,

а вторую часть - шикарными пейзажами.

Но, как говорится, "дорогу осилит идущий" - и мы осилили. Не смотря на то, что машина периодически закипала и иногда в ней было просто дико жарко (все-таки дитя отечественного автопрома, есть нюансы). Но ничего...В перерывах мы выходили на улицу, чтобы подышать, размяться, а заодно и перекусить.

На подъезде к Зеленцам коварный навигатор повел нас не той дорогой, и мы уперлись в тупик. Но как же было прекрасно это место, что мы даже на секунду поддались мимолетной слабости и подумали остановиться здесь и дальше никуда не ехать. Однако, время неумолимо близилось к вечеру, наступали сумерки и мы приняли решение все-таки доехать до нашей конечной цели - Дальние Зеленцы.

Та самая дорога не туда (черным цветом). Не верьте навигатору, он будет настойчиво уводить вас направо, в сторону Зеленецкой губы. Но на самом деле вам надо ехать просто дальше прямо по рыжей линии.
Та самая дорога не туда (черным цветом). Не верьте навигатору, он будет настойчиво уводить вас направо, в сторону Зеленецкой губы. Но на самом деле вам надо ехать просто дальше прямо по рыжей линии.

Развернулись и поехали к заветному поселку.

-42

Какая же красотища встретила нас по приезде! Казалось, что после Териберки будет что-то совершенно заброшенное, забытое, ветхое и не представляющее ни малейшего интереса.

А на самом деле...

На самом деле, конечно, заброшенное и ветхое. Но..с какой-то особой своей атмосферой и энергетикой, которая больше притягивала к этим местам, чем отталкивала.

Уже смеркалось, огненный закат завораживал и активно намекал, что пора бы искать стоянку для ночлега, иначе это придется делать в темноте и при сильном ветре.

Быстро сбегали к Северной коррозийной станции... и приняли решение, что подробно все остальное рассмотрим уже завтра.

Что же касается самой станции. Здесь на специальных стендах на нескольких площадках размещены пластины из различных сплавов, а также покрытые разными средствами. Эти пластины "открыты всем ветрам" - именно так наблюдают за поведением тех или иных сплавов в условиях эксплуатации в суровом климате. Свои образцы сюда когда-то отправлял и АвтоВАЗ.

Чтобы найти стоянку, пришлось изрядно покататься по округе. Ветер такой, что никуда не спрячешься от него. А мы, уже прилично измотанные им за прошедшие два дня, очень хотели хотя бы эту ночь поспать спокойно, без дерущихся стен палаток и жуткого завывания. И вроде как...нашли.. Среди гряды невысоких холмов, вблизи небольшого озера, на красивой живописной полянке.

-46

По вытоптанной земле видно было, что раньше здесь прятались и другие туристы.

С местом почти не прогадали. Ветер ночью был и правда не такой сильный, чем в прошлые дни. Но, к середине ночи снова все повторилось.

День 3

27 августа. Утром задуло во всю мощь и нас ждала очередная экстремальная готовка еды. Радовало только, что стенки бани все-таки как-то спасали от стихии, хотя по Вере этого не скажешь :-).

Уже по обыкновению быстро собрались: свернули за 5 минут 3 палатки, упаковали баню, разложили еду по пакетам, закинули все в багажник - и помчали изучать таинственный поселок.

Дальние Зеленцы - маленький полузаброшенный посёлок, с постоянным населением около 20 человек. Очень сильно отличается от Териберки. Здесь нет ни кафе, ни ресторанов, ни магазинов, ни арт-объектов, ни прочих привычных для большинства туристов условий. Настоящий дикий мир, куда не каждый рискнет заехать!

Мы же, наоборот, искали именно этого. Где нет толп людей, тишина, умиротворение и полное единение с природой. А еще и на самом краю света!

***

Зеленцы - поселок-призрак, и ему есть, что о себе рассказать.

Вчера, при беглом знакомстве с поселком, наше внимание привлекло сразу несколько объектов.

И сегодня мы задались целью их все подробно рассмотреть. Времени у нас было не много, всего часа 1,5, чтобы по световому дню еще успеть доехать до п-ва Средний.

Поэтому, скорее погнали изучать местность...

Массивные лодки посреди домов, величиной с эти же дома.

Лодка на фоне Шельпинского дома. Наш УАЗик выглядит крошкой по сравнению с зеленецкой лодкой.
Лодка на фоне Шельпинского дома. Наш УАЗик выглядит крошкой по сравнению с зеленецкой лодкой.
Лодка напротив, через дорогу.
Лодка напротив, через дорогу.

Заброшенные постройки.

2-этажный, сильно ветхий, разваливающийся на глазах дом.

Бывший главный корпус Мурманского морского биологического института (ММБИ),

Очень колоритное, но убитое временем и ветрами полузатонувшее судно - а точнее, фрагменты старой финской зверобойной шхуны «Майна» (как она выглядела раньше и подробнее о ней https://fleetphoto.ru/photo/36676/, https://soviet-trawler.narod.ru/pages_r/ussr/220_r.html). В последние годы судно принадлежало Морскому институту и использовалось в качестве экспедиционного.

Во время прогулки больше всего удивило то, что этот поселок вполне обитаем: у домов стоят машины (между прочим, многие современные), периодически проходят люди, на коррозийной станции до сих пор проводят исследования. Честно говоря, сложно представить жизнь в таком месте: нормальных дорог нет, до Мурманска почти 170 км, магазинов нет, инфраструктуры нет, даже здания почты нет :-) - кругом вода, тундра, скалы и сплошная разруха.

Увидев все это, любопытна стала история места.

История поселка началась еще в начале XVII в., когда на берегу Зеленецкой губы было образовано рыбацкое становище.
При этом, постоянное население появилось лишь в начале 1930-х годов. Здесь был организован трудпоселок №6 из сосланных сюда советским правительством около 500 астраханцев.
Затем была построена биологическая станция (по сути градообразующее предприятие поселка) по изучению морских обитателей, преобразованная в дальнейшем в институт. Вместе с ней строилось и все остальное (бараки, школа, электростанция, мастерские, склад, мосты и пр).
Местные жители, рыбаки, а чаще других научные сотрудники института (т.к. среди них меньше всего процветало пьянство) нередко привлекались к строительству поселка. Все делалось своими руками и с огромными усилиями. Специальной техники, оборудования - ничего этого не было.
Собственно, поселок жил, и прямо и косвенно, благодаря науке. Но, после того, как институт переехал в Мурманск (1989 год), Зеленцы стали потихоньку увядать и приходить в упадок. Многие жители уехали, работать стало некому, да и негде.
Больше информации о прошлой жизни в Д. Зеленцах можно узнать в мемуарах доктора биологических наук Л.Н. Мироновой https://www.littorina.info/zelenci/stancia/ochevidci/1mironova_titul.htm и
А. Черницкого https://rybafish.info/memuary-o-stroitelstve-v-dalnih-zelenczah.htm

В настоящий момент в Дальних Зеленцах проводятся наблюдения за океаническим планктоном, действует северная коррозионная станция, работают метеорологическая станция, пограничная и войсковая (ПВО) части и есть даже какой-то спортивно-туристический дайверский центр "Дальние Зеленцы".

Ну, а мы изрядно нагулявшись возле старого судна, по многочисленным комнатам научного института и сделав атмосферные фото у художественно разваливающегося дома, вскочили под силой яростного ветра в наш всемогущий Патриот и "помчали" в сторону Среднего.

***

Ехать до полуострова долго. Сначала 3 часа по бездорожью до поворота на Териберку, затем по асфальтированной дороге 1,5 часа до Мурманска (там обязательно заправка, т.к. АЗС ни в сторону Териберки с Зеленцами, ни на Среднем и Рыбачьем нет совсем) потом от Мурманска тоже по асфальту часа 1,5-2 до пограничного КПП "Титовка" (недалеко Норвегия, около 125 км до нее) и еще примерно 1,5 часа по бездорожью от реки Титовка и водопада до Среднего.

Контрольный пункт прошли быстро: краем глаза проверили паспорта и багажник.

Следующую остановку сделали минут через 20 у водопада "Мельничный каскад" на реке Титовка, одного из самых живописных водопадов в Мурманской области. Припарковались неподалеку от него. Дальше резко вниз, поэтому спокойнее было пройтись пешком, а заодно и размяться. Там всего не более 300 метров.

Время поджимало...потихоньку начинались сумерки, а нам еще нужно было успеть доехать до Среднего до наступления темноты. Места незнакомые, суровые. Постановка лагеря, палаток для ночевки - все это требовало присутствия света для ориентирования на местности.

Важный момент - для пребывания на Среднем и Рыбачьем также нужны разрешения. Стоимость для физ .лица - 320 руб./день. Оформить можно на том же сайте ООПТ Мурманской обл. https://vizit.oopt-murman.ru/rules-poluos?place_id=3 Оформили заранее. Ага! Смешно! Наши пропуска и здесь так никто и не проверил. Вот и не знаешь как лучше :-)

Сели в машину, поехали. Через полчаса увидели базу отдыха "Титовка Арктик Ривер Парк" и решили зайти в надежде получить полезную информацию на ресепшен. Там местный эвакуаторщик весьма старательно стал нас отговаривать ехать на Рыбачий (планировали ехать туда на следующий день, перемахнув на одном дыхании через Средний). Мол у вас стоковая машина, никакой подготовки к таким сложным дорогам, убьетесь, или в лучшем случае застрянете, вас потом спасать, вытаскивать ("за 80 тыс. деревянных" между прочим). В общем, на фиг надо!

Шельмец. Поверили. Приняли решение на завтра максимально полно изучить Средний, а на сегодня найти получше стоянку и заночевать. Зря поверили...как потом выяснилось...

Однако, надо отдать должное мужику, много полезного рассказал как проезжать по Среднему:

1. Правило проезда через броды (а их там не мало) -"если идешь - значит едешь". То есть, если видишь глубокую лужу и не видишь дна - иди проверять ногами. Прошел нормально - значит и машина проедет.
2. График приливов и отливов - если об этом не знать, то можно машину крепко посадить в лужах рек или на литоралях. Литораль - отливная зона моря, морское дно, которое обнажается во время отлива.
Высота отлива может составлять до 2-3 метров, а периодичность приливов и отливов 6 часов, то есть 2 раза в сутки полная вода и 2 раза - малая. И если уж вас застиг прилив, то дело дрянь. Многие авантюристы в тех местах погубили своих 4-колесных друзей. Наглядно и весьма красочно иллюстрирует это статья на драйве https://www.drive2.ru/l/479460188307325629/
А вот вам для понимания ситуации с приливами и отливами https://tideking.com/Russia/Murmansk/Poluostrov-Rybachiy/
3. "По тем дорогам, где едут другие машины - езжайте и вы" - на Среднем много разных дорог и ответвлений. Есть туристические, где проезжает основная часть людей, а есть военные, коих не мало, и они могут быть совершенно не подходящими для движения на стоковых авто.

Вооружившись исчерпывающими знаниями поехали на Средний ставить лагерь.

Вооон он, Средний п-ов, сразу за водой песчаного цвета участок суши.
Вооон он, Средний п-ов, сразу за водой песчаного цвета участок суши.

Пока ехали, снова кайфовали от окружающих видов. И если бы не они, дорога бы нас изрядно измотала. Сплошные то яма, то канава.

-63

На стоянке мы оказались к 20.00, с учетом выезда из Зеленцов около 11 часов утра, обеда, санитарных остановок по дороге, заездов на заправку, КПП, водопад и базу отдыха на п-ве Средний.

Быстро расставились и вдруг обнаружили... что мы под пристальным надзором береговой охраны. Да-да, именно мы, других поблизости не было )) Ну ок! Пусть наблюдают )) Мы были с чистыми помыслами и никого не боялись )))

По-моему, это была первая более менее спокойная от ветра ночь. Палатки почти не колыхались и мы, наконец, смогли нормально выспаться.

День 4

28 августа. Ох уж этот ветер! Утром он предательски вернулся.

И как!!! Так, что унес палатку у ребят, пока они на секунду отвлеклись на сборку тента. Это было фиаско! Ветер моментально подхватил легкую, воздушную, с высокой парусностью палатку и увлек ее к беспокойным водам Баренцева моря, мягко приземлив ее вниз дном. Стоит палатка, словно на земле. А мы смотрим на это зрелище как завороженные, можно подумать нам фокусы показывают. Секунда-две и тут до нас доходит... наш милый "дом" начинает уплывать в океан.

И тут, Саша (наш героический Саша с больной ногой!) внезапно устремляется по грудам шатких и скользких камней в сторону палатки,

-66

по пути скидывая с себя всю верхнюю одежду. Ловко перескакивая с камня на камень, Саша быстро добирается до воды и широкими, могучими шагами, постепенно погружаясь в холодную воду (в это время палатка уже не уплывала, сильно намокнув, она спешно уходила на дно) настигает и хватает за последний виднеющийся кусок ткани драгоценную часть снаряжения. Саша, словно бурлак, тащит бедную, насквозь промокшую палатку, цепляясь ею о камни с водорослями. ООО! Спаситель! Наш супермен! Супергерой! Чудесное спасение! Вера не останется без палатки!

К тому моменту, когда Саша выбрался из воды, мы уже полностью подготовились к реанимационным мероприятиям по предотвращению от переохлаждения: выдали сухое полотенце, хорошо нагрели пространство внутри бани, вскипятили горячий чай, разбавили его лекарственным бальзамом. 5-10 минут - и Саша сухой, бодрый и довольный.

Из-за этой оказии изрядно потеряли время. Но, не страшно. Впечатлений зато сколько! Быстро собрались и помчали навстречу приключениям в сторону скал "Два брата" и Берег рыжих камней.

Рядом с машиной место нашего лагеря.
Рядом с машиной место нашего лагеря.

К скалам решили подъезжать с западной стороны полуострова. По навигатору 2 часа. Но потратили явно больше, около 3,5 часов.

Дорожка знатная..много сложных подъемов, камней, луж. Со слов сотрудника базы, есть такие лужи, которые можно и не проехать, но это скорее в дождливую погоду или во время приливов. Что-то похожее нам несколько раз попалось, но их можно было объехать с другой стороны - поэтому критичного ничего не было. Все остальные проезжали по принципу "вижу дно - значит еду".

Пока добирались к знаменитым скалам, увидели где-то в середине пути на карте пушки, заехали к ним.

Во время ВОВ полуострова Рыбачий и Средний были важными стратегическими объектами, с берегов которых можно было контролировать все передвижения немецкого флота у входа в Печенгский, Кольский и Мотовский заливы. Для этого здесь были развернуты несколько батарей морских дальнобойных орудий. Одной из таковых была батарея №221, получившая свою известность как "батарея Поночевного". В конце 1946 года, недалеко от позиций 221-й батареи построили ещё одну - №10. На этот раз по всем правилам фортификационного искусства. Батарея из 4-х 152-мм орудий МУ-2 была оснащена по последнему слову техники, имела бетонные бункеры для боезапаса и укрытия для личного состава, все командные и вспомогательные помещения находились глубоко под землей. Источники: 1)https://www.planetadorog.ru/r/granitnyy_linkor_voyna_na_poluostrove_rybachiy/ 2)https://victorymuseum.ru/encyclopedia/technic/voenno-morskoy-flot/152-mm-odnoorudiynaya-beregovaya-shchitovaya-artilleriyskaya-ustanovka-mu-2-sssr/

Выглядят пушки очень масштабно. Было интересно осмотреть их со всех сторон. Ну, а мы едем дальше.

Спустя еще какое-то время, преодолевая различные рельефные преграды, мы все же достигли Двух братьев. И какая красота нам открылась!!! Впереди, между бескрайней водной гладью и величественной стеной живописного каньона стояли 2 статные фигуры, озаренные лучами солнца.

Скалы "Два брата" - уникальный памятник природы. 2 скалы высотой 30 метров и возрастом около 600 миллионов лет. Образованы в результате геологического выветривания: колебаний температуры, циклов замерзания и химического воздействия воды и атмосферных осадков.

У саамов это место считалось святым. И по саамской легенде, два брата - Киипери-Укко (коварный) и Киипери-Акка (добрый) постоянно мерялись силами, соперничая друг с другом. В решающей битве Акка оказался сильнее и победил Укко, превратив соперника и его суженую в каменные изваяния.

Следующая наша остановка - Берег рыжих камней. Примерно в 1 км от Двух братьев.

Этот берег - уникальный и загадочный геологический объект, сложенный из песчаниковых останцев, которые создала сама природа. Причудливость цвета и форм, слоистая структура скал явились результатом физического и химического выветривания, а рыже-красный цвет возник из-за присутствия оксида железа.

К сожалению, у нас было мало времени, чтобы пройти весь берег и увидеть все его разнообразие. Но даже то, что нам удалось охватить, оставило неизгладимое впечатление! Обязательно еще вернемся сюда!

Пообедали с чудесным пейзажем в окружении бесчисленных плантаций красного кизилка (про кизилок https://sadovymir.ru/content/articles/4307/) и

поехали обратно к водопаду "Мельничный каскад" (там решили сегодня заночевать, чтобы рано утром выехать в сторону Териберки на запланированную фотоохоту на китов), теперь уже по восточному берегу Среднего п-ва.

По дороге встретили нахальную рыжую морду - красотку лисичку с шикарным пышным хвостом. Судя по всему, она здесь прикормленная: нас не боялась совсем и все испытующе заглядывала нам в глаза с немым вопросом "а что у вас есть для меня?". К сожалению, нашлись под рукой только конфетки "Коровка" (вся основная провизия была закопана глубоко в багажнике). Издеваться над животным не стали и поехали дальше.

Довольно удачно и уже ближе к вечеру, добрались до базы отдыха "Титовка". Хотя были места, которые мы проезжали с определенной долей напряжения. Где-то съезжали боком, почти под уклоном 30 градусов. Где-то покоряли большие валуны. Где-то немного месили грязь и форсировали большие лужи. Но, как показала практика, дорога вполне доступна для стоковых внедорожников.

Таким образом, в этот день мы объехали вдоль берега, по кругу весь Средний п-ов и бездорожьем насладились сполна.

К базе мы приехали голодные, с диким желанием поесть краба (настоящего морского деликатеса). И...нам повезло! В видовом северном ресторане с панорамными окнами в пол, для нас приготовили огромного 8-миногого ракообразного и организовали роскошную подачу его в ветвях ароматного можжевельника!

Цена - ой-ой!!! 11 000 руб. На Кольском, в принципе, все цены в ресторанах очень заряжены. Но как же это было безумно вкусно!!! А какой вид из окна!

Как говорится, угостились - пора и честь знать, нам еще лагерь ставить.

Полчаса по грунтовке и мы уже были вблизи от водопада. Более менее чистое, сухое и ровное место пришлось немного поискать. Нашли, поставили 2 палатки и стали сушить третью, Верину палатку, улетевшую еще с утра в море.

На этот раз в качестве героя выступил Дима :-). Сначала поставил палатку, растянув ее на дугах, а потом залез внутрь с обогревателем (есть у нас такой классный мобильный девайс, который спасает в холодную погоду) и стал сушить. Как там было внутри, можно легко представить: 100% влажность и горячее открытое тепло. Бррр...Бедный Дима. Но, он стоически просушил первую часть (надо сказать довольно быстро, минут за 10) и приготовился ко второй.

Ржем бесстыдно ))))))) А как на это еще реагировать? )
Ржем бесстыдно ))))))) А как на это еще реагировать? )

Вторая часть была еще веселее: палатку надо было перевернуть верхушкой вниз, чтобы просушить теперь дно. Вопрос оставался открытым: как залезть в палатку и плюс удержаться в ней. Слабоумие и отвага - наше все! А кроме того, гибкость и смекалка ))

Решили задачу: ребята сели по разным сторонам палатки и крепко взялись за нее, чтобы удерживать в вертикальном положении. Худо-бедно Дима залез внутрь и повторил все прошлые манипуляции. Какого ему там было на этот раз? Ну, так! Комментарии излишни. Но мы все ржали, и Дима тоже ))) Знаете как курочки сидят на насесте? Да-да! Примерно также сидел и Дима, балансировал на дуге и сушил одновременно.

В конце концов, через 15-20 минут подвиг был совершен и палатка практически высушена.

Усталые, но с чувством выполненного долга легли спать.

День 5

29 августа. Последний день наших Кольских приключений.

Эта ночь, надо признать, первая ночь, которая была совершенно безветренной! И что удивительно, весьма холодной. По ощущениям, температура ночью опускалась до 7-10 градусов. В другие дни она в основном была 15-16.

Немного подмерзшие и хмурые, вылезли утром из палаток. А тут вдруг, ласковое и теплое солнышко. Ну, как не порадоваться!

Тем более, что сегодня нас ждала морская прогулка по Баренцеву морю и, может быть, киты...

Позавтракали и поехали снова в Териберку. Приехали чуть раньше, до отплытия оставалось еще примерно 1,5 часа. В ожидании нашего кораблика съездили в местный магазинчик "У причала", где можно закупиться всевозможными сувенирами и продуктами севера (чипсы из ягеля, снеки из оленины, вяленого ерша, копчёного палтуса, печень трески с икрой морского ежа). Учтите только, что цены очень кусачие за оригинальные презенты! Так, ради интереса, чипсы из ягеля 20-30 г почти 1000 рублей стоят. 1000 рублей за 20 грамм, Карл!

У нас рука не поднялась платить 1000 рублей за сухой мох )
У нас рука не поднялась платить 1000 рублей за сухой мох )

Потом зашли в кафе-столовую "Морепродукты", где можно было бюджетно попробовать свежих морских обитателей (морских ежей по 250 руб., гребешков по 250 руб., модиолусов по 300 руб. (больших мидий до 22 см в длину) и морских огурцов по 200 руб.).

Сверху вниз: морской еж, морской гребешок, морской огурец.
Сверху вниз: морской еж, морской гребешок, морской огурец.

После дегустации захотелось еще больше зарядиться арктической атмосферой, и мы заглянули в ресторанчик "Териберский берег", что стоит на самом берегу моря. Божественные виды, натуральный травяной чай, фирменные десерты привели нас в состояние полной эйфории.

Сытые, довольные, с драминой в желудках (ах-хах), оделись потеплее и отправились на кораблике в море.

-82

После 4-дневного ветродуя, море еще все никак не могло успокоиться, стихало постепенно, нервно, периодически поднимало наше судно на приличную высоту. От этих американских горок захватывало дух и страшно было лишний раз пошевелиться. Казалось сейчас встанешь и тебя очередной волной легко и непринужденно выкинет за борт.

-83

Через борьбу со стихией, медленно, но верно, дошли до места рыбалки (рыбалка входит в стоимость аренды судна).

На морской прогулке и охоте за китами, как правило, все суда собираются в одном месте, по рации передают друг другу информацию, где запеленгованы киты, котики или кто-нибудь еще. Так проще оказать заявленную услугу наибольшему количеству туристов. На рыбалке та же история, все кучкуются там, где ловится рыба. Поэтому у нас всегда была компания.

-84

Надо сказать, что такие большие крючки и снасти мы видели впервые. Казалось, что будет очень тяжело что-то поймать с первого раза. Но, на практике вышло все наоборот. Буквально через пару-тройку минут, появился первый улов у Саши. Красивая, добротная треска. А потом стали попадаться еще и еще...Очень легкая вышла рыбалка )))

Итак, первый гештальт закрыт, рыбалка удалась. Каждому из нас удалось за полчаса (максимум) поймать по 1-3 рыбке. Устремляемся снова на поиски китов. Как вдруг...поступила по рации информация, что только что другой экипаж видел в одной из бухт морских котиков. Конечно, нам надо туда...И вот мы уже в непосредственной близости от них. Хватаем бинокли, чтобы получше разглядеть. Котики на солнце, на мокрых камнях лосняться и сливаются с рельефом, затрудняя нам просмотр, но видно, что их силуэты что-то там копошатся, трутся о скалы, плавно перетекают в воду - и все это не по телевизору, а вживую! Восторг!

Как же мы довольны, не передать словами! Китов все еще хотим увидеть, но душа немного успокоилась, получив дозу эндорфинов от пойманной рыбы и наблюдения за котиками.

-87

Идем обратно, потихоньку заканчивается наша прогулка (3 часа аренды судна). Мы и не заметили как пролетело время в погоне за незабываемыми впечатлениями.

А тут еще и капитан корабля любезно предложил поуправлять своим чудесным судном. Ну, как от такого откажешься?! Естественно, уже все на очереди сесть за штурвал.

Тем временем, море уже совсем успокоилось, и мы тоже в своем желании увидеть китов. Значит, не в этот раз. Да и будет повод вернуться! Тем более, нас ждет еще Рыбачий.

-89

Спасибо тебе, Териберка! Это было классно, жизненно, безумно интересно, в каких-то моментах даже слегка экстремально, но совершенно бесподобно!

Наш конечный пункт - Мурманск. Там мы попрощались с нашей группой, пожелали друг другу хорошей дороги (кому на самолете, кому на автомобиле), до скорых встреч, обнялись и разъехались в разные стороны.

Послесловие..

Ох! Ну и тяжелой выдалась дорожка домой. Искать привал неподалеку от Мурманска оказалось почти невыполнимой задачей. Вечер. 10 часов. Едем почти вслепую, уже темно. Все отвороты, более ли менее сулящие что-то приемлемое, чтобы остановиться с палаткой на ночь - перекрыты бетонными блоками. А там где доступ открыт - либо дороги лесовозов, либо ведущие на промышленный карьер. В общем, с неимоверными усилиями, уже ночью, нашли пристанище в хвойном тихом лесу неподалеку от Апатит, когда свернули с трассы Кола в сторону Кировска.

На утро был вкусный вегетарианский завтрак из очень крупных сладких ягод, брусники и черники. Компенсация за тяжелую ночь.

Но какое же утро без кофе! Конечно, решено. Едем на заправку Газпром в Апатитах, тут не далеко. А на заправке следующая неожиданность - встречаем наших друзей из Питера, которые ехали из Хибин в Мурманск и тоже решили здесь попить кофейку :-) Тесен мир, очень тесен!

Поболтали, поделились впечатлениями от путешествий, пожелали друг другу счастливого пути и поехали дальше каждый в свою сторону. Лично нам предстояло, ни много ни мало целых 17 часов езды до Питера. Все понимали: тяжело, рискованно, - но уж очень хотелось в душ и мягкую кровать.

И на тот момент мы даже не подозревали, что судьба уготовила нам несколько шикарных подарков: чудесный закат с заварным кофе на берегу удивительно красивого озера и северное сияние под Петрозаводском на чистейшем небе. Два эти события были словно допингом для нас и мы благополучно добрались до дома.

Краткая справка по поездке

Дорога:

  • Общий километраж: СПб - Мурманск - Териберка - Дальние Зеленцы - Средний - Териберка - Мурманск - СПб - почти 4000 км
  • Расход на бензин - почти 30 тыс. руб.
  • Потрачено бензина - 540 литров
  • Обязательно берите с собой доп. канистры с бензином, т.к. АЗС фактически есть только в Мурманске.
  • На Средний и Рыбачий очень пригодятся высокие резиновые сапоги - мерить броды.
  • Отправляясь в Териберку, проверяйте информацию на перекрытие дорог.

***

Прогулка в природных парках:

Пропуск в природный парк Териберка - 380 р/день (для рос. гражданина)

Пропуск на Средний и Рыбачий - 320 р/день (для рос. гражданина)

***

Что обязательно посмотреть в Териберке:

  • Конец всех дорог, затонувший траулер, скелет настоящего кашалота, пляж "драконьи яйца" и артиллерийскую батарею

***

Что обязательно посмотреть на Кольском п-ве:

  • Дальние Зеленцы, п-ов Средний и Рыбачий

***

Рестораны, кафе, магазины в Териберке:

  • Приемлемо по деньгам, но очень вкусно в гастропабе Mole
  • Красиво и дорого в ресторане «Полярный кит»
  • Бюджетно и можно все продегустировать в кафе "Морепродукты"
  • В магазине "У причала" можно купить сувениры и всяческие деликатесы.

***

Обязательно попробовать:

  • морского ежа
  • модиолуса (большую мидию)
  • треску во всех исполнениях
  • краба в ресторане парк-отеля "Титовка" по дороге на п-в Средний (дорого, но стоит того)

***

Бытовые вопросы (обязательно брать с собой):

  • Запас питьевой воды
  • Мобильные биотуалеты (пригодятся везде и в первую очередь в Териберке, если планируете дикую ночевку)

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на наш канал! Будет интересно!