Интересно устроена поисковая система сети Интернет – ты ищешь информацию, вводишь параметры запроса, находишь или нет – другой вопрос, но в последующих сеансах, по ключевым словам, твоих запросов поисковые роботы начинают наваливать в директ аналогичную информацию.
Разыскивал исторические подробности возникновения Галиевской меловой пещеры и Гороховской, сьездили удачно, все круто, два дня спустя в компе выбивает на табло «Мигулинские пещеры». Посмотреть не желаете, всего то 410 км. от Старого Оскола, северная часть Ростовской области. Вопли с пританцовываем, ругань в монитор, телефон в руки: «Наташка, тут это..Такое дело..» - и 16 августа снова Алексеевка-Богучар-трасса М4-Нагибин, поворот и через 70 км станица Мигулинская. Ощущение что три световых парсека отмотали, жара стояла в полный рост. Тучные мигулинские коровы в изумлении уставились на машину, обсыпанную меловой пылью Белого Колодезя, мы, объехав пастбище легко нашли стоянку на высоком берегу Дона и экономя время пока налегке спустились на поиск входа в меловые Мигулинские пещеры.
Нашли быстро, у сильно разрушенного временем и природой воронкообразного, почти полностью засыпанного входа, собираясь попасть внутрь, стояли трое легко одетых местных девочек подростков с телефонами в руках. Для современного человека это конечно же самое надежное спасательное средство, заменяющее все на свете – воду, спички, свет и еду. Даже лопаты. Иногда. Сказали им одним в пещеру не лазить, поднялись к машине и переодевшись в теплую одежду, взяв с собой поисковый шнур в бобине, лопаты, фонарики и сумку со страховочными веревками, вернулись. Девочки были маленькие, но уже будущие женщины – несмотря на запрет, успели слазить в горловину пещеры, извозюкаться в мелу, после чего с визгом умчались вверх по склону, пересказывая друг другу размеры своих страхов. Пока мы чуть расширяли вход, отбрасывая лопатами осыпавшуюся породу, подошли другие туристы, по виду и по факту приезжие, в сопровождении юного местного гида, загорелого и веселого парнишки. Покрутились рядом, но лезть в замкнутое пространство побоялись (девушкам мешал маникюр а парню пивное брюхо).
Мы закрепили поисковый шнур на вбитый крюк «Г», и задом наперед я пополз внутрь, уж если что случится вылезать головой вперед все-таки проще, чем наоборот. Вход в пещеру оказался трехметровой длины «шкуродером» минимальной высоты оставшегося свободного пространства.
Мешало все- лопата цеплялась да выступы, сумка, пользуясь случаем, старалась наконец то задушить меня, затягивая петлю ремня на шее, первые метры поискового шнура решили, что у них забастовка, один верный налобный фонарик освещал увеличивающуюся длину лаза. Снаружи послышались три тысячи вопросов о том, жив ли я и предложение не бросать ее тут одну.
Вы пробовали смеяться в ограниченном пространстве, когда в спину вам давит многотонная глыба спрессованного мела а локти еле проходят вдоль стенок? Непередаваемые ощущения. Ход в пещеру становился глубже, я встал в полный рост. Просмеявшись и посоветовав не орошать тапки, дал команду напарнице залезать в пещеру. Мультик про Винни-Пуха помните? В обратной кадровке.
Пещера оказалась сильно разрушенной, потолок был дефростирован в значительной степени, вывалы меловой породы по всей площади, а пол второго этажа обвалился, обнажив короткое сообщение с выходным лазом.
Скорее всего культовое сооружение имело продолжение вертикального коридора, ведшего наверх мелового останца, но было завалено породой. Три кельи тупиковые средних размеров кельи не впечатлили нас, под обвалившийся потолок инстинкт самосохранения не пустил, и мы максимально динамично вылезли наружу. Наталья молодец, пока я забрасывался внутрь, краем уха услышала от мигулинского гида, что где-то неподалеку есть еще один вход в другую пещеру. Куда мы и направились, траверсируя склон, зарастающий кустарником.
Нашли второй вход, лаз который пришлось прилично полчаса разрабатывать в две лопаты, осыпь мела с осадками затягивает входы в подобных местах, обваливаясь и попадая внутрь.
Повторный заброс и хвала небесам, мы были вознаграждены за настойчивость и труды – нашим взорам в свете поискового и налобных фонарей открылся длинный коридор с характерными полукруглыми сводчатыми потолками.
Разматывая шнур, двинулись вперед, прошли метров 40 и увидели ступенчатую небольшую лестницу, ведущую на переход в боковой лабиринт. На площадке влево откопано помещение, скорее всего хранилище продовольствия, так как явно видны протесанные в мелу пазы под установку дверной коробки.
Внизу наискось проделано вентиляционное отверстие.
Сразу скажу вам, что удивительный факт – в любой пещере устроены проходы и помещения так, что скорость воздухообмена достаточно высокая, а в пещерах всегда свежий воздух, легко дышится и отсутствует какие-либо затхлые запахи.
Давайте, скептики, расскажите мне что с поразительной точностью в сотнях метров штреков неграмотные крестьяне соблюли идеально сантехнические уклоны (1 см на 1 метр), позволяющие свободно перемещаться воздушным потокам. Я считаю, что идеально выверенные подземные коридоры с арочными потолками, сделанные словно по лекалу – это результат работы неведомого нам проходческого щита утраченных технологий подземных работ, но это мое личное мнение, его я вам не навязываю.
Повернув от кладовой направо, коридор начал постепенно терять в высоте, уводя нас через многочисленные угловые повороты дальше и дальше. В свете фонарей на углу каждого поворота виднелись вырезанные в мелу изображения лиц, черепов, фигур, на стенах было нанесено множество рисунков, причем имеющих одинаковый оттенок с потолками, что говорит о том, что их оставили при создании пещер ее копатели.
Поисковый шнур стремительно уходил с бобины, казалось, что скоро он кончится, но после очередного схода вниз мы пришли в тупиковый отсек поземного монастыря, явно использовавшийся как церковь для религиозных обрядов.
Имелась большая меловая подпорная колонна, четыре молельные кельи, большой коридор с плоской стеной экранного типа с нанесенными на ней синей краской письменами, текст которых не воспринимался как связный.
Более того, длиннющий лабиринт коридоров смыкался в одном месте квадратным окном с предыдущим отсеком, явно обеспечивая доступ воздуха в дальние помещения. Удивительная точность поражала, как и кто мог так точно рассчитать подземную ориентировку коридоров остается и сей день загадкой. Множество легенд гласит что их копали то ли одноглазые, то ли слепые монахи. Ребята, а вам подкину шизу для размышления - а вдруг это были существа с монозрением, т.е. одним глазом посередине черепа? Да в одеяниях не мирских. Или сущности с фасеточным зрением радарного типа, которые люди донесли в легендах как пустые глазницы? Но не дрейфь, мой читатель, потопали дальше за мной, сматывая шнур на катушку. Впереди нас ждет правый боковой коридор, переползя через завал которого в буквальном смысле слова по-пластунски, мы с надежным другом Натальей оказались в 20-метровом дугообразном спусковом кулуаре. В конце которого было квадратное помещение посередине которого был вырыт колодец!
Идеальной круглой формы метровой глубины колодец, на дне которого было 5 см обмелованный жидкости. И на полпути камера с идеальным радиально-полусферическим потолком диаметром 3 м. Пить не рискнули, попросили прощения у духов пещеры за беспокойство, сказали, что мы у них ненадолго в гостях.
Сделали несколько красивых постановочных кадров с подсветкой, убрали мусор принесенный прежними недалекими посетителями этих сакральных мест и напоследок я лопатой зачистил большую закопченую площадь стены с каракулями классификации Ваня-Коля, сожалея о наших ограниченных возможностях восстановить прежнее состояние пещер.
Три часа, проведенные под землей давали о себе знать, прохлада пробиралась в обувь, в пещерах всегда одинаковая температура +9. Пора было в обратный путь. Общая длина пройденного пути составила 237 м, объём вынутой осыпавшейся породы 1 куб.м, масса впечатлений, полученных от заброски в две пещеры весила как минимум тонну. Вечером у костра разглядывая фотографии у колодца, заметили на снимке за моей спиной полупрозрачный силуэт, похожий на сущность с четко выраженными формами человека, а на противоположной – еще несколько помельче.
Может цифровая оптика заметила то, что не видят наши несовершенные органы зрения в темноте подземелий. Еще раз извинились за беспокойство перед жителями пещер, повыдвигали теории, чем освещались помещения в прежние века, применили теории великого Никола Теслы об атмосферном электричестве и импульсной теории мыслей- хорошо сходилось. В увлажненном воздухе подземелий могло использоваться слабое свечение мокрых потолков и стен вследствие течения слабого электрического разряда. Не могли там применяться факелы и свечи. Не.Мог.Ли. Дорого, пожароопасно, со спичками проблема – влажность. Тепло огня высушило бы меловые своды, что привело бы к их осыпанию, ну а в темноте на такие расстояния ходить в кромешной темноте это надо иметь глаза как у стрекозы. Или кошки. Ну вы поняли мысль. Множество фото с мигулинских пещер вы можете посмотреть, зайдя ко мне на дзен-канал, будите воображение, топчите пессимизм и радости вам! Путешествуйте, дорогие читатели, хороших вам маршрутов, насыщайте свою жизнь свежими впечатлениями, растите духовно и интеллектуально, Жизнь – это миг между прошлым и будущим.
С уважением Константин Новиков
В Яндексе «Туризм и философия. Житейские истории».
89155674430