Найти в Дзене
WarGonzo

КНДР – СТРАНА УЛЫБОК И ЧУДЕС. День первый. Чистилище Поднебесной

Проект @wargonzoya начинает публикацию путевых заметок о КНДР, где недавно удалось побывать нашему автору Старому Шахтёру.

Итак. Этот тревел-дневник посвящён Северной Корее – стране, о которой ввиду её определённой закрытости, ходит множество мифов, кстати, в том числе и о её закрытости. В принципе, любой желающий может обратится в северокорейское посольство, получить визу, взять тур и съездить посмотреть на эту страну. Однако, тут вопрос, что ему покажут. У группы, в которую я входил, были более расширенные возможности, чем у обычных туристов, поэтому у меня сложились более богатые и полные представления о том «рае», который строят в КНДР.

Но, как известно, прежде чем попасть в рай, нужно пройти чистилище. И первый мой день – это рассказ о Китае. С которым вышло не всё так однозначно.

День первый. Чистилище Поднебесной 

Вообще к китайцам отношусь с подозрением. Не друзья они нам, как принято считать. Можно, конечно, здесь в подтверждение поднять тему санкций, к которым фактически присоединилась финансовая система Китая, и многочисленным отказам в поставке оборудования, необходимого для нас для СВО и продаже его нашим врагам. При этом в Поднебесной извлекают выгоду из сложившейся ситуации – скупают по дешёвке наш лес, нефть и газ. Нет, Китай нам не враг, конечно, и много сделал полезного. Но и другом его не назовёшь. Таким другом как, например, стал Иран или, уверен, будет или уже есть КНДР. Точнее будет назвать Китай нашим партнёром.

Но речь здесь не о политике, а о бытовых впечатлениях, пусть и мимолётных – в Китае я был только второй раз, да и то оба раза проездом. Билеты, надо сказать, в Пекин стоят дешевле, чем во Владивосток, и пользуясь случаем мы задержались в Поднебесной на сутки, чтобы погулять и осмотреться – правила позволяют иностранцу пребывать в Китае без визы несколько суток.

-2

Уже в аэропорту нас пытался обмануть таксист. Договорились, что он садит группу из 7 человек в машину за 130 юаней. Несколько раз проговорили с ним на английском, совмещаясь инглиш языком жестов, показывая пальцем на всех, 130 юаней за всех, да? Да. Это больше 1500 рублей, ехать 7 минут, что даже по меркам таксистов Шереметьево очень неплохо. Как минимум, это адекватная цена. Пошли, выписали чек, в Китае всё строго и за всем учёт и наблюдение, таксист без уведомления государства не может принять деньги. Расписался в бланке, вывел «Дима». Приехали на место, а он тут невинные глаза делает и заявляет – так 130 за каждого же. Я аж растерялся от такой наглости. Что за наеб*лово из российских 90-х? Потом снизил, пишет в переводчике, ну дайте 50$, о которых, вообще, речь не шла. Ты ох*ел, дружок? За что тебе, черноголовый, 50 баксов платить? Короче, послали его, а он даже упираться не стал, наглец, так, видимо, думал, попробую развести, на кандачка, попытка, ведь, не пытка.

Вообще, прилетев из Шереметьево в аэропорт Китая, абсолютно не ощущаешь разницы. Не потому что мы такая же «коммунистическая» страна, как и Китай. На самом деле и мы, и Поднебесная проповедуем и ведём западный образ жизни, который проявляется во всех сферах. И жители столиц похожи друг на друга. Фактически, вылетев из Москвы, я и приземлился в Москве, разница только в узком разрезе глаз и в объёмах – Пекин раза в два больше Москвы. А так всё тоже самое, по-существу москвича от пекинца не отличишь.

-3

Так как в Пекине проездом, впечатления от города поверхностные. Но впечатления и наблюдения есть. Во-первых, бросается в глаза обилие камер, которые налеплены везде и всюду. Уже в аэропорту над пограничным ресепшеном я приметил два десятка камер, смотрящих как в одну, так и в разные стороны. Причём, круговые камеры были установлены в метре друг от друга. Зачем такая плотность? Может для разных спецслужб? Наверное, ввиду забюрократизированности, обмен данных затруднителен: нужно куча согласований и запросов между собой, проще свою камеру поставить. Везде за китайцами следят, их много – подумать только почти полтора миллиарда! – и за всеми глаз да глаз, как бы они своё государство не обманули. 

Камеры чуть ли не на каждом столбе. Плюс в Китае несколько разных видов полиций. Ну типа там, гаишники, участковые, криминал, ещё какие-то. В аэропорту помимо погранцов ещё и военные на багги – сидят четверо в фуражках песочного цвета с каменными лицами, мимо туристы и китайцы чемоданы толкают.

-4

В связи с таким количеством служб бюрократизированность страшная. Так как в аэропорту в обменниках курс был просто грабительский, разница между покупкой и продажей валюты чуть не 50% – вся надбавка, наверное, идёт на содержание какого-нибудь коммунистического Политбюро – то мы пытались обменять валюту в банке в самом городе, и целый час нас мурыжили с подписанием большого количества бумаг.

Уже с аэропорта понятно, что ни хрена тут не социализм и не коммунизм. А капитализм и ревизионизм. Очевидно, что народу пофигу на коммунистические идеалы, которые очень формально проповедует правящая верхушка. Ну и верхушке пофигу на отсутсвие коммунистических идеалов у паствы, лишь бы коммунистические волки сыты и социалистические бараны целы. На улице совершенно не ощущается руководящей роли партии даже внешне – люди одеты по западному образцу, ведут себя по-западному, повсюду западная реклама, западная мода, западные магазины. Разве что покрытые лоском азиатского фольклора.

Хотя, вру, отдельные элементы коммунизма остались – в Пекине общественные бесплатные туалеты на каждом шагу – за это, кстати, респект. Это для народа.

-5

Выяснилось на месте, что площадь Тяньаньмэнь, самая большая площадь в мире, огорожена от посетителей. Оказывается, надо как-то где-то заранее записываться, чтобы по ней пройти – что за хрень? При Мао и Дао Сяо Пине такой фигни не было, каждый трудящийся и праздношатающийся турист мог посетить свято место, которое никогда пустым не было. А сейчас всё стало, кроме разве что туалетов, не для трудящихся. К мавзолею Мао мы в итоге не прошли, осмотрели только издалека величественные ворота-пагоды.

-6

Вообще, конечно, не должно жить так много людей в одном месте. От жизни в Москве-то охреневаешь, а Пекин – это двойная, тройная Москва. Чувствуется дух и суета столицы. Многощупальцевая карта метро. Дороги все в пробках, завязаны паутины развязок, и по сторонам от шоссе повсюду чемоданами на попа многоэтажки рассажены. Тут надо отдать должное китайцам – домам, даже многоэтажными, придан национальный колорит, например, крыши а-ля чайна. И наверное, чтоб однушку в ней заиметь, нужно много и долго ипотеку социалистическую отрабатывать. Ну, либо карьерный рост по партийной лестнице обеспечит тебе квартиру. 

-7

На дорогах преимущественно машины западных марок, на своих китайцы не ездят, очевидно, свой автопром – это для друзей и соседей задорого. Много мопедов и велосипедов – беднота на них работает и ездит на работу. Но о бедноте заботятся – для них выделенные полосы, и им приоритет по сравнению с пешеходами, не жди, что на пешеходном переходе кто-то пропустил прохожего. Мопеды ездят по выделенным полосам, как саранча. Автомобилисты же едут медленно, не лавируют, соблюдая ПДД, потому что, наверное, не то, что по камерам засекут, в сам автомобиль чип превышения скорости вшит, чуть-что сразу тебе социальный рейтинг понизят и оштрафуют.

Зашли в ресторан. Пища острая, со специями, и в меню надо угадывать, что съесть. Из двух выбранных блюд, а это были салат и мясо, я не угадал – все они обильно были сдобрены жареным и молотым перцем. Китайцы, как и все азиаты, любят еду поострее, и при такой жаре и духоте пахнут и потеют специями. Так что лучше в Пекине найти привычный капиталистический Макдональдс и KFC. Они, конечно же есть как любые магазины западных брендов.

-8

Интересно было пройтись по хутунам – обгрызенный современной застройкой квартал из старых китайских одноэтажных домов. Это типа наших переулочков Арбата или столичных купеческих домов. Хутуны находятся в центре города и представляют собой пересечение непрерывных улиц из дворов, типа узбекского кишлака. Хутун переводится как ухо, я так понял, строение двора хутуна похоже на ушную раковину. Сейчас хутуны постепенно превращаются в туристическую достопримечательность, там открываются гостиницы, магазины и закусочные, но остались дворы, где и просто люди живут. Китайцы, то есть.

-9

-10

Из любопытства, когда возвращались в гостиницу, мы спустились в метро. Тут можно с уверенностью говорить, что лучше московского метро нет нигде в мире. Но и пекинское вполне приличное, во всяком случае чистое и без бомжей, как в столицах Европы. Где-то два десятка линий всяких расцветок, самих станций – двести есть, по-моему. У нас, в Москве одно кольцо, в Пекине – два, одно малое, другое большое. На станциях барьеры из оргстекла на перронах, чтоб ни один китаец не упал на рельсы в часы пик. Вот, пожалуй, и все особенности, которые попали на глаза в метро.

-11

-12

Выйдя из него, мы столкнулись с проблемой вызова такси. Его можно вызвать только по телефону, никто тебя не подберёт, если ты просто выйдешь к краю дороги и станешь голосовать. Попросили девушку из кафе вызвать, а мы ей отдали наличные. Причём, больше она взять отказалась. Хотя ей лишние юани не помешали бы, бедняжка пашет каждый день, разливает напитки для работников службы доставки, которые в свою очередь ездят, собирают заказ для богатых коммунистов. 

Китайцы стали очень зависимы от цифры. Приехавший таксист не мог тронуться, пока не получил код от девушки, заказавшей нам такси по телефону, намучившись в общении, нам пришлось ей звонить. В гостинице один смех и грех вышел с этой всеобщей цифровизацией. Ну что, если подумать, может быть легче покупки воды или еды в продуктовых автоматах. Заплатил-выбрал-получил. Но нет, автомат в гостинице потребовал какой-то Q-код. Попросили китайца, но его куар автомату не понравился, он потребовал сфотографировать лицо – ну, бред, китайский бред. В итоге, ему шкафчик так и не открылся, лицом что ли он не вышел? Не открылся он и девушке на ресепшене, только у второй получилось его открыть. На то, чтобы получить из автомата бутылку воды и паршивое печенье, ушло полчаса.

-13

Вообще, в каких-то в нестандартных ситуациях китайцы впадают в ступор и ничего не могут сделать. Когда мы попросили таксиста высадить там, где нам удобно, пораньше, то он отказался и привёз нас на место первоначального назначения. А в гостинице, например, мне так и не смогли распечатать подтверждение бронирования, это не было предусмотрено программой. 

Всегда, находясь в чужих странах, я интересуюсь местным телевидением, даже не зная его языка. По существу, в Китае такие же западные стандарты телевидения, только с азиатским прищуром. Имеется огромное количество каналов, снимается безумное количество сериалов и фильмов любых жанров, от триллеров до комедий. Также полно спорта, детских мультфильмов, музыки и развлечений. Попсы много, звёзд кино, светских львиц и львов местного китайского значения. Неважно, что они неизвестны зарубежом, можно ориентироваться и на внутренний рынок – полтора миллиарда потенциальных зрителей, это, блин, немало. И отвлекать-то их надо, чтобы они не заметили, что цель их жизни – это отнюдь не коммунизм. Но как-то раз переключил каналы – мелькнули красные флаги и памятники, коммунисты в пиджаках пришли почтить память предков, чьим идеалам они не следуют. Потом Си Цзин Пин появился, китайский божок  – пожилой же уже, старческие черты проглядывают. Хотя и молодится, красит, как и всё чайна-Политбюро, волосы в чёрный цвет.

-14

Переключил на новости, там сюжет о каких-то военных учениях. Китайские солдаты выстроились, вертолёты летают, танки туда-сюда. Военный офицер по связям с прессой что-то рассказывал, а потом вдруг запел. Сомневаюсь, я, если честно, в мощи китайской армии. Давно они не воевали, больше понтов. С Тайванем самое дело решить сейчас. США разорвутся на два фронта, им плохо с китайским драконом и русским медведем одновременно воевать, так что если хочешь Тайвань, то сейчас или никогда. Но вряд ли китайцы хотят Тайвань – так, пустая болтовня и последние китайские предупреждения. Хотя бы мавиков нам побольше насыпали, а хoxлам не продавали.

Но не сомневаюсь я в количестве китайцев. Вот как-нибудь соберут они миллионы у наших границ и начнут вторжение в малонаселённую Сибирь. Впереди войск своих пенсионеров и стариков пустят живыми волнами. И как их остановить? Где столько пуль напасёшься? ТЯО придётся использовать –  это я уже фантазирую. А что делать, Сибирь-то хоть и полупустая, но наша, мы её не отдадим.

Ну, что ещё о Китае написать? Мне Китай не понравился.

Следующая запись: День второй. Северокорейский Rolling Stone и его герои

Старый Шахтёр специально для @wargonzoya

*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи

4817 7601 3171 9092