Найти в Дзене

Олимпийский ЗОЖ: Велосипедный спорт шоссе

Все фото из открытых источников Интернета

Исторически первый заезд по шоссе состоялся в 1868 г неподалеку от Парижа.

От этой даты шоссейные гонки отсчитывают свою историю.

Через год был проложен маршрут Париж – Руан в 122 км, преодолеть который отважились 400 велосипедистов. Правда, до финиша добралось только 32.

Первенство в турнире одержал Джеймс Мур, чем увековечил себя в истории этой дисциплины. Все состязания по велоспорту отныне проходили исключительно по шоссе.

Велосипедный спорт вошел в программу Олимпиады в 1896 г.

На Играх были проведены пять трековых гонок и одна шоссейная.

Всемирно известное соревнование по велосипедным гонкам – это, конечно, Тур де Франс. Он имеет интересную историю. Так, в конце 19 в. заезды на турнирах приобрели многодневный характер. Спортсмены даже останавливались на ночлег в гостинцах.

Подобным образом француз Жуайро в 1895 г. объехал на велосипеде всю Францию за 18 дней. Вслед за ним спортсмен Анри Дегранж загорелся идеей организовать шоссейные гонки через Францию. Так и возник Тур де Франс, сегодня представляющий собой самое культовое и зрелищное соревнование в велоспорте.

Подвидов гонок всего три: Индивидуальная. Групповая. Критериум.

В индивидуальном заездестарт производится поочередно, через каждые 2-3 мин.

Очередность определяется, исходя из мирового рейтинга велосипедистов-участников турнира. Причем наиболее сильные спортсмены выходят на дистанцию последними. Победителем такой гонки становится не тот, кто пришел к финишу первым, а тот, кто уложился в отведенное время. В этом главная сложность.

Если при групповом состязании можно применять различные тактические приемы для того, чтобы обогнать соперников, то в индивидуальной это совершенно бессмысленно.Индивидуальные гонки входят в состав гранд-туров в качестве одного из этапов, а также выступают обязательной дисциплиной на Мировых Играх.

Групповая гонка - Проходит между командами, в каждой из которых может быть 4-9 спортсменов. Всего на трассу выходит порядка 200 человек.

Все выходят на дистанцию одновременно и стремятся прийти к финишу первыми.

Определяющим фактором для достижения победы здесь выступает не столько физическая подготовка, сколько умение использовать тактические приемы.

Групповые гонки характерны для многодневных турниров, главный пример которых — вышеупомянутый Тур де Франс. Особенность такого заезда в том, что целая команда может работать на победу своего лидера. Таких гонщиков называют грегори, и они выполняют функции по защите своего лидера от атак противников, от ветра и т.п.

Критериум - Представляет собой шоссейные гонки по кругу в городских условиях.

Протяженность круга может варьировать от 1 до 3 км, а проехать их нужно примерно 50 (этот вопрос решают организаторы и судейская коллегия).

После прохождения установленного числа кругов имеется промежуточный финиш, где велосипедистам присуждаются очки. Спортсмен, пришедший к промежуточному финишу первым, зарабатывает 5 очков, второй — 3, третий — 2, а четвертый, соответственно, — 1. Участники заезда вправе помогать друг другу, передавая еду, питье или ключи для ремонта велосипеда. А вот передавать свой байк, меняться колесами и помогать отстающему можно только членам одной команды.

При этом подталкивать велосипедиста категорически запрещено.

Обычно состязания по критериуму выступают завершающим этапом крупных гранд-туров и проходят на коммерческой основе. А наградами в них являются велосипедные майки. Шоссейные гонки всегда очень динамичны, велосипедисты, стремящиеся к финишу, развивают большие скорости. Это определяет характеристики шоссейного байка. Прежде всего, он предназначен для езды по ровным асфальтовым трассам, имеет свободный ход и мультискоростную трансмиссию.

Их не оснащают дисковыми тормозами, поскольку такой диск может стать причиной увечья при падении. Самый главный параметр шоссейного байка — малый вес.

Для облегчения конструкции используется удлиненная рама из карбона и топовый обвес. Удлинение рамы позволяет сделать агрегат устойчивее и повысить его аэродинамичность.

-2

Форма руля велосипеда — так называемый «баран».

Его свойства позволяют держатся за верхнюю часть руля, а набрав скорость, схватиться за нижнюю. Для повышения продуктивности вращательных движений гонщика, байк для шоссе оснащается контактными педалями.

С их помощью фиксируется стопа и можно работать одновременно обеими ногами: одной давить на педаль, а другой тянуть ее снизу. Первоначально для этого применялись ремешки-туклипсы, но они обнаружили ряд недостатков: Хуже удерживают стопу.

Из них сложнее выбраться в случае нештатной ситуации.

С ними было проще в том плане, что никакой специальной обуви не требовалось.

А контактные педали обязывают использовать велосипедные туфли с шипами.

Колеса шоссейника имеют диаметр 28 дюймов. Они трубчатые, а вместо протектора на них имеются водоотводящие канавки, поскольку агрегат используются только на ровных трассах. Можно встретить велосипеды с дисками из углепластика — это делает массу еще меньше. На шоссейный байк можно монтировать багажник, но на состязаниях лишний груз ни к чему. Поэтому вместо оного на велосипедах гонщиков присутствуют крепления для бутылки и насоса. Единственная область применения такого велосипеда — шоссейные гонки. На нем не поучится ездить по грунтовой дороге или прыгать через препятствия. Тур де Франс — самый протяженный в мире.

В 1926 г. преодолеваемое спортсменами расстояние составило 5 745 км.

В одной из гонок участниками тура было использовано рекордное количество бутылок с водой — 42 тысячи. Гонщик Эдди Меркс, участвующий в Туре, первым завершил 34 этапа, установив тем самым рекорд числа туров, выигранных одним спортсменом. Еще одно название Тура — La Grande Boucle или «Большая петля», что связано с параметрами маршрута. На каждом этапе велосипедист сжигает порядка 4000 калорий, а за весь заезд — 123 900. Для сравнения: столько же энергии содержится в 252 двойных чизбургерах. Среднее число вращательных движений за 21 день шоссейной гонки составляет 486 000, то есть за 1 мин. гонщик делает 90 оборотов.

До 1960-х гг. некоторые участники Тура принимали спиртное, чтобы легче переносить напряжение. Затем алкоголь быль запрещен — его приравняли к допингу.

Нагрузки, испытываемые велогонщиками настолько велики, что с потом выводится жидкость в количестве, равном 39 походам в туалет. Число болельщиков, собирающихся на трассе Тур де Франс, — более 12 млн. Это самое масштабное спортивное мероприятие на всем Земном шаре. 1919 г. известен тем, что к финишу пришло наименьшее число гонщиков — всего 10. Дни между этапами используются участниками не для отдыха: им приходится кататься хотя бы по 2 ч в день, чтобы вывести из мышц скопившуюся молочную кислоту. Самый маленький временной разрыв между первым и вторым местом был зафиксирован в 1989 г. и составил 8 сек. Общий размер призового фонда соревнования составляет 4,3 млн. долларов. Помимо 12 млн. зрителей, наблюдающих Тур де Франс на трассе, еще 3,5 млрд. смотрит прямую трансляцию по телевизору.

Число покрышек, используемых в туре, составляет порядка 790 штук.

Раньше между этапами участникам предоставлялось не 2 дня отдыха, а 14.

Езда имела место ночью, а дни использовались для восстановления организма.

Победитель Тура 1947 г. Жан Робич прославился тем, что использовал на спусках бутылки со свинцом для увеличения скорости.

-3

Рекордная продолжительность владения желтой лидерской майкой лидера принадлежит Эдди Мерксу и составляет 96 дней.

-4

В последние годы женщины преодолевают завершающий этап Тура отдельно от мужчин. Первой победительницей из числа представительниц прекрасного пола стала Марианна Мартин из США. Первым чемпионом Тура стал в 1904 г. Морис-Франсуа Гарен. Однако позже он был уличен в мошенничестве и дисквалифицирован.

Рекорд скорости на шоссе был установлен в 2005 г и составил 41,36 км/ч.

Гран-При Тур де Франс — 609 525$. Традиция такова, что эту сумму победитель делит между всеми членами команды. В мире насчитывается порядка 1 миллиарда велосипедов. Занимаясь велоспортом, вы автоматически подписываетесь под здоровый образ жизни. Это значит, что вы получите безупречную физическую форму.

Уже в течение полутора сотен лет подавляющее большинство жителей Европы помешаны на велоспорте. В таких странах, как Италия, Бельгия, Франция и Нидерланды - это религия. Чуть ли не каждую неделю в этих странах проходит множество гонок с различными категориями участников, которые не только соревнуются между собой, но и успевают строить отличные взаимоотношения. Бритьё ног - один из самых деликатных эпизодов в велоспорте. Появиться на публике в велоформе с ногами, обросшими волосами, - не комильфо. Царапины и синяки на выбритых местах кожи в значительной мере легче обрабатывать и делать массаж. К тому же, есть и догма, что выбритые ноги могут улучшать аэродинамические показатели райдера во время езды на велосипеде.

Как бы там ни было, эпиляция ног, насколько бы дико это не звучало для мужчины - это сакральный обряд посвящения в велосипедные гонщики.

Нет лучшего пути узнать все о новой стране, чем проехать по ней на велосипеде.

Так говорил небезызвестный Хемингуэй. Слово велосипед на польском звучит как "ровер". В Беларусии его именуют точно так же. Всемирный рекорд максимально возможной скорости на велосипеде был зафиксирован на цифре 268 километров в час.

Развил такую невероятную скорость 50-летний гражданин датского происхождения Фред Ромпелберг. Эквивалентом энергии, затраченным на промежутке дистанции в 1030 км, является 1 литр бензина. Таким образом, велорайдеры экономят более 900 миллионов литров топлива всего за 1 год. Знаменитый испанский велогонщик Мигель Индурайн, который дважды становился олимпийским чемпионом в разделке и пять раз выигрывал Тур де Франс, обладал уникальными физическими данными.

-5

В далеком 1994 году Мигель установил мировой рекорд, который не побит и по сей день, несмотря на развитие велосипедной техники и композитных материалов – за час на треке он проехал 53 километра и 40 метров. Объем его легких превышает восемь литров, тогда как у обычных спортсменов он равен шести, и очень редко семи литрам.

Кровеносная система Мигеля тоже «рекордная» – прокачивает более семи литров в минуту, при норме в 4-5. При этом значение пульса в покое равняется 28 ударам в минуту, тогда как даже у подготовленных людей этот параметр колеблется в пределах 50-60 ударов. Выработанные десятилетиями негласные правила, обычаи, регламент поведения на дороге и в группе ― все это соблюдается неукоснительно.

Речь идет и о правилах безопасности ― с 2003 года, после гибели казахстанца Андрея Кивилева, все гонщики обязаны носить шлем в гонках, и все больше любителей также приходят к пониманию этой необходимости. Шлемы уже спасли немало жизней.

Сам термин «Велосипед», как таковой, появился лишь в 1860 году, во Франции, для описания нового транспортного средства на двух колесах с простым механическим приводом. На французском звучит так – BICYCLETTE (Би Секлетте).

Американец Майкл Сикрест проехал на велосипеде за сутки 958 км.

При езде на велосипеде сжигается 600 калорий в час.

Самый длинный велосипед построили датчане. На таком велосипеде могут ехать одновременно 35 человек. Для его изготовления были использованы 78 рам, 35 седел, 50 метров цепи, а также 3 автомобильных колеса. Необычный рекорд поставил японец Мицухито из Токио: он сумел простоять на двухколесном велосипеде 5 часов 25 минут.

Велосипедист Марко Антонио Навас из Колумбии установил мировой рекорд, проездив 102 часа подряд на велодроме без остановок. Через 4 месяца он побил собственный рекорд, проездив уже 104 часа.