Судьба женщин в Древней Греции была трудной и неоднозначной. Они не имели полных прав, но, несмотря на это, были воспеты и обожествлены в произведениях античных поэтов, художников и скульпторов.
1. Как и во многих других культурах, где в сельском хозяйстве преобладает мужской труд, в Древней Греции новорождённые девочки были подвержены большему риску того, что родители откажутся от них, чем новорождённые мальчики.
2. Девочка в древнегреческом обществе с юных лет обучалась у своей матери ремеслу, игре на музыкальных инструментах, чтению и письму. Её готовили к управлению домашним хозяйством.
Ксенофонт:
«Девочки должны поменьше задавать вопросов, поменьше видеть и слышать» ...
3. Свадьбу организовывал отец невесты. Он выбирал жениха и принимал от него приданое. Если же у девушки не было отца, то её интересы (вопросы, связанные с перспективами брака и управлением имуществом) находились в ведении опекуна, которым мог быть дядя или другой родственник мужского пола.
Еврипид:
«Женщине не пристало быть умнее, чем ей полагается».
4. До замужества девушки подчинялись приказам своего отца, а после женитьбы – приказам мужа и не могли покидать дом без разрешения.
Плутарх:
«…женщинам приличествует домоседство и молчание. Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми – через мужа, и пусть этим не огорчается» …
5. Женщины были верны своим мужьям, однако мужчины могли свободно иметь отношения с проститутками, любовницами и куртизанками. Муж, узнав об измене жены, мог убить её любовника, не опасаясь последующего наказания.
6. Если у женщины умирал отец и при этом у неё были братья, то всё наследство переходило к ним. Если же женщина была единственным ребёнком в семье, то наследство доставалось её опекуну или мужу (в случае, если она была замужем). В некоторых ситуациях, когда имущество отца доставалось одинокой женщине, ей приходилось выходить замуж за ближайшего родственника-мужчину, обычно за дядю.
7. Женщины проживали в отдельной части дома (гинекее). Гречанки были лишены гражданских прав. Они не участвовали в управлении полисом. Выходить девушка могла только в сопровождении старших, чтобы принять участие в больших религиозных процессиях, в похоронной церемонии или побывать в храме. Женщины не посещали гимнасии и театры.
Демосфен:
«Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества» …
8. Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Например, в Спарте к женщинам относились уважительно, так как они были «матерями воинов». Они не считались равными мужчинам, но имели больше прав и свобод, чем афинские женщины. Спартианки получали образование, занимались спортом, им разрешалось свободно гулять по городу, а также они могли владеть собственностью.
9. В греческом обществе не было чёткого различия между понятиями «жена» и «женщина». Слово «гюнай», которым называли женщин, можно перевести как «та, что рожает детей».
10 Жизнь женщины регламентировалась законами.
Законы Солона:
«Женщина, появляющаяся на похоронах или празднествах не может носить более 3-х видов одежды; не может иметь при себе более одного обола, чтобы купить хлеба и питье, в ночное время может появляться только в носилках с зажженными факелами».
Несмотря на нелегкое положение в античном обществе, среди женщин того времени было много выдающихся личностей. Например, математик и астроном Гипатия Александрийская, первая женщина-врач – афинянка Агнодика, женщины-поэты и женщины-философы – Сапфо, которую Платон считал мудрой, Коринна, Телесилла, прославленная Плутархом и Павсанием, Клеобулина из Линдоса и многие другие.