Найти тему
Музей Горгиппия

«Та, что рожает детей»: 10 фактов о нелегкой жизни женщин в Древней Греции

Судьба женщин в Древней Греции была трудной и неоднозначной. Они не имели полных прав, но, несмотря на это, были воспеты и обожествлены в произведениях античных поэтов, художников и скульпторов.

Терракотовая статуэтка «Женщина, сидящая на камне». III в. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Терракотовая статуэтка «Женщина, сидящая на камне». III в. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

1. Как и во многих других культурах, где в сельском хозяйстве преобладает мужской труд, в Древней Греции новорождённые девочки были подвержены большему риску того, что родители откажутся от них, чем новорождённые мальчики.

Терракотовая статуэтка «Деметра с Персефоной на руках». IV-II вв. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Терракотовая статуэтка «Деметра с Персефоной на руках». IV-II вв. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

2. Девочка в древнегреческом обществе с юных лет обучалась у своей матери ремеслу, игре на музыкальных инструментах, чтению и письму. Её готовили к управлению домашним хозяйством.

Ксенофонт:

«Девочки должны поменьше задавать вопросов, поменьше видеть и слышать» ...
Ольпа чернофигурная с изображением «Дионис и танцующая Менада». V в. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Ольпа чернофигурная с изображением «Дионис и танцующая Менада». V в. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

3. Свадьбу организовывал отец невесты. Он выбирал жениха и принимал от него приданое. Если же у девушки не было отца, то её интересы (вопросы, связанные с перспективами брака и управлением имуществом) находились в ведении опекуна, которым мог быть дядя или другой родственник мужского пола.

Еврипид:

«Женщине не пристало быть умнее, чем ей полагается».
Фрагмент задней части женской мраморной скульптуры. I-III вв. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Фрагмент задней части женской мраморной скульптуры. I-III вв. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

4. До замужества девушки подчинялись приказам своего отца, а после женитьбы – приказам мужа и не могли покидать дом без разрешения.

Плутарх:

«…женщинам приличествует домоседство и молчание. Разговаривать жена должна только с мужем, а с другими людьми – через мужа, и пусть этим не огорчается» …
Терракотовая статуэтка «Эрот и Психея». I в. до н.э. — I в. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Терракотовая статуэтка «Эрот и Психея». I в. до н.э. — I в. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

5. Женщины были верны своим мужьям, однако мужчины могли свободно иметь отношения с проститутками, любовницами и куртизанками. Муж, узнав об измене жены, мог убить её любовника, не опасаясь последующего наказания.

Терракотовая статуэтка «Влюбленные». I в. до н.э. — I в. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Терракотовая статуэтка «Влюбленные». I в. до н.э. — I в. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

6. Если у женщины умирал отец и при этом у неё были братья, то всё наследство переходило к ним. Если же женщина была единственным ребёнком в семье, то наследство доставалось её опекуну или мужу (в случае, если она была замужем). В некоторых ситуациях, когда имущество отца доставалось одинокой женщине, ей приходилось выходить замуж за ближайшего родственника-мужчину, обычно за дядю.

Голова от мраморной женской скульптуры. I-III вв. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Голова от мраморной женской скульптуры. I-III вв. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

7. Женщины проживали в отдельной части дома (гинекее). Гречанки были лишены гражданских прав. Они не участвовали в управлении полисом. Выходить девушка могла только в сопровождении старших, чтобы принять участие в больших религиозных процессиях, в похоронной церемонии или побывать в храме. Женщины не посещали гимнасии и театры.

Демосфен:

«Жен мы имеем для рождения законных детей и для верной охраны имущества» …
Терракотовая статуэтка «Лежащая Афродита». III в. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Терракотовая статуэтка «Лежащая Афродита». III в. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

8. Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Например, в Спарте к женщинам относились уважительно, так как они были «матерями воинов». Они не считались равными мужчинам, но имели больше прав и свобод, чем афинские женщины. Спартианки получали образование, занимались спортом, им разрешалось свободно гулять по городу, а также они могли владеть собственностью.

Краснофигурный скифос с изображением «Эрот и женщина». IV-III вв. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Краснофигурный скифос с изображением «Эрот и женщина». IV-III вв. до н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

9. В греческом обществе не было чёткого различия между понятиями «жена» и «женщина». Слово «гюнай», которым называли женщин, можно перевести как «та, что рожает детей».

Терракотовая статуэтка «Афродита с Эротом у Гермы Приапа». I в. до н.э. — I в. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Терракотовая статуэтка «Афродита с Эротом у Гермы Приапа». I в. до н.э. — I в. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

10 Жизнь женщины регламентировалась законами.

Законы Солона:

«Женщина, появляющаяся на похоронах или празднествах не может носить более 3-х видов одежды; не может иметь при себе более одного обола, чтобы купить хлеба и питье, в ночное время может появляться только в носилках с зажженными факелами».
Известняковое женское надгробие. I-III вв. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.
Известняковое женское надгробие. I-III вв. н.э. Горгиппия. Анапский археологический музей.

Несмотря на нелегкое положение в античном обществе, среди женщин того времени было много выдающихся личностей. Например, математик и астроном Гипатия Александрийская, первая женщина-врач – афинянка Агнодика, женщины-поэты и женщины-философы – Сапфо, которую Платон считал мудрой, Коринна, Телесилла, прославленная Плутархом и Павсанием, Клеобулина из Линдоса и многие другие.