Найти тему
Transport Depot

РВЗ-6 — советская классика

РВЗ-6 — советский односторонний моторный четырёхосный высокопольный трамвайный вагон производства Рижского вагоностроительного завода. Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на РВЗ в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев. Оно продолжалось до декабря 1987 года включительно. Последние готовые вагоны были отправлены со склада РВЗ в начале 1988 года. Трамваи РВЗ-6 работали во многих городах Советского Союза, но, по данным сайта ТрансФото, на начало 2021 года продолжали эксплуатироваться на регулярных маршрутах только в Осинниках и в Хабаровске, , а на 2023 год единственным городом-эксплуатантом на регулярных маршрутах остаётся Хабаровск.

В 1948 году на РВЗ из Тушина было передано серийное производство трамвайных вагонов МТВ-82, однако, несмотря на своё долголетие и признание со стороны эксплуатационников, МТВ-82 по своему техническому уровню был шагом назад по сравнению с довоенными малосерийными трамвайными вагонами типа М-38. Восстановление промышленности после окончания Великой Отечественной войны позволило перейти к технически более совершенным конструкциям. В том же 1948 году Совет Министров СССР принял постановление о разработке на РВЗ нового типа трамвайного вагона.

Основными направлениями совершенствования конструкции были:

  • переход от непосредственной системы управления (НСУ) к косвенной низковольтной автоматической реостатно-контакторной системе управления (РКСУ) током через тяговые электродвигатели (ТЭД);
  • использование тележек мостового типа с магниторельсовым тормозом и подрезиненными колёсами;
  • облегчение корпуса вагона;
  • отопление пассажирского салона за счёт тепла от пускотормозных сопротивлений

В основном эти усовершенствования заимствовались у зарубежных образцов трамвайной техники (в первую очередь вагонов PCC), но среди них были и идеи из оригинальных отечественных разработок 1930-х годов, реализации которых помешала Великая Отечественная война. Работы по проектированию были завершены в 1949 году, и через год был построен прототип РВЗ-50 — первый предок вагонов РВЗ-6. 1950-е годы были периодом поиска конструкторского коллектива РВЗ — на последующих опытных вагонах РВЗ-51, РВЗ-55 и РВЗ-57 отрабатывались различные технические решения, новые для советского трамваестроения — работа по системе многих единиц (СМЕ), рекуперативное торможение, варьировались типы ТЭД.

Попутно менялся и ряд деталей в механическом устройстве вагона, например, створчатые двери по образцу вагонов МТВ-82 или КТМ/КТП-1 заменили на более удобные для пассажиров ширмовые. В 1959 году был принят новый ГОСТ на модифицированную версию трамвайного вагона РВЗ-57, и тем самым разрешалось его серийное производство. Новым серийным вагонам было присвоено наименование РВЗ-6.

Выпуск РВЗ-6 в 1960—1961 годах происходил параллельно с МТВ-82 из-за его малого объёма и большого спроса: в целом по стране вагоны потребителям отпускались поштучно, для них не хватало запасных частей. Несмотря на долгий срок разработки, конструкция РВЗ-6 получилась «сырой», эксплуатационников часто беспокоили поломки механических узлов тележек, например, редуктора; отказы электрооборудования, завод получал большое количество рекламаций от потребителей своей продукции. Тем не менее, в 1961 году выпуск МТВ-82 на РВЗ был прекращён; все силы бросили на серийное производство и доводку РВЗ-6.

РВЗ-6М2 СМЕ в Даугавпилсе, 21 апреля 1996 г. Ссылка на фото: https://transphoto.org/photo/770538/?lang=ru
РВЗ-6М2 СМЕ в Даугавпилсе, 21 апреля 1996 г. Ссылка на фото: https://transphoto.org/photo/770538/?lang=ru

Так, в 1966 году появилась первая модернизация вагона РВЗ-6М. Переработке подверглись наиболее часто выходящие из строя механические узлы тележки, была увеличена мощность ТЭД. В целом проблемы с надёжностью вагона конструкторам РВЗ удалось успешно решить — вагоны модификации РВЗ-6М работают на линиях спустя десятилетия после окончания выпуска. Рост пассажиропотоков в городах СССР конца 1960-х годов привёл к необходимости использовать трамвайные поезда, в которые РВЗ-6 не могли быть сцеплены — вагон не имел ни прицепной модификации, ни возможности работы по СМЕ, несмотря на теоретическую возможность такого использования за счёт своей РКСУ. Поэтому в 1974 году была произведена вторая модернизация РВЗ-6, которая позволила им работать в составе поездов по СМЕ. Этот вариант получил заводское обозначение РВЗ-6М2 и индекс 71-17 в единой системе наименования подвижного состава трамвая и метро.

РВЗ-6М2 в Минске, 2007 год
РВЗ-6М2 в Минске, 2007 год

РВЗ-6 работали в большом количестве городов СССР, включая Москву, Минск, Даугавпилс, Баку, Ереван, Тбилиси, Ташкент, Горький, Казань, Киев, Красноярск, Владивосток, Архангельск, Уфу, Липецк и многие другие, однако в каждом из этих городов судьба РВЗ-6 оказалась своей. Так, например, Москва довольно быстро отказалась от РВЗ-6 в пользу чешских вагонов и передала все свои РВЗ-6 Ташкенту. В большинстве других трамвайных хозяйств СССР вагоны РВЗ-6 прочно укоренились, в ряде крупных городов страны они стали единственным видом подвижного состава, как, например, в Казани после отставки МТВ-82 от работы с пассажирами. В городах, где подвижной состав был разнообразен, как правило, существовало трамвайное депо, специализирующееся на РВЗ-6. Такая ситуация сложилась в Горьком, где с 1986 года депо № 1 работало исключительно с чешскими «Татрами» T3, депо № 3 — исключительно с отечественными КТМ-5, а депо № 2 работало как с T3, так и с весьма значительным парком РВЗ-6 разных модификаций.

Наиболее трагична судьба РВЗ-6 в Иркутске, где до 1987 года эксплуатировались РВЗ-6 и РВЗ-6М. В 1987 году поступила партия новых РВЗ-6М2, которые, после всего лишь трёх лет эксплуатации без видимых на то причин списали в 1990 году. Причина списания неизвестна, некоторые вагоны были переделаны под гаражи

Остатки от РВЗ-6М2 в виде гаража, Иркутск. Ссылка на фото: https://transphoto.org/photo/383144/?ysclid=m0igru6hsr300969897
Остатки от РВЗ-6М2 в виде гаража, Иркутск. Ссылка на фото: https://transphoto.org/photo/383144/?ysclid=m0igru6hsr300969897

В итоге, РВЗ-6 стал одним из самых удачных трамвайных вагонов. К сожалению, последующие попытки создать что-то более совершенное вышло множеством неудач для Риги (РВЗ-7, РВЗ ТР-1). Сейчас же мы можем увидеть данный трамвай во многих транспортных музеях каждого города.

На это всё) Остальные статьи от автора: