Игры серии Assassin's Creed уже давно приелась своими новыми выпусками, которые были приняты критиками, мягко говоря, не совсем тепло. Кто-то говорит «серия опустилась до самого днища», «ассасинка скатилась», а мне остаётся лишь поностальгировать по старым играм, которые не так уж и плохи даже на фоне современных экземплярах индустрии. Желая защитить свою любимую серию от жёсткой критики геймеров, я предложу всем своим читателям либо вспомнить (кто играл), либо ознакомиться с самой первой игрой этой серии, выпущенной в далёком 2007 году.
Итак, поначалу игра задумывалась, как продолжение серии «Принц Персии», но разработчик проекта, Патрис Дезиле, желая сделать проект лучше, проводил исследования исторических источников и наткнулся на Хашишинов (секта Средней Азии, имевшая огромную силу в XII веке), кои и стали прототипом изображённого в игре Ордена Ассасинов. Проект менял курс, и в конечном итоге релиз состоялся с названием Assassin’s Creed, а Принц Персии канул в небытие. Как можно увидеть, шедевры получаются случайно.
С историей происхождения игры мы разобрались. Теперь ответим дружно на вопрос: чего такого в этой игре было, что целевая аудитория восприняла серию на «Ура»? Чтобы не быть голословным, приведу скриншот с Википедии* (сайт нарушает законодательство РФ), содержащий статистику отзывов по изданиям:
Аргументы в пользу Assassin's Creed вроде банальных «У неё была хорошая графика для тех лет», «У неё был хороший сюжет», «Историчность игры» (я бы сказал, «Псевдоисторичность»), музыкальное сопровождение и иные видимые и очевидные плюсы – я не стану разворачивать, ибо все и так без меня это знают, к тому же, ряд этих аргументов теряет актуальность, ведь за 16 лет человечество круто шагнуло вперёд. Раз уж пишу в открытых источниках, и мои статьи будут читать люди – хочется донести вещи неочевидные, но дополняющие без того яркую картину об игре.
Во-первых, скрытые посылы в сюжете. Например, самый первый появляется в начале игры: главный герой, Альтаир, подставляет всё Братство своими выходками во время выполнения важного задания и фактически, нарушает все возможные правила Ордена. К чему это привело? К огромным жертвам как человеческим, так и материальным. Кроме того, теперь столица ассасинов рассекречена, и в случае чего враг знает, где их искать. Вывод №1: любые правила общества созданы, чтобы облегчить жизнь каждому его члену. И если для отдельного его представителя какое-то правило кажется дебильным и необязательным к исполнению – это не отменит тяжких последствий нарушения оных. Второй посыл – частный случай первого: все выходки Альтаира являются следствием его самоуверенности, заносчивости и эгоизма. Даже фраза, сказанная им Малику (ассасину-напарнику) подтверждает это: «Я старше тебя, как по званию, так и мастерству. Не тебе обсуждать мои решения!». Вывод №2: иногда нужно задвинуть своё «Я» куда подальше, иначе быть беде.
Во-вторых, неоднозначность злодеев. По классике жанра, злодей является кем-то очень мерзким и отвратным в поступках, испорченным мировоззрением и осознанием своих деяний. Классический злодей понимает, что поступает неправильно, и все люди (включая целевую аудиторию) это знают, но первый плевать на это хотел потому что для него окружающие – это расходной материал для достижения СВОЕГО блага. Что мы имеем здесь? Здесь каждый из них не считает себя таковым, ни один из них не является «Ярым приспешником мистера ЗЛА», у каждого если и есть идейная составляющая, то идущая вразрез классике:
Гарнье де Наблуз – магистр госпитальеров, например. Он свято верил, что люди, похищенные и силой доставленные в его госпиталь, нуждаются в его лечении. Госпитальер утверждал, что калеча людей, он творит благо.
Вильям Монферат, наместник Акры. Готовясь к бунту города при передаче того тамплиерам, он урезал норму выдачи еды. Как он сам говорил, после передачи города, его обитатели вступили бы в новый, ранее невиданный по количеству благ, мир.
Работорговец Талал – персонаж, чем-то похожий на Гарнье. Он тоже под благовидным предлогом похищал людей и продавал на рынках. По его словам, он спасал низшие слои общества от саморазложения. Примечательно, он отрицал передачи людей в рабство, т.к. из похищаемых бродяг рабы такие себе…
Трёх примеров достаточно, чтобы доказать вторую причину, почему первая ассасинка – это шедевр, в том числе, наших дней.
В третьих, но субъективно, - это исторический сеттинг. Объясняю, почему: на момент 2008 года человечество знало очень мало игрушек на историческую тематику. Лично я, на тот момент мог знать Stronghold, Knights of Honnor, Civilization 4, Medieval 2 Total War и Rise of Nations. Фэнтезийные игрушки, вроде серии The Elder Scrolls, Risen или полуфэнтезийные типа Mount & Blade, я в другой раз рассмотрю, ибо мы сегодня придерживаемся истории. Да, в асссасинке многое было додумано, вымышлено и искажено, но для того, чтобы этот факт открылся, геймер обязательно залезет в источники и будет копаться в фактах истории, хронологии и иное. Можно, конечно, и блогера послушать, который за вас это сделает, но это – не главное. Главное – это любопытство человека, стремление познать. Пока оно присутствует, человек остаётся человеком.
Ну, и четвёртые с пятым аргументы – это атмосфера, музыка и графика. Да-да, я обещал не разворачивать, поэтому буду краток: без саундов, графона и антуража игра – это тупо. Ровно, как и отсутствие сюжета. В нашем случае есть интрига, есть смысл, завязка и кульминация с развязкой. Несмотря на то, что прокачивание навыков Альтаира было единообразным – пойди туда, не знай куда, ушатай того, не знай кого, финал был просто шикарным, и игроки, которые не задумывались о главной интриге: кто предатель? (и есть ли он вообще). Ну, а кто догадывался – радовались своей смекалке, что тоже есть хорошо. Смысл любого приложения – это развлечение, а развлечение тем хорошо, что вовлекает. Даже корень этого слова, «влеч» - говорит об этом.
Подводя итого, я бы рекомендовал людям сесть за эту игрушку и пройти её полностью. Просто так, потому что этот проект шедеврален и по сей день.