Фразу про розаны в корсаже все помнят по роману «Война и мир». Там такие розаны украшали бальные платья Наташи и Сони. Но то была эпоха ампир…
А в эпоху кринолинов корсажи вечерних нарядов часто украшали целыми цветочными букетами.
Причина проста: с пышными, широкими юбками одиночные цветки сочетались хуже, чем букеты и объёмные цветочными композиции.
Часто одни и те же цветы украшали и причёску, и корсаж платья.
Хотя есть портреты, где причёски вообще без цветов, а цветы лишь на платье.
На многих таких портретах дамы в белых платьях. А цветы в корсаже – розовые, малиновые, красные. Такие цветочные композиции оживляли белый цвет наряда.
На портрете ниже платье дамы белое. А поверх наброшена атласная шаль цвета слоновой кости. Все оттенки превосходно гармонируют. Но гармония оттенков в костюме (или в интерьере) – это как раз норма 19 века.
Ниже – один из самых прекрасных портретов того времени.
Здесь всё утончённо, роскошно: и платье, и кружева, и украшение причёски.
И букет для корсажа изысканный. В нём пять небольших розанов: белый в середине и четыре нежно-розовых по краям.
Мне кажется, что в причёске тоже должны быть белые розочки. Только мы не видим их. Здесь – тот самый случай, когда жаль, что не рассмотришь причёску сзади.
Вот на этом портрете видно, что и корсаж платья, и причёску украшают белые и темно-розовые розы:
Белый цвет был не только модным, но ещё и универсальным.
Его допускалось носить и девицам, и замужним дамам разного возраста, и вдовам (вспомните портреты Натальи Пушкиной в белых вечерних нарядах).
Однако чисто белый цвет идёт далеко не всем. Большинству людей он как раз не идёт. А идут или его тёплые оттенки, или бледно-серый цвет.
Мне безумно нравится вот этот портрет. Дама явно относится к цветотипу «лето» (хотя её лицу и придали здесь тёплый оттенок). А такому типажу идут все оттенки, что мы видим здесь: бледно-серый, темно-серый, приглушённый оранжевый и такой же мягкий изумрудный.
Тёмно-серого цвета здесь нет. Но кажется, что он есть, потому что чёрные кружева тонки и прозрачны.
А в итоге получился прекрасный и оригинальный образ.
Не совсем понятен оттенок платья на портрете ниже. То ли бледно-серый, то ли серо-лиловый. Но с ним тоже гармонируют прозрачные чёрные кружева.
И букетик из пяти розанов в корсаже смотрится прелестно.
Ещё один портрет, где корсаж украшают пышные цветы с листьями.
Платье так замысловато пошито, что я не берусь его описывать. Пожалуй, оно слишком пестро. Но при этом смотрится шикарно.
И бледно-розовые цветы в окружении листьев гармонируют и с оттенками платья, и с его пышностью.
Вместо цветов (или к ним вдобавок) могли быть и ягодки. Но это уже отдельная история.
«Самой красоты и не видно»… Портреты времён кринолинов.
«Как я рад, что измяли вашу смородину на параде»… Украшения женских нарядов и гнев Льва Толстого.
От цветов до листьев и ягод. Причуды моды в причёсках 1850-х.