Найти тему
Модная лавка 19 века

«С розанами в корсаже»… А как насчет букетов взамен них?

Фразу про розаны в корсаже все помнят по роману «Война и мир». Там такие розаны украшали бальные платья Наташи и Сони. Но то была эпоха ампир…

А в эпоху кринолинов корсажи вечерних нарядов часто украшали целыми цветочными букетами.

Винтерхальтер. Портрет девушки в бальном платье, начало 1850-х.
Винтерхальтер. Портрет девушки в бальном платье, начало 1850-х.

Причина проста: с пышными, широкими юбками одиночные цветки сочетались хуже, чем букеты и объёмные цветочными композиции.

Часто одни и те же цветы украшали и причёску, и корсаж платья.

Хотя есть портреты, где причёски вообще без цветов, а цветы лишь на платье.

Maria Francisca de Sales Portocarrero, 1854 год.
Maria Francisca de Sales Portocarrero, 1854 год.

На многих таких портретах дамы в белых платьях. А цветы в корсаже – розовые, малиновые, красные. Такие цветочные композиции оживляли белый цвет наряда.

На портрете ниже платье дамы белое. А поверх наброшена атласная шаль цвета слоновой кости. Все оттенки превосходно гармонируют. Но гармония оттенков в костюме (или в интерьере) – это как раз норма 19 века.

Edouard Louis Dubufe. Графиня де Боссье, середина 1850-х.
Edouard Louis Dubufe. Графиня де Боссье, середина 1850-х.

Ниже – один из самых прекрасных портретов того времени.

Здесь всё утончённо, роскошно: и платье, и кружева, и украшение причёски.

И букет для корсажа изысканный. В нём пять небольших розанов: белый в середине и четыре нежно-розовых по краям.

Мне кажется, что в причёске тоже должны быть белые розочки. Только мы не видим их. Здесь – тот самый случай, когда жаль, что не рассмотришь причёску сзади.

Ж Д Кур. Portrait of Madame Pouchet, 1850-е годы.
Ж Д Кур. Portrait of Madame Pouchet, 1850-е годы.

Вот на этом портрете видно, что и корсаж платья, и причёску украшают белые и темно-розовые розы:

Wilhelm Richter. Женский портрет, 1850-е годы.
Wilhelm Richter. Женский портрет, 1850-е годы.

Белый цвет был не только модным, но ещё и универсальным.

Его допускалось носить и девицам, и замужним дамам разного возраста, и вдовам (вспомните портреты Натальи Пушкиной в белых вечерних нарядах).

Однако чисто белый цвет идёт далеко не всем. Большинству людей он как раз не идёт. А идут или его тёплые оттенки, или бледно-серый цвет.

Мне безумно нравится вот этот портрет. Дама явно относится к цветотипу «лето» (хотя её лицу и придали здесь тёплый оттенок). А такому типажу идут все оттенки, что мы видим здесь: бледно-серый, темно-серый, приглушённый оранжевый и такой же мягкий изумрудный.

Тёмно-серого цвета здесь нет. Но кажется, что он есть, потому что чёрные кружева тонки и прозрачны.

А в итоге получился прекрасный и оригинальный образ.

Albert Thomas. Женский портрет, 1850-е годы.
Albert Thomas. Женский портрет, 1850-е годы.

Не совсем понятен оттенок платья на портрете ниже. То ли бледно-серый, то ли серо-лиловый. Но с ним тоже гармонируют прозрачные чёрные кружева.

И букетик из пяти розанов в корсаже смотрится прелестно.

Hortense de Dorlodot, 1850 год.
Hortense de Dorlodot, 1850 год.

Ещё один портрет, где корсаж украшают пышные цветы с листьями.

Платье так замысловато пошито, что я не берусь его описывать. Пожалуй, оно слишком пестро. Но при этом смотрится шикарно.

И бледно-розовые цветы в окружении листьев гармонируют и с оттенками платья, и с его пышностью.

Вместо цветов (или к ним вдобавок) могли быть и ягодки. Но это уже отдельная история.

Винтерхальтер. Александра Иосифовна – супруга великого князя Константина Николаевича, сына Николая Первого, 1859 год.
Винтерхальтер. Александра Иосифовна – супруга великого князя Константина Николаевича, сына Николая Первого, 1859 год.

«Самой красоты и не видно»… Портреты времён кринолинов.

«Как я рад, что измяли вашу смородину на параде»… Украшения женских нарядов и гнев Льва Толстого.

От цветов до листьев и ягод. Причуды моды в причёсках 1850-х.