Найти в Дзене
Живописные истории

Бернардо Беллотто «Садовый дворец Лихтенштейнов в Вене, видимый с Бельведера»

Вид на сад и дворец, расположенные на окраине Вены, в Россау, открывается с изогнутой террасы Бельведера, спроектированного Фишером фон Эрлахом в 1687 году для принца Иоганна Адарна Андреаса.

В правой части картины можно увидеть некую аристократическую фигуру, обычно идентифицируемую как принц Йозеф Венцель, которому на момент написания картины было шестьдесят четыре года.

Ему прислуживает слуга в тюрбане, а сам принц предлагает угощение двум спаниелям, один из которых стоит на задних лапках.

-2

Справа от принца находится одна из пары симметрично изогнутых лестниц, обрамленных двумя статуями, выполненными венецианцем Джованни Джулиани для сада между 1705 и 1709 годами.

-3

За ней тянется большая аллея, украшенная вазами и статуями, и два партера, огороженные декоративными изгородями.

Помимо простых статуй, есть и несколько узнаваемых копий античных фигур. Как и некоторые из ваз, они были созданы по моделям, предоставленным флорентийцем Массимилиано Сольдани.

На заднем плане мы видим дворец, спроектированный архитектором Доменико Мартинелли и построенный между 1691 и 1704 годами.

За дворцом находится виднеется Вена.

-4

Итальянский художник Бернардо Беллотто (1721/22–1780) прибыл в Вену в декабре 1758 или январе 59 года после десятилетней службы Августу III в Дрездене.

Он пробыл в Вене всего два года, но за это время написал тринадцать полотен для императрицы Марии Терезии, одно для её канцлера, графа Кауница, и два для принца Йозефа Венцеля.

В Дрездене Беллотто писал панорамные виды города, его площадей и любимого павильона и галереи Августа, Цвингера, и Мария Тереза ​​наняла его для той же цели.

Его работа для нее включала панораму города, некоторые из городских площадей и серию, посвященную её дворцам.

Однако виды Вены у Беллотто отличаются от видов Дрездена своей интимностью и относительной неформальностью; отчасти это было обусловлено планировкой самого города.

Дрезден с правого берега Эльбы над мостом Августа
Дрезден с правого берега Эльбы над мостом Августа

Эти черты хорошо видны на представленной картине.

-6

Как правило, принц Йозеф Венцель предпочитал изображать Садовый дворец, а не свою городскую резиденцию, и он предпочитал, чтобы объектом был садовый фасад, а не более формальный, обращенный к городу вид дворца.

Беллотто создал ощущение неофициальности показанного — дворца как места аристократического отдыха — создав на картине асимметричную композицию, в которой дворец выглядит лишь фоном для повседневных занятий — прогулки по саду или беседы на террасе.

В настоящей картине Беллотто даже удалось преуменьшить формальность планировки сада с его строгой симметрией, показывая его с боковой лестницы Бельведера, окидывая взглядом лишь вспомогательной аллею и преобразуя геометрическую схему партеров в интересные участки зелени.

Еще одним достоинством картины является то, что она создает у зрителя впечатление близости к месту действия и, как следствие, сопричастности к изображенному.

Насладится картиной можно в Коллекции Лихтенштейнов в Вене.