- Галя, у нас отмена!
Эта фраза стала крылатой, в первую очередь из-за того, как часто в нашей рознице цена, указанная на ценнике не совпадает с той, по которой товар пробивается на кассе. Раньше, в подавляющем большинстве случаев, покупатель просто отказывался от покупки и товарную позицию убирали из чека – отменяли.
Сегодня, зная свои права и законы, на которые можно сослаться, любой покупатель может действовать по совершенно иной схеме и получить товар именно за ту сумму, которая прописана на ценнике.
Конечно, каждый покупатель вправе принять во внимание все проблемы торговой точки, которые к этому приводят (нехватка персонала, низкие зарплаты, товар выставлен в торговом зале в нескольких местах и пр), однако нужно помнить – закон на вашей стороне, и таких законов несколько!
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей"
Пункт 1 статьи 10 этого закона гласит (все выдержки приведем с сокращениями, не меняющими основного смысла):
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах.
Уже в следующем пункте текст закона указывает на то, что цена товара является обязательной частью такой информации:
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
цену в рублях и условия приобретения товаров.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463
Данное постановление устанавливает Правила купли-продажи товаров, в том числе в рознице. И п.3 постановления неумолим:
3. Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара
Итак, ценник у товара есть, переходим к следующему шагу.
Согласно Статьям 435 и 437 ГК РФ, ценник, выставленный у товара в магазине, является самым простым примером публичной оферты, проще говоря, таким образом, магазин сообщает, что готов за указанную сумму продать товар любому, кто захочет его купить.
А пункт 1 Статьи 310 ГК РФ гласит, что:
1. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением ряда случаев.
Таким образом, магазин не имеет права отказать вам в продаже товара по цене, указанной на ценнике.
В большинстве случаев, персонал в крупных или сетевых торговых точках подготовлен, обучен и знает, что проще будет продать товар по указанной цене. Мало того, для этого даже не придется звать «Галю», потому что механизм продажи по ценнику вшит в кассовую программу. Однако, в ряде случаев сотрудники магазина (в нарушение закона) отказывают в продаже по ценнику
Порядок действий, если ваши права нарушены.
Предлагаем взять за основу рекомендации Роспотребнадзора от 17 февраля 2022 года:
Первым делом – сфотографируйте ценник, на случай если во время спора он «вдруг» исчезнет с полки.
Во-вторых, устно изложите сотруднику магазина, что вы знаете о своих правах и требуете продать товар по указанной цене, либо (если вы его уже оплатили) вернуть разницу в стоимости.
В-третьих, если вам не удалось решить вопрос – пишите письменную претензию. Это поможет вам в будущем, если ситуация получит продолжение.
В-четвертых, можно написать письмо в Роспотребнадзор. Любое их внимание в рознице по понятным причинам не любят, кроме того, штрафы за неверные ценники достаточно высоки.
Последний шаг – обращение в суд. Как таковой судебной практики по данному вопросу, можно сказать, нет. Однако если вы докажете, что вам не только не вернули разницу в цене, но и не отреагировали на письменную претензию, есть все шансы взыскать помимо штрафа также неустойку и компенсацию морального вреда, уже в вашу пользу.
Радует, что общая цифровизация не обходит стороной и розничную торговлю. Все больше магазинов переходят на систему «электронных ценников». Идея в том, что товары стоят строго на своих местах, а переоценка по всей сети делается удаленно и одновременно. Если применение такой практики станет общей, вскоре мы будем жить в мире, в котором неверных ценников не будет.
Тем не менее, это прекрасное и светлое, но все-же будущее, а сегодня мы по прежнему должны знать, как отстаивать свои права!
А у вас были подобные ситуации? Делитесь в комментариях!
-------
Спасибо вам за то, что вы с нами! Не забывайте подписываться на наш канал!
И еще больше интересных статей и видео по ссылкам:
Новые налоги при продаже недвижимости. Кто заплатит больше?
Лариса Долина стала жертвой мошенников. Как можно было переломить ситуацию?
3 дня переводила мошенника 1.800.000 рублей. Как это произошло?