Деяния — это книга о переменах. Это свидетельство времени, когда нужно было делать выбор, когда нужно было “послушаться тотчас” или отвергнуть призыв Иисуса. Она показывает постоянный поиск апостолами ответов на вопросы и их страстные призывы к мужчинам и женщинам ответить на притягательную силу благодати Божьей. Читателя поражает та истина, что история об Иисусе вызывала такие разительные и мгновенные изменения.
В этой книге вы не найдете компромисса — никакой уютной гавани для тех, кто откладывает принятие решения, никакого утешения для сомневающихся, никакого сочувствия тем, кто хочет принять некое половинчатое решение. В каждой истории говорится либо о безоговорочной преданности, либо о неприятии, иногда даже о злобном неприятии, которое обращалось в преследование благовестника. Все это напоминает жесткие слова Иисуса: “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает” (Мф. 12:30).
ПРЕДАННОСТЬ ПЕРВЫХ УЧЕНИКОВ
В кульминационный период жизни Иисуса на земле апостолы были слабыми, растерянными, нерешительными, а иногда даже трусливыми. При аресте Иисуса в саду все они покинули Его и бежали (Мф. 26:56; Мк. 14:50). Петр следовал за Ним издали (Мк. 14:54; Лк. 22:54), но потом отрекся от Него, сказав, что не знает Его (Лк. 22:60). Иоанн, если это он скрывается за фразой “другой ученик” в Ин. 18:15, 16, сильно переживал, входя вместе с Иисусом во двор первосвященника, которому был знаком. Позже он вышел и привел с собой Петра. Однако ни об одном из них не говорится, что они защищали Иисуса или выступали против решения Пилата относительно Иисуса. Они не помогали нести крест, не помогали хоронить тело Иисуса (Лк. 23:50-53)!
Позже эти же самые люди давали безупречные и смелые свидетельства о Его воскресении и делали это с великой силой (Деян. 4:33). Гонимые, они молились о том, чтобы им была дана смелость продолжать благовествовать Иисуса Христа, и делали они это даже сразу после приказа молчать (Деян. 4:29). Им было велено не говорить больше об имени Иисуса (Деян. 4:18), но они повиновались Иисусу больше, чем иудейским чиновникам (Деян. 4:19, 20; 5:28, 29).
Эти апостолы продолжали сопротивляться растущим гонениям. Несмотря на арест и тюремное заключение, они, как только ангел освободил их, возобновили свою проповедь (Деян. 5:18-20). Когда они вновь предстали перед синедрионом, их допрашивали, упрекали, сурово осуждали и, наконец, беззаконно бичевали (Деян. 5:27-40). Но и тогда, перед лицом ужасных массовых гонений со стороны самых высокопоставленных иудеев в стране, оставляя кровавые следы на пыльных улицах Иерусалима, апостолы вернулись к своим товарищам-христианам, радуясь тому, что удостоились принять бесчестие за имя Иисуса (Деян. 5:41)! Несмотря на смертельную опасность, эти люди, раньше робкие, как ягнята, теперь обрели львиную смелость и продолжали ежедневно проповедовать при каждой возможности (Деян. 5:42).
Совсем иными были женщины, ибо они, все время оставаясь на заднем плане, оплакивая смерть Иисуса, оказались гораздо более эмоционально устойчивыми (Лк. 23:27-31). Они украсили могилу Иисуса (Лк. 23:55, 56) и пришли на рассвете первого дня недели к месту погребения (Мф. 28:1). Эти женщины — Мария, мать Иисуса, Мария Магдалина, Саломия, Иоанна и “другая Мария” (возможно, мать Иакова) — первыми узнали, что могила пуста (Мф. 28:1; Мк. 16:1, 2; Лк. 24:10).
Эти женщины также проявили свою верность тем, что были среди 120 учеников, собравшихся в горнице по случаю избрания Матфия апостолом (Деян. 1:14-26). Поэтому кажется, что женщины, бывшие среди учеников Иисуса, всегда были рядом, оказывая Ему тихую поддержку во время судебных разбирательств и распятия и проявляя нежную заботу при Его смерти и погребении. Они демонстрировали стойкую преданность после Его воскресения и даже проводили особые женские молитвенные собрания во время одного из тюремных заточений Петра (Деян. 12:12).
Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с креста и похоронил его. Это был совершенно необычный ученик, так как он являлся членом синедриона (Лк. 23:50). Он хранил свою веру в тайне “из страха от Иудеев” (Ин. 19:38). Он открыто снял тело Иисуса, явив тем самым свидетельство того, что его ученичество впредь не будет храниться в тайне. Никодим помогал Иосифу в захоронении тела и дал благовония для помазания (Ин. 19:39, 40). Он также был членом синедриона, одним “из начальников Иудейских” (Ин. 3:1). Так как оба эти человека открыто приняли участие в захоронении тела Иисуса, можно предположить, что их положение в синедрионе и в иудейском обществе резко изменилось после того, как они открылись в своей верности Иисусу.
После распятия прошло менее шести недель, а мы уже читаем о стойкой преданности 120 братьев, продолжавших собираться вместе (Деян. 1:15). Среди них, кроме апостолов и женщин, были также братья Иисуса. А ведь раньше другие дети Марии не верили в то, что Иисус — Мессия. Они высмеивали Иисуса за Его отказ идти на Праздник кущей, чтобы чудесами доказать Свои заявления о Себе (Ин. 7:1-5). Один из этих братьев Иисуса, Иаков, впоследствии стал известной личностью в церкви; мы знаем, что он председательствовал на иерусалимском собрании, посвященном вопросу обрезания (Деян. 15:13). Он также был назван “столпом” иерусалимской церкви (Гал. 1:19; 2:9, 12) и стал вдохновенным автором одного из новозаветных посланий (Иак. 1:1).
За время между арестом Иисуса и судом над Ним и днем Пятидесятницы произошли большие изменения. Прежде ученики проявляли нерешительность, позже их стал отличать великий страх (почтение) перед Господом Иисусом (Деян. 2:43). Первые христиане проявили единство веры и дел, сострадательную и заботливую любовь друг к другу и тесные узы дружбы и общения на своих богослуженииях (Деян. 2:42-44). Их старание помочь своим собратьям-христианам справиться с нуждой носило жертвенный характер, весьма редкий тогда, да и сейчас (Деян. 2:44, 45; 4:32-35). В их жизни произошло нечто такое, что привело к такой преданности, которая прославилась на все времена.
ПРЕДАННОСТЬ ДРУГИХ УЧЕНИКОВ
Давайте обратимся ко многим мужественным людям в Деяниях, посвятившим свою жизнь Христу. Левит Варнава владел землей на острове Кипр, и когда первым ученикам потребовались средства, он продал землю и положил деньги к ногам апостолов для раздачи их бедным (Деян. 4:36, 37). Позже он ходатайствовал за Савла Тарсянина перед братьями, которые боялись его, потому что он был известен своими жестокими гонениями (Деян. 9:26, 27). Варнава, очевидно, посвятил свою жизнь благовествованию, ибо он был с Павлом в первом путешествии (Деян. 13:2). По завершении этого путешествия он отправился вместе с Павлом в Иерусалим, чтобы обсудить вопрос обрезания (Гал. 2:1). Но, как и Петр, он одно время поступал неправильно. В результате Павел счел необходимым обличить их (Гал. 2:13, 14). Варнава стал выдающимся учителем и проповедником в Антиохии (Деян. 15:35) и также миссионерствовал, когда отделился от Павла (Деян. 15:39). Он тоже был предан Христу.
Стефан, кроткий гигант благовествования, был неистово и героически предан Господу. Он не убоялся опасно возбужденных иудеев; умирая, он молился за своих убийц (Деян. 7:54-60).
Филипп был одним из семи особых служителей, которые помогли исправить ситуацию, когда не позаботились о некоторых вдовах из эллинистов. бывших среди учеников Иисуса (Деян. 6:1-5). Позже он покинул Иерусалим и пришел в город Самарию, где своими проповедями способствовал великому духовному пробуждению, которое привело многих к Господу (Деян. 8:5, 6). Оставив сей великий труд по призыву ангела, он нашел еще одну великую возможность проповедовать евангелие, пристав к колеснице эфиопа и “благовествуя ему об Иисусе” (Деян. 8:26-35). Затем он проповедовал в Азоте и продолжал благовествовать во всех городах по пути в Кесарию (8:40). Есть запись о том, что он жил в Кесарии и много позже, по-прежнему благовествуя, и что у него было четыре пророчествовавших дочери-девственницы. Он приютил Павла и его товарищей, когда те вернулись из своего третьего путешествия (Деян. 21:8). Его жизнь была посвящена Христу.
Савл Тарсянин стал одним из выдающихся воинов креста, неистовым во всем, что делал (Деян. 9:27-29). Прежде он так же неистово гнал христиан (Деян. 7:58; 8:1; 9:21). Его решение посвятить себя Иисусу Христу является одним из наиболее выдающихся событий в истории ранней церкви. Что могло изменить его сознание, как не безусловная истина о том, что Иисус доказал, что Он Сын Божий, восстав из мертвых (Рим. 1:4)? Лука отмечает, что после обращения этого гонителя общины в трех провинциях Палестины обрели покой и получили возможность быстро умножать число своих учеников (Деян. 9:31). Преданность Савла Иисусу произвела перемены в ранней церкви!
Тавифа, “исполненная добрых дел” женщина из Иоппии, проявляла свою тихую достойную преданность тем, что заботилась о других. Свою способность заботиться о других она посвятила служению Господу, и ее имя почиталось и вызывало восхищение у многих (Деян. 9:36-39). Ее преданность Господу можно увидеть после ее смерти в осязаемых результатах ее трудов и великодушия.
Корнилий был таким хорошим, высоконравственным человеком, что даже сегодня немногие осмелятся сравнивать себя с ним в моральных качествах (Деян. 10:1, 2, 22). Он был первым язычником, обращенным к Господу, и история его обращения является показателем того, что делал Иисус, чтобы разрушить расовые предрассудки.
Сергий Павел был правителем, проконсулом Пафа на острове Кипр. Он предал себя Христу, когда увидел, как Павел поразил Елиму волхва временной слепотой за то, что тот был исполнен всякого коварства и злодейства против дел Павла (Деян. 13:6-12).
Лидия была деловой женщиной из города Фиатир, которая приехала в Филиппы и встретилась с Павлом в месте проведения богослужений. Уже чтущая Бога, она быстро откликнулась на истину, а затем убедила Павла и его товарищей воспользоваться ее гостеприимством (Деян. 16:13-15). Ее щедрость и гостеприимство стали свидетельствами ее преданности.
Темничный страж из Филипп коренным образом изменил свою жизнь, всех членов своей семьи обратив в христианство (Деян. 16:27-34). Его немедленное участие и забота об избитых узниках, Павле и Силе, продемонстрировала его раскаяние. Он даже привел их в свое личное жилище, позаботившись о них и накормив.
Крисп, иудейский начальник синагоги в Коринфе, присоединился к Павлу, дав отпор богохульствам своих соплеменников-иудеев. Вначале он оставался, можно сказать, в одиночестве в своем решении креститься во Христа, но Лука косвенно показывает, что его обращение ко Христу побудило многих других коринфян уверовать и креститься (Деян. 18:8). Нужно помнить, что такой начальник синагоги был заметной фигурой; его преданность Христу оказала потрясающее воздействие на всю иудейскую общину в Коринфе.
Деяния также повествуют об учителе по имени Аполлос, который нуждался в более точных наставлениях. Обращенный под воздействием учения Иоанна Крестителя, он начал проповедовать истину. После установления церкви учение Иоанна Крестителя уже больше не было правильным, потому что Иисус умер, и на землю пришло царство — церковь Господня (Деян. 18:24, 25). В результате работы Аполлоса двенадцать человек были крещены Иоанновым крещением — тем крещением, которое больше не было действительным. Павел крестил этих людей во Христа, т.е. тем крещением, которое было заповедано Христом. Их первое водное крещение, устаревшее и больше не действительное, ничего в духовном отношении им не дало. Павел, очевидно, был удивлен, найдя других учеников Иисуса в Эфесе, потому что обычно он первым приезжал в какой-либо город с евангелием. Выяснив, что они ничего не знают о Святом Духе, он заинтересовался их крещением (Деян. 19:1-7). Он исправил крещение двенадцати мужчин, крестив их точно по Писанию и дав им новое рождение.
Познакомившись с Аполлосом, Прискилла и Акила поняли, что он продолжает проповедовать устаревшее учение Иоаннова крещения. Они отвели его в сторону и в личной беседе точнее объяснили ему “путь Господень”, после чего он тотчас же ввел соответствующие изменения в свое учение. Он стал ценным и убедительным проповедником ради Господа (Деян. 18:26-28).
Аполлос являет собой превосходный пример преданности. Узнав об ошибочности своего учения, он с готовностью исправил его. Впоследствии Павел напоминал эфесским христианам, что они были спасены “благодатью” (Еф. 2:8, 9), и все же случай в Эфесе еще раз подтверждает вывод, что “спасение благодатью” предполагает проверку правильности своего крещения, вплоть до повторного крещения. Оно также предполагает изменение учения, если открытая истина выявляет ошибку в положениях, которых придерживались ранее.
Снова и снова мы видим Прискиллу и Акилу в делах Господних. Впервые они упоминаются вместе с Павлом в Коринфе (Деян. 18:1-3). Позже они путешествуют с Павлом и трудятся для Господа в Эфесе (Деян. 18:18, 26). Там они вместе с Павлом приветствуют своих прежних знакомых (1 Кор. 16:19). Некоторое время спустя они работают в Риме (Рим. 16:3). Еще позже, вероятнее всего, после первого двухлетнего тюремного заключения Павла в Риме (Деян. 28:30, 31), эта благочестивая чета возвращается в Эфес и работает там вместе с Тимофеем (2 Тим. 4:19). Поскольку 2 Тимофею, скорее всего, было написано Павлом после его римского заточения, предполагается, что здесь, в Эфесе, мы в последний раз встречаемся с Акилой и Прискиллой в Новом Завете. Их странствия и работа с несколькими церквами оставили след великой преданности Господнему делу.
Онисифор, посетивший Павла, когда тот находился в римской тюрьме, — довольно загадочная личность. Павел говорил, что Онисифор “многократно покоил” его во время этого посещения, в то время как многие отвернулись от него (2 Тим. 1:15, 16). Онисифор сумел ободрить Павла, а ведь сколько раз именно Павел посещал братьев и воодушевлял их. Онисифору пришлось искать Павла, и он не стыдился того, что Павел находился в тюрьме (“уз моих”). Впоследствии он был известен в Эфесе как слуга ради Господа (2 Тим. 1:17, 18). Это еще один пример мужественной преданности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деяния — это книга о мужестве и преданности, а не о компромиссе и выгоде! Это книга о походе в защиту Христа, это волнующий рассказ о преданности делу. В книге исчерпывающе показано верное следование за Иисусом, хоть и дорога была цена, иной раз это была цена жизни. Но никакая жертва не была слишком велика для учеников, когда они размышляли о жертве, принесенной Отцом и Сыном. Каждый случай обращения в Деяниях стоил многого. Иисус говорил, что преданность Ему потребует, в первую очередь, самоотречения (Мф. 16:24).
Иисус принимает нас только полностью. Половинчатого христианства недостаточно. Сердце нельзя разделить, посвятив себя частично Христу и частично миру. Дружба с миром “есть вражда против Бога” (Иак. 4:4). Следовать за Христом можно только всем сердцем, на 100 процентов, безусловно и полностью отдаваясь служению Ему. Великой и первой заповедью по-прежнему остается любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением и всеми силами (Мф. 22:37, 38).
👉🏻 Уникальные экскурсии и туры по всему миру (Реклама. ООО «ЮТРЕВЕЛМИ». ИНН 5405021086)