“Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться” (Иак. 1:1).
Вы когда-нибудь просматривали учебники, которыми пользовались в школе, чтобы проверить, не устарели ли они? Если да, то вы нашли их значительно устаревшими, разве не так? За минувшие годы появились новые законы в физике и новые вещества в таблице химических элементов. Даже “новая” математика уже изрядно постарела. Некоторые старые учебники годны лишь на то, чтобы ностальгически напоминать нам о нашем прошлом.
Ясно, что, когда вы рассматриваете перемены и достижения прошлых поколений, а затем начинаете изучать письмо, написанное верующим в Иисуса почти две тысячи лет назад, напрашивается несколько вопросов. Не устарело ли письмо с течением времени? Не следует ли это письмо читать и исследовать только с точки зрения истории? Возможно ли, чтобы такое старинное письмо могло что-то сказать людям двадцатого века?
Мы однозначно установим, что письмо, написанное Иаковом, актуально для нашего времени. Это древнее письмо вполне актуально для всех современных верующих.
Послание Иакова, как и все книги Библии, относится к двум разным временным зонам. Первая — это время, когда был написан документ. Изначально послание Иакова было написано боговдохновенным автором, чтобы рассказать верующим о том, что вера должна изменить их жизнь. Верующие читали и изучали его послание — и узнавали, что вера важна для их повседневной жизни. Вторая временная зона — современность. Знакомство с “тогдашней” жизненной ситуацией, то есть того времени, когда было написано письмо, помогает верующему связать содержащиеся в нем идеи с “теперешними” проблемами, возникающими в связи с ведением христианского образа жизни в наши дни. Это послание позволит нам, опираясь на свою христианскую веру, не поддаться влиянию современного мира с его трудностями, соблазнами, финансовыми затруднениями и общественными отношениями.
Письмо начинается в типичной эпистолярной манере первого столетия, когда называется автор послания, его читатели, и затем следует приветствие: “Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться” (1:1). Чтобы понять, как это древнее послание веры может изменить нашу жизнь, необходимо учесть, в каких исторических условиях оно было написано. Давайте рассмотрим его исторические истоки и назначение содержащегося в нем учения, а также индивидуальный стиль автора.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Так как книги Библии не упали с неба на золотых пластинках, мы видим, что каждая из них имеет свое исключительное начало или исторический исток. Бог, действуя при посредничестве Святого Духа, вдохновлял авторов обращаться к людям в различных жизненных ситуациях. Как результат, книги Писания уникальны; Слово Божье каждый раз обращено к особым нуждам человека. Чтобы понять, какую весть Бог посылает нам “на данный момент”, нам необходимо посмотреть, в каких исторических условиях книга была написана. Знание того, кем был автор и его первые читатели, поможет нам определить, какое значение имело послание Иакова на тот момент, когда оно было написано.
Автор
Порой бывает трудно даже установить, кто написал ту или иную библейскую книгу. Авторов некоторых книг Библии, например посланий апостола Павла, легко узнать, потому что нам прямо говорится, кто автор. Определение авторства других книг оказывается сложной задачей, потому что мы неимоверно удалены от времени их написания, а также из-за многих предположений, которые были сделаны относительно их авторов.
Послание Иакова называет автора, но точно не уточняет его личность: “Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа...” Проблема состоит в том, что имя “Иаков” (Яков) было очень распространенным в первом столетии. Посудите сами: по крайней мере, четыре человека в Новом Завете носили это имя: Иаков, сын Зеведея и брат Иоанна; Иаков, сын Алфея; Иаков, отец апостола Иуды; и Иаков, брат (более правильно, единоутробный брат) Иисуса. Хотя было потрачено много чернил и бумаги на обсуждение авторства этого послания, приходится признать, что этим автором является Иаков, единоутробный брат Господень.
Автор называет себя “рабом Бога и Господа Иисуса Христа”. По-гречески слово, переведенное “раб”, — дулос, человек, который принадлежит господину. Иаков считал себя собственностью Бога, и все, что Бог повелевал, он считал себя обязанным выполнять. Представьте, что он мог бы сказать о своих отношениях с Господом: “Иаков, любимый брат Иисуса”, “Иаков, который спал в одной комнате с Господом в течение восемнадцати лет”, “Иаков, который знает Иисуса лучше, чем кто-либо из живущих”. Однако он не пытается произвести впечатление на других своими семейными узами, а просто называет себя рабом Бога и Иисуса Христа.
Читатели
О первых получателях послания сказано, что это “двенадцать колен, находящихся в рассеянии”. Кто бы ни был так назван, из содержания книги мы знаем (2:1; 5:7), что они были христиане. Эти первые христиане были “рассеяны”, вероятно, из-за гонений на раннюю церковь. Не исключено также и то, что фраза Иакова, “двенадцать колен”, относится ко всему Божьему народу — духовному Израилю. По этой причине письмо Иакова было названо “соборным”, или общим посланием. Это подразумевает, что Иаков изначально адресовал его не одной общине, но что он намеревался показать верующим во всем мире, что их христианская вера должна была привести к перемене образа жизни.
ПРЕДМЕТ ВЕРОУЧЕНИЯ
Однако это не значит, что Иаков однажды сел и решил написать письмо христианам вообще. Своим появлением на свет это письмо обязано некоторым критическим ситуациям в жизни христиан первого столетия. Следовательно, мы можем сказать, что причина появления этого послания связана с вероучением. Бог хотел через земного автора передать Своему народу некую весть.
Иаков писал во времена перемен. Дата написания была достаточно удалена от первых дней существования церкви, так что в ней уже появились вызывающие огорчение точки зрения, обряды и трудности. Вот некоторые из них:
• Тяжелые испытания
• Искушения грехом
• Различные проблемы, связанные с богатыми людьми
• Неспособность многих жить соответственно тому, что они исповедовали
• Язык как неудержимое зло, приводящее даже к разделениям в церкви
• Христиане, больные телесно и духовно
При рассмотрении этого перечня проблем возникает впечатление, что в нем перечисляются те же проблемы, какие стоят перед церковными общинами и в наши дни. Разве не страдают люди в наших церквах? Разве не случается, что члены общины говорят одно, а живут совсем по-другому? Разве не бывает, что христиане не следят за тем, что они говорят?
Это письмо было написано не в вакууме. Напротив, оно содержит увещевания позволить нашей христианской вере действовать во всех сферах нашего бытия. Иакову было мало того, чтобы Божий народ имел лишь начальную веру в Иисуса. Он хотел, чтобы они возросли до послушания, основанного на полном доверии и уповании, на личной самоотдаче и преданности другим людям. Наверное, главную тему всего письма можно выразить так: “Вера, изменяющая жизнь”.
Послание Иакова не устарело. Пока христиане будут сталкиваться с такими ситуациями, как разный экономический уровень, политическая нестабильность, различные испытания, самообольщение злом, эгоцентризм и люди, которые только на словах исповедуют христианство, до тех пор будет существовать надобность в послании Иакова.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
“Все Писание богодухновенно...” (2 Тим. 3:16), и все же каждая книга Библии имеет свой отличительный стиль. Вдохновляя Писания, Бог не пренебрегал личностью человека, а, напротив, всецело использовал ее для осуществления Своих замыслов. Это послание, как и все библейские произведения, имеет свою уникальную композицию и особую сюжетную линию.
Послание Иакова написано в форме, обычной для письма первого столетия, адресованного Божьему народу во всем мире. Когда собирались церкви первого столетия и письмо читалось от начала до конца, это занимало, вероятно, около получаса. Верующие слушали, отмечая яркие метафоры, едкие эпиграммы, своеобразные обороты речи, глубокие вопросы и образные примеры. Между прочим, Иаков употребил 570 различных греческих слов, семьдесят три из которых в Новом Завете больше нигде не встретишь.
Мы видим уникальность послания Иакова, обусловленную его писательским стилем. Читая послание, мы даже можем сказать: “До того, как стать писателем, этот человек был проповедником”. Неповторимый стиль произвел такое впечатление на В. Г. Таскера, что он сказал: “Послание Иакова — это конспект проповедей”. На протяжении всего трактата он обращается к читателям, как проповедник к своим слушателям (1:16, 19; 2:20). Видно, как снова и снова поддерживается тепло живых отношений между проповедником и общиной, когда прямо из сердца на бумагу льются слова “братья”, “братья мои” и “братья мои возлюбленные” (например, 1:2, 16, 19; 2:1, 5, 14; 5:7, 9 и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Послание Иакова предназначено для христиан первого столетия и всех последующих веков. Иаков учит христиан, что наша вера должна очень сильно влиять на то, как мы живем изо дня в день.
Реклама. ООО «Бронирование гостиниц». ИНН 7703389880