Найти в Дзене

ПСАЛОМ 107: СВОЙСТВА ПРАВЕДНОСТИ

Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

В подзаголовке к псалму 107 сказано, что это псалом Давида. На самом деле он составлен из псалмов 56 и 59, которые, как полагают, написал Давид. Первая часть псалма 107 (ст. 2-6) взята из 56:8-12, а последняя (ст. 7-14) заимствована из 59:6-13. В Псалтири это единственный псалом такого рода.

Повторение весьма характерно для Псалтири и для духовной литературы вообще. Относительно повторений Писаний в других местах для других целей Грэм Скрогги пишет: “В Писаниях больше повторений, чем мы, может быть, осознаем. В Гефсиманском саду наш Господь трижды молился, «сказав то же слово». Павел часто прибегал к повторениям. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4). «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю...» (Гал. 1:9). «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Фил. 3:1). Отсюда явствует, что повторение дано свыше; оно богодухновенно. Истины и формы их выражения нельзя отвергать лишь потому, что они стары, но следует использовать при всяком удобном случае для выражения новых чувств, желаний и признательности Богу. Мы признаем это в отношении гимнов, но то же самое касается и проповедей. Если проповедник хвастает тем, что никогда не повторил ни одной своей проповеди, то это говорит либо не в пользу проповеди, либо не в пользу проповедника, либо не в пользу и того и другого. Христос очень часто повторялся. Слова, которые достаточно хороши, чтобы произнести их однажды, должны быть достаточно хороши, чтобы произнести их дважды. В духовной сфере новизна языка — не самое главное”.

Повторение в этом псалме указывает на то, что Святой Дух позже счел уместным еще раз, но по-другому, использовать части псалмов 56 и 59, чтобы призвать Божий народ к восхвалению Бога и праведной жизни.

Будучи, согласно подзаголовку, одновременно псалмом и песней, псалом 107 написан для того, чтобы его читали и пели. По своей направленности это мольба к Богу о помощи в одолении врагов Израиля. Основанием для мольбы является Его обещание разделить между ними землю и дать им победу над Ханааном.

Вторым планом в этом составном псалме проходит тема о том, как должны жить праведники. Какие же свойства должен демонстрировать праведный человек?

I. ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА (ст. 2-6)

Праведный человек славит Бога. Он решил для себя, что благодарение Бога будет главной частью всего, что Он делает.

“Готово сердце мое, Боже; буду петь и воспевать в славе моей. Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами... ибо превыше небес милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже; над всей землей да будет слава Твоя” (ст. 2-6).

Всем своим духовным существом он благодарит и славит Бога, ибо Он достоин.

Он хочет славить Бога в уединении и прилюдно. Его страстное желание — каждый день просыпаться и приветствовать рассвет, воздавая Богу хвалу и благодарение.

Праведнику мало личного поклонения Богу — он славит Его прилюдно, среди народов. Лично восхвалять Бога нужно, но для праведного человека этого недостаточно. Он будет славить Бога так, чтобы его услышало как можно больше людей. Он расскажет народам о том, что сделал Бог. Божья слава и благодать слишком хороши, чтобы умалчивать о них; о них нужно говорить всему миру.

Причины для восхваления Бога можно кратко выразить словами “милость” и “истина”. Давид славит Бога за необъятность Его милости и непререкаемость Его истины. Слово, переведенное как “милость”, говорит о Божьей заветной любви. Будучи превыше всех наших самых высоких мыслей и сильнее наших самых глубоких чувств, Божья милость является единственной надеждой нашего спасения. Слово “истина” означает Божье слово и Его честность в соблюдении Своих обещаний. Божья любовь и истина простирается на всю землю. Его милость охватывает землю, достигает самых небес и выходит за их пределы. Его верность и истинность окружает Его народ подобно облакам в небе.

Сердце праведного человека полно решимости: никакие события не оторвут его от Бога. Ничто не заставит его усомниться в Божьей благости, милости и доброте. Он непоколебим в своем намерении поклоняться Богу в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах.

Давид говорит: “Будь превознесен выше небес, Боже” (ст. 6). По отношению к Богу “быть превознесенным” означает быть вознесенным в прославлении и поклонении. Когда люди воздают Ему хвалу, Его “слава” проявляется “над всей землей”.

II. ПОСЛУШАНИЕ БОГУ (ст. 7-10)

Праведный человек слушает Бога, которого прославляет. Он уважает Божье Слово и доверяет ему.

“...дабы избавились возлюбленные Твои. Спаси десницею Твоею и услышь меня. Бог сказал во святилище Своем: «Восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю; Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем — крепость главы Моей, Иуда — скипетр Мой, Моав — умывальная чаша Моя, на Эдома простру сапог Мой, над землей филистимской восклицать буду»” (ст. 7-10).

Израиль был Божьим возлюбленным народом. Слово “возлюбленные” стоит во множественном числе, а это может означать, что Ему дорог каждый человек из состава Божьего народа.

Псалмопевец взывает к Богу спасти их Своей десницей, под которой израильтяне обычно понимали сильную руку, которая держит меч. Он молится о том, чтобы Бог прогнал врага Своей великой силой. Короче говоря, Израиль хотел, чтобы Бог избавил его от врагов!

Бог сказал в Своей святости. Когда Бог дает обещание, это повод для радости, ибо Божьи обещания — самые надежные на свете. Его святость и праведность гарантируют, что каждое обещание будет выполнено.

Задолго до царствования Давида Бог пообещал, что потомки Авраама будут владеть землями Ханаана, или Палестиной (Быт. 12:7). Земля обетованная, известная под общим названием Ханаан, включала в себя всю территорию от египетской границы до реки Евфрат. Автор верит, что Бог разделит землю согласно Своему обещанию Аврааму. Будучи Правителем мира, Он один решает, кто будет владеть землей.

Упомянутые в тексте географические названия — Сихем, Сокхоф, Галаад, Манассия, Ефрем и Иуда — символизируют земли, которые составляли наследие Израиля в Палестине по обеим сторонам реки Иордан. Называя два самых больших племени, Ефрем и Иуду, автор говорит обо всех племенах. Ефрем назван “крепостью главы”, или “шлемом” (Современный Перевод), — символом силы, а Иуда — “скипетром”, символом власти. Под Ефремом подразумевались северные и восточные племена, а имя “Иуда” было собирательным для южных племен. Таким образом, в стихе 8 не упущено ни одно колено.

Будучи Правителем всех народов — включая Моав, Едом и Филистию — Бог держал под контролем соседние народы, которые были враждебны Израилю. Давид говорит, как Бог поступит с ними. Моав должен стать “умывальной чашей”. В будущем этот народ будет низведен до положения раба. Едом тоже изменит свой статус, что видно из слов “простру сапог Мой”. Это идиоматическое выражение может означать либо то, что Бог будет попирать их Своими ногами, либо то, что они уступят свои права (Руфь. 4:7). Едом будет подавлен, попран или вынужден отказаться от своего лидирующего положения среди народов. Последнее предположение представляется наиболее вероятным. Власть Господа распространится на всю Палестину, включая Моав и Едом на востоке и Филистию на западе. Божьего правления не избежит ни один район Палестины.

Эти заявления о районах Палестины напоминают о Божьем обещании, что Израиль будет обладать этой землей. Псалмопевец решает верить Божьим обещаниям и смотреть в будущее, уповая на Божью верность. Автор верит в Божий план для Его народа.

III. ДОВЕРИЕ БОГУ (ст. 11-14)

Еще одна черта праведного человека — его доверие Богу. Он не сомневается, что Бог сдержит Свои обещания.

“Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Эдома? Не Ты ли, Боже, Который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими? Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших” (ст. 11-14).

Как главнокомандующий войсками Израиля, Давид беспокоится о том, как они войдут в идумейский “укрепленный город”. В Едоме были города, которые стояли высоко в горах и поэтому их было чрезвычайно трудно атаковать. Но Едом был обречен на поражение, ибо так обещал Бог (ст. 10). Поэтому псалмопевец ищет Божьего руководства и избавления.

Только Бог мог помочь Израилю. Заданные псалмопевцем вопросы подразумевают один ответ: Бог. Никто другой не может привести израильские войска к победе. С Богом они достигнут успеха, а без Него потерпят поражение.

Под Божьим руководством Израиль сможет храбро сражаться. Если Бог Сам низложит противников, победа будет гарантирована, а данное Аврааму обещание — выполнено.

История свидетельствует, что эта молитва была услышана. Израилю сопутствовала военная удача, и Едом был покорен. В годы царствования Давида Израиль расширил свои границы и присоединил всю обещанную Аврааму территорию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели три свойства праведных людей. Они делают прославление Бога предметом своих устремлений, они прислушиваются к Божьему Слову, и они доверяют Богу. Эти свойства дают широкое представление о том, как жить праведно пред Богом.

Праведный человек уповает на Бога. Даже видя временные препятствия на пути к победе, он все равно знает, что Богу можно доверять. Он не сомневается, что конечная победа придет, как и обещал Бог.

Истинная праведность исходит от Бога. Поклоняющиеся уподобляются Ему, когда благодарят Его за благодать и милость. Убежденные в Его верности, они строят свою жизнь на Его Слове и на Его обетованиях. Повиновение вводит их в общение с Ним, а постоянное послушание расширяет и поддерживает эту связь.

Единственный истинный Бог, праведный Бог небес, приглашает каждого человека ходить с Ним в праведности.

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы