Эксперты отмечают, что волна консолидации среди операторов геостационарной спутниковой связи оказывает значительное влияние на обновление и рекапитализацию крупных вещательных спутников GEO. По мере объединения компаний возникает вопрос: можно ли совместно обновлять эти активы? Ожидается, что в будущем все больше спутников GEO будут запускаться с несколькими полезными нагрузками и вариантами использования.
Примером может служить спутник Eutelsat 10B, введенный в эксплуатацию в июле 2024 года. Аппарат оснащен двумя многолучевыми высокопроизводительными полезными нагрузками Ku-диапазона для морской и авиационной связи, а также двумя широколучевыми полезными нагрузками в C- и Ku-диапазонах для видеоуслуг.
Одной из возможных областей для широкого применения услуг GEO является рынок интернета вещей (IoT). Сервисы IoT не требуют больших объемов данных, им необходима устойчивости, глобальное покрытие и роуминг.
Заметной тенденцией в будущем GEO является рост числа программно-управляемых спутников. Еще в 2011 году эксперты сделали предположение, что программное обеспечение будет доминировать в различных областях, и это предсказание подтвердилось в спутниковой индустрии. На Земле модемы, усилители сигнала и антенны становятся программно-определяемыми, а программно-управляемые спутники, которые могут перенастраиваться в космосе, стали вытеснять традиционные "одноразовые" аппараты.
Eutelsat Quantum, запущенный в 2021 году, стал первым спутником, адаптирующимся к бизнес-требованиям, и это лишь начало. Другие операторы, такие как SES, Intelsat, Sky Perfect JSAT и Optus, уже заказали программно-управляемые спутники у Thales Alenia Space и Airbus из новых линеек Space INSPIRE и OneSat.
Создание программно-управляемых космических аппаратов стало важным трендом в спутникостроении. Новые возможности позволяют операторам гибко управлять космическим сегментом сети, быстро реагируя на запросы абонентов и изменяя параметры спутника во время эксплуатации. Раньше владельцы спутниковых группировок должны были заранее определять зону покрытия и функционал аппаратов на весь срок их службы, но теперь такое долгосрочное планирование становится ненужным. В отличие от традиционных спутников, для которых создается индивидуальная полезная нагрузка, новые аппараты будут стандартизированы. Настройка их полезной нагрузки под конкретные запросы заказчиков будет происходить на программном уровне.
Однако не все идет гладко: программа Airbus OneSat сталкивается с задержками и увеличением расходов, что привело к расходам в размере одного миллиарда долларов в первой половине 2024 года.
По прогнозам Analysys Mason, более 89% всех спутников связи, построенных в следующем десятилетии, будут обладать некоторым уровнем программно-определяемой гибкости. Эта гибкость особенно важна для геостационарной орбиты, где спутники должны работать на протяжении 15 лет. Надежность и прочность критически важны для GEO-спутников, так как неудачи могут иметь значительные последствия для операторов.
Так непредвиденные сбои спутников ViaSat-3 F1 и Inmarsat 6-F2, которые не смогли функционировать должным образом после выхода на орбиту, привели к страховым претензиям на сумму почти один миллиард долларов. Это почти вдвое превышает сумму страховых премий, выплаченных отраслью, что создает дополнительное давление на стоимость доступа к GEO.
В Eutelsat признают, что страховые ставки выросли, но это неизбежные расходы. Компания ссылается также на общую инфляцию издержек в отрасли, где растут расходы не только на страхование, но и на другие сегменты цепочки производства.