Фил Могг, вокалист легендарных UFO, вспоминает о записи культового альбома "Lights Out" (1977), который, по его словам, направил группу в нужное русло.
Историю UFO и Thin Lizzy можно назвать историей удивительного сходства. Обе группы были на пике популярности в середине 70-х, играли хард-рок с кельтскими мотивами и имели в активе альбомы, ставшие классикой. Вот только Thin Lizzy смогли добиться "золота" со своим альбомом "Jailbreak" (1976), в то время как "Lights Out", ставший для UFO тем же, чем "Jailbreak" для Thin Lizzy, несмотря на любовь фанатов, альбом не смог достичь высоких показателей продаж.
"Lights Out" – это настояний гимн радости жизни ("Too Hot to Handle"), эпическая "Love to Love" и сокрушительный заглавный трек. И вот, этот альбом переиздается на двух CD и трех LP с бонусным концертным выступлением в лондонском Roundhouse, записанным 2 апреля 1977 года. Обложка альбома, созданная знаменитой студией Hipgnosis, – тоже своего рода легенда.
"Впервые мы связались с Hipgnosis во время работы над альбомом "Phenomenon", – вспоминает Фил Могг. – "Они были на подъеме, выдавая крутые идеи без какого-либо вмешательства со стороны группы. Они сделали обложку для альбома Pink Floyd со свиньей над электростанцией Баттерси, а это фотографии той самой электростанции изнутри. На обложке "Lights Out" – я. Сейчас у меня больше волос на груди (смеется). А тот парень в комбинезоне – это Михаэль (Шенкер). Сторм (Торгерсон, основатель Hipgnosis) был забавным парнем. Помню, как встретил его на Хэверсток-Хилл, он был на роликовых коньках: "Идете в студию? За мной!"
"Lights Out" стал первым альбомом, который группа записывала с продюсером Роном Невисоном, сменившим Лео Лайонса из Ten Years After. "Мы искали перемен", – говорит Фил. – "Имя Рона встречалось нам на многих наших любимых альбомах, он работал звукорежиссером или продюсером. Мы спросили Криса Райта (основателя Chrysalis Records), можем ли мы заполучить его, и это стало одним из самых важных решений для нас".
На вопрос, что ему нравилось в Роне, который, как известно, обладал непростым характером, Фил смеется: "Простите?! Да, вы правы. Думаю, с Роном главное – не принимать его слова близко к сердцу. У нас в группе всегда было хорошее чувство юмора. Да, он мог быть резким, но мы не обижались".
Рон славился своими струнными аранжировками, для которых он привлек Алана Макмиллана. "Да, мы пришли посмотреть. Помню, как Рон сказал: "У них есть отличная виолончелистка". На ней была мини-юбка – я это помню! Это была отличная сессия, не просто струнные, а глубокое, темное звучание виолончели. Алан Макмиллан проделал отличную работу".
Еще одним важным изменением стала замена Дэнни Пейронела на Пола Рэймонда, который, к сожалению, скончался в 2019 году в возрасте 73 лет. "Мы пытались играть двумя гитарами, – вспоминает Фил, – но это не сработало. Потом пришел Дэнни, игравший только на клавишных, и это тоже не сработало. А потом появился Пол, который мог легко переключаться с гитары на клавишные. Так что это оказалось экономнее (смеется). Нет, на самом деле, он отлично вписался".
Пол привнес в группу новое измерение песен. У каждого из участников был свой подход к написанию музыки: Михаэль Шенкер, Пит Уэй и барабанщик Энди Паркер (который играл в группе с момента выхода дебютного альбома в 1970 году) – все они обогатили звучание UFO.
"Многие вещи мы брали из соло Михаэля", – рассказывает Фил. – "Мы строили мелодию вокруг риффа или соло, потому что его соло были просто волшебными. Либо он придумывал какой-нибудь прямой, более жесткий рифф. Пит Уэй, с другой стороны, был сторонником рока на трех аккордах. "Love to Love" стала для UFO своей "Лестницей на небеса".
Запись проходила в студии AIR в самом сердце Лондона. "Это было очень удобно. Плюс ко всему из студии открывался прекрасный вид на Лондон. Это была новая, роскошная студия. Мы начинали часа в два дня и работали до утра. Постоянно кто-то приходил, опаздывал... Много общались, сейчас я так уже не могу (смеется)".
На альбоме была и кавер-версия – "Alone Again Or" группы Love, которую также перепевали The Damned. "Это моя любимая песня времен хиппи", – улыбается Могг. – "Тогда мы носили цветы в волосах. Это был настоящий гимн той эпохи. Мы подумали, что было бы неплохо переделать ее, заменив трубное соло на гитарное. Шенкер справился блестяще. Получилось отлично, эта песня добавила альбому уравновешенности".
Комментируя бонусный концертный материал, добавленный в переиздание, Фил говорит: "Кое-что получилось очень даже неплохо, хотя вокал местами хромает. Кажется, я слишком старался. Но это живой концерт, а я люблю живые выступления. Михаэль выдал несколько крутых моментов, которых нет на пластинке. В целом, "Lights Out" стал для нас шагом вперед. Предыдущие альбомы были статичными. "Lights Out" звучал по-другому, это был шаг в правильном направлении".
Мы уже упомянули о том, что Пола Рэймонда нет с нами. Но недавно мы потеряли и Пита Уэя, а также Пола "Тонку" Чепмена, игравшего в группе в 80-х. В завершение я спросил Фила, как он справлялся со всеми этими потерями.
"Знаете, я немного обеспокоен. Ушли трое ребят, чьи имена начинаются на "П", остался только я. Это тревожно. Все это было настолько неожиданно. Смерть Пола Рэймонда стала шоком, мы ведь только что закончили турне 2019 года. Пол Чепмен – царствие ему небесное – умер в день своего рождения. Это было так неожиданно. А вот смерть Пита... скорее, дело в том, как это произошло. Не думал, что лестничный пролет его доконает, но так и случилось. В последний раз я видел его на Sweden Rock. Мы всегда смеялись. Я, как всегда, угощал его выпивкой. Всегда грустно, когда уходят друзья. Хочется спросить у них о чем-то, вспомнить какой-то случай, а их уже нет".
В сентябре выходит сольный альбом Фила, где он работает с еще одним талантливым музыкантом из UFO, Нилом Картером. "Нил стал для нас глотком свежего воздуха, когда пришел в группу. Он очень позитивный человек. Да, я только что записал с ним альбом, работать с ним невероятно легко".
Но UFO больше нет. "Нет, не думаю. Последний тур был последним. Было бы некрасиво с нашей стороны объявлять об еще одном турне. Хотя, Фрэнк Синатра устраивал прощальные турне раз двадцать пять, не так ли?".