Если с египтянами, шумерами и аккадцами всё более-менее ясно – как только на белом свете появились первые города-государства, они начали прокладывать первые дороги, то бытность Европы 5800 лет тому назад вызывает вопросы.
Грубо говоря, в указанный период времени, большая часть европейского населения всё ещё обрабатывала камень и едва научилась выращивать простейшие сельскохозяйственные культуры. Да - в пещерах жили только самые «дикие» представители европейских народов. Но поселения – небольшие деревянные городки и селища, окружённые тыном, всё ещё были далеки от стандартов крупных городов месопотамских и древнеегипетских цивилизаций.
Дороги – важнейшие артерии любого государства древнего времени. По дорогам не только шли крупные караваны с рабами и товарами, но и могли перебрасываться войска. Именно поэтому та же Римская империя вкладывала колоссальные средства в создание мощёных дорог. По ним, легионы, могли быстрым маршем дойти до любого уголка империи, чтобы влиться в одно из бесконечных сражений, «кипевших» по всей протяжённости границ необъятного государства (в том числе на «внутренних» территориях). Но в этом контексте речь идёт всё-таки о событиях 2-3 тысячелетней давности.
Где же возникла первая европейская дорога? Оказывается – в Англии, в её болотистой части примерно 5800 лет тому назад. То есть в 3807 или 3806 году до нашей эры. Как она выглядела? Давайте вместе взглянем на наработки английских археологов.
1,8 километра дороги и 200 тонн дерева
Сомерсет-Левелс – знаменитая заболоченная долина на юго-западе современной Великобритании. Общая площадь – примерно 650 квадратных километров небольших лесов, туманных полян и зыбкой, заболоченной почвы.
В 60-х годах прошлого века английское правительство начало активно разрабатывать эти места и добывать торф. Тогда из-под земли и «полезли» какие-то странные доски и столбы, большому количеству которых не было никакого объяснения. Ровно до того момента пока к делу не подключились археологи подарившие миру сенсацию.
Местным промышленникам было всё равно на какие-то останки древних коммуникаций. Именно поэтому первые археологи, подключившиеся к исследованию, поспешили привлечь к раскопкам местное население и самым крупным находкам начали давать имя человека, совершившего открытие. Именно поэтому самое протяжённое и массивное найденное сооружение было названо «Свит-трек». Или, в вольной интерпретации – «дорога Рэя Свита» по имени человека, который обнаружил большую часть досок в 1970 году, занимаясь прочисткой своей канавы.
Только тогда картинка сложилась. Оказалось, что некогда разрозненные находки – основа древней дороги, протяжённостью в 1800 метров, которая вела в сторону небольшого «островка» меж болот. Туда, где сейчас находится современная деревенька Уэстхей.
Древнее поселение под Уэстхей
После определения направления дороги одна научная сенсация стала сменять другую со всей стремительностью. Чуть ли не под фундаментом современных строений было обнаружено очень древнее поселение, которое когда-то было поставлено прямо на сваях в заболоченной местности. И от древнего поселения в разные стороны вели свыше 40 схожих деревянных дорожек, выстланных через болотную жижу.
Да, дорог и дорожек было много. Но с протяжённостью «Свит-трека» ни одна так и не смогла сравниться. Более того, определение возраста досок позволило совершить главное открытие – дорога была столь древней, что была проложена ещё в 3807 или 3806 году до нашей эры. То есть она была построена на 700 лет раньше Стоунхенджа и на 1300 лет раньше первой египетской пирамиды!
Болото – место скопления древних тайн
Болотная жижа с минимальным доступом кислорода в свои нижние слои – просто прекрасное место для того, чтобы вещи, предметы, остатки коммуникаций, тела животных и людей, сохранялись лучше всего. Нет, изменения происходят – течение тысяч лет неумолимо. И всё-таки там, где даже от скелета остался бы просто прах, в болотах сохраняются именно торфяные мумии, с оставшимися тканями и даже волосами давным-давно почившего человека.
Следует отметить, что иногда сохранность столь велика, что это дарит просто невероятные открытия. Например, в болотах Ирландии было обнаружено древнейшее сливочное масло! Его можно было не только «отделить» от грязи, но и идентифицировать с невероятной точностью. Поэтому «английские» доски, после просушки, сохранились в столь хорошем состоянии, что при большой нужде можно было бы использовать повторно.
Дорога на 200 лет древнее
В 2009 году, с территории так называемого «Большого Лондона» пришло ещё одно открытие – остатки новой дороги были на 200 лет древнее дороги, ведущей в свайное поселение. Но с точки зрения сохранности, это открытие «не тянуло» на сенсацию. Так – разрозненные фрагменты, которые можно было едва-едва идентифицировать.
Тем уникальнее «Свит-Трек» - по следам топоров можно полностью восстановить методы и способы обработки будущего дорожного полотна. Это позволило воспроизвести с высокой точностью неолитические технологии и выставить в музее сверхподробную реконструкцию, выполненную из оригинальных материалов.
Конструкция дороги простая – колышки вбивались в твёрдую почву крест-накрест и скреплялись подобием рейки. В верхнее углубление «X-образного» основания укладывались доски, грубо вытесанные из цельных деревьев. Для дополнительной прочности, в местах крепления свай, конструкция скреплялась ещё одним колышком, который «сшивал» сваи и доски друг с другом. Это позволяло строить такие «дороги» ударными треками – «Свит-Трек», по мнению учёных, мог быть собран всего за неделю усилиями 10-12 человек (при условии того, что материалы заготовлены загодя и доставлены на место к времени начала работ).
Породы деревьев, из которых изготавливались доски – липа, ясень и дуб, как наиболее пригодные породы для обработки примитивными и ломкими инструментами. При этом все доски, с небольшими расхождениями, имели плюс-минус одинаковые параметры – 40 на 5 на 300 сантиметров.
К слову, проблем с материалами не было. Наоборот, древнему человеку всё чаще требовалось расчищать леса. Поэтому большое количество брёвен являлись этаким «побочным эффектом» этой важной деятельности. Но вот доставлять материалы до места было трудно. И «Свит-трек», в некоторых местах, содержал фрагменты «Прото-трека» - ещё более древнего сооружения, разобранного в виду ветхости или по безнадобности.
Не только логистические, но и ритуальные функции
Как минимум 7 дорог, обнаруженных археологами, выполняли не только логистические функции, но и ритуальные. Это стало понятно по подношениям, обнаруженным там, где заканчивались пути – посуда, стрелы и другие предметы, по всей видимости, сбрасываемые в топь для того, чтобы задобрить местных божеств. Главная находка в этой области – древнее топорище, выполненное из зелёного камня – жадеита. Причём изделие было явно очень дорогим в коллекции древних людей – на тот момент этот камень мог добываться только на территории современной Франции, в Альпах, и Бог весть какими «торговыми» путями добрался на юго-запад Великобритании.
Время использования «Свит-трека» было очень коротким – в районе 10 лет. Почему древние люди не разобрали его и не перестроили в новую дорогу? Пойди-ка, да разберись в этом вопросе! Быть может, древнее поселение погибло под ударами других племён. Быть может, не пережило особо суровую зиму. В любом случае, как бы не покинул эти места неолитический человек, «Свит-трек» является уникальнейшим строением древности и имеет значение ничуть не меньшее, чем Стоунхендж. Просто потому, что такими дорогами, с высокой долей вероятности, была опутана не только болотистая часть Англия, но и в примерно одинаковых вариациях – вся Европа.
С уважением, Иван Вологдин.
Подписывайтесь на канал «Серьёзная история», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.