не могу больше худеть, всё бесполезно, нет смысла стараться, ничего не получается...
-----
Забота о себе - это труд. Забота о чем угодно - это труд, и на него должны быть ресурсы.
Сжигание жира - это нагрузка на тело и психику. А от любой нагрузки можно устать.
Я не конкретизирую суть тех усилий, которые производит человек. Для каждого это что-то своё. Кто-то решил считать калории, а это и правда утомительно, особенно впервые. Кто-то решил гулять по 2 часа в день и это тоже нагрузка на тело. Кто-то решил ограничить себя во времени приема пищи или в каких-то продуктах.
Даже наблюдение за своими мыслями и эмоциями - это ДЕЙСТВИЕ, требующее психических сил, требующее внимания.
Скажу больше, если человек решает заняться такой вот вроде бы незаметной внешне деятельностью, как отслеживание своих эмоций, мыслей, автоматизмов - никому незаметной деятельностью! - у него меняется структура соответствующих отделов мозга. Это изменение не только функций, но и клеток мозга. Изменение головы в самом прямом смысле.
Наш мозг - как мышца
Какие-то отделы тренированы и могут тянуть большую нагрузку, а какие-то слабые и не использовались.
Для иллюстрации часто используют пример - исследования особенностей мозга лондонских таксистов. Они долго учатся и должны знать все улочки города, уметь построить наилучший маршрут. После обучения будущие таксисты сдают сложнейший экзамен по навигации в Лондоне для получения лицензии.
Так вот, если за эти 4 года человек не отрастит себе гиппокамп, то экзамен он не сдаст :-)
Очень нашумели исследования 2000-х гг.. Они шли под руководством Э. Магуайр.
В первой из работ серии было показано, что лондонские таксисты отличаются от выборки людей того же возраста и пола увеличением объема серого вещества в задних отделах гиппокампа.
Во время исследования был использован метод не функциональной, а структурной томографии, демонстрирующий не перестройку функциональных систем мозга под влиянием профессионального опыта, а изменение морфологии, клеток мозга из-за влияния этого опыта.
Мне кажется самым интересным исследование, где сравнивались водители, проходившие 4-х летнюю подготовку к экзамену.
Было обнаружено, что
- у тех, кто СДАЛ экзамен, ЕСТЬ характерные ИЗМЕНЕНИЯ гиппокампа,
- а у тех, кто НЕ сдал, — НЕТ, как и у контрольной группы, не проходившей обучения.
Ученые делают вывод, что структурные изменения мозга прямо связаны с той задачей, которую решали будущие лондонские таксисты во время обучения.
Грубо говоря:
не отрастил соответствующий кусок мозга - экзамен не сдал!
:-)
Как вам такие факты?
Сходные данные об изменении объема серого вещества получены и в исследованиях людей, обучающихся другим профессиям.
Например, начинающих игроков в гольф. И опять зарегистрированное изменение оказалось прямо связано с интенсивностью обучения.
Изменения были теменно-затылочной коре. Они происходили в ходе выработки навыков, требующих зрительно-моторной координации.
С отслеживанием своих мыслей такая же история. Это задача для мозга и он к ней адаптируется в том числе через изменения на клеточном уровне. Причем, изменения эти зарегистрированы у людей в пенсионном возрасте после всего 2-х недель активной практики!
То есть мозг человека сохраняет пластичность в любом возрасте и готов меняться, обучаться, только нужно дать ему нагрузку.
И похудение, отслеживание каких-то новых задач - это большая работа для мозга! Это нагрузка!
Итак, вы начали худеть, дали себе нагрузку в чем-то. А отдых в этом плане предусмотрен?
Для иллюстрации своей мысли размещу маленький отрывок из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":
"Я долго не решался открыть вторую записку… Что могла она мне писать?.. Тяжелое предчувствие волновало мою душу.
Вот оно, это письмо, которого каждое слово неизгладимо врезалось в моей памяти:
«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда больше не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу… ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит.
<...>
Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.
И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся."
Когда я читала это в школе, мне стало очень жалко коня! И этот отрывок засел в памяти.
И я думала, как же так? Почему же не остановиться коню? Почему не отдохнуть хоть 10 минут? Зачем же СРАЗУ падать?!
Чтобы сразу не падать - у людей есть защитные механизмы
Чувство усталости обеспечивает организму ту передышку, которая ему необходима.
Но если в нашем сознании слово "усталость" подменяется словом "лень", если у нас нет привычки обращать внимание на своё состояние, то КАК ещё психике сообщить хозяину, что дорогой мой, ресурсы исчерпаны, надо бы дать себе немного отдыха, сбавь обороты!
Вот и получается состояние внутреннего "нытья", причины которого сложно найти.
Сложно, потому что они перекрыты рассказами про лень, которая фу-фу-фу, недостойное дело для "хорошего человека".
И попробуй докопайся до истинных причин своего состояния, если все эти истинные причины запрещены и обесценены.
В нашей культуре принято заботиться через "накормить" и, пожалуй, только еда является настолько важным занятием, чтобы оправдать отрыв от всех других "неотложных" дел.
А тут, при попытке похудеть, эти "законные" основания для отдыха исчезают!
Пока мы не открыли в себе психику и живем только потребностями тела, именно они, потребности тела, будут являться важными, а всё остальное обозначится ерундой.
Поэтому любую психологическую нужду мы соматизируем - то есть делаем телесной.
Подумаешь, расстроился он!
Что такое расстроился? Какие все нежные стали!
Если температура, или голодный, то это важно. Можно дела и отложить, отдохнуть, поесть. А если просто расстроился или устал, то "не придумывай ерунду".
Устанешь до простуды, сляжешь, вот тогда и отдохнешь.
У усталости - особенно, психологической, никому не видимой - нет "законности". Она не имеет права на существование.
Вот и облекается это состояние усталости в такую форму нытья-жаления себя, в чем психика права! Она работает во благо нам!
Сказать, что всё бесполезно и нет смысла стараться, - это обесценить цель.
Значит, снять цель. Убрать нагрузку, которая шла от цели.
А на самом деле как обстоят дела?
- Первое - я устал(а).
- Второе - я имею право сказать себе об этой усталости, признать её.
- Третье - есть смысл худеть дальше и мои усилия приносят мне результат и пользу в самом разном виде (у каждого своя мотивация, тут можно её себе напомнить).
Итак,
не бесполезно!
и есть смысл стараться!
Но и про отдых давайте не забывать, чтобы психике не приходилось хитростью "добывать" нам самые обычные минуты передышки от нагрузки.
Про "лень", которая уже серьезнее, чем обычная усталость, писала в статье:
И думала, какую фотографию разместить для обложки статьи. Вспомнила про фото, где я в состоянии, которое на самом деле во время отпуска случалось со мной часто, - больше не могу! хочу посидеть хотя бы 10 минут :-)
И наш шпицуля, который после прогулок, наверное, думал что-то такое "я устал, пожалуйста, не трогайте меня до следующего утра":
Ему-то легко! Он валяется! А мне ещё грибы чистить ))
Про наш отпуск писала в статье:
Всем здоровья и стройности!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.