Найти тему

От крепостного до легенды: нераскрытая тайна Фёдора Рокотова

Оглавление

Фёдор Степанович Рокотов – один из самых известных художников 18 века. Художник, который при жизни покорил сердца российской знати и который после смерти окутал свою личность таким ореолом тайны, что разгадать её полностью не удаётся и по сей день.

От крепостного до легенды: нераскрытая тайна Фёдора Рокотова
От крепостного до легенды: нераскрытая тайна Фёдора Рокотова

Этот портрет Александры Петровны Струйской, словно олицетворение красоты, грации и утончённости, стал символом того, как кисть Рокотова могла обнажить человеческую душу на холсте.

Но что мы знаем о самом художнике?

Всю жизнь Рокотов бережно скрывал от посторонних глаз не только свои мысли и чувства, но и саму свою судьбу. Даже его происхождение стало предметом споров. Долгое время считалось, что он был выходцем из знатного рода. Ну, а как иначе объяснить, что его имя упоминается среди учредителей Английского клуба в Москве — этого прибежища аристократии XVIII века? Он был вхож в самые знатные дома страны. «Важный барин», — говорили о нем некоторые его современники. Богатый домовладелец, постоянный житель одного из самых престижных районов старой Москвы.

Но документы, обнаруженные в советское время, бросают вызов этой версии. Оказалось, что Рокотов был рожден вовсе не в дворянской семье, а в семье крепостных крестьян из села Воронцово под Москвой, которое принадлежало князьям Репниным (теперь на этом московские Черемушки). По каким-то пока неизвестным причинам вольную будущий художник получил еще в раннем детстве. Воспитывался, судя по всему, он в княжеском доме и, вероятнее всего, именно там и проявился впервые его необыкновенный художественный талант. Что побудило Репниных именно так решить судьбу своего крепостного, до сих пор остается загадкой.

-2

Где и как Рокотов учился живописи?

Этот вопрос также остаётся без ответа. Первые его работы, такие как "Портрет неизвестного", выполнены с таким мастерством, что трудно поверить, что это творение молодого художника, только начавшего свой путь. Возможно, его наставниками были иностранные мастера, работавшие в России, такие как француз Луи Токе или итальянцы Жозеф де Лоррен и Пьетро де Ротари. Но точных данных у нас нет.

В 1760 году, уже известный в Петербурге, Рокотов был принят в только что основанную Академию художеств. Но что удивительно, он, похоже, был принят не для обучения, а скорее для преподавания. Это лишь подчеркивает его уже высокий статус и признание в художественных кругах. Тогда же Рокотов начал писать портреты представителей высшего общества, включая членов императорской семьи. Портрет великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I, поразителен своей непосредственностью и психологической глубиной.

Рокотов был на пике славы. Заказы шли один за другим, его мастерская была заполнена работами в разной степени готовности. Говорят, в мастерской художника одновременно можно было насчитать до пятидесяти портретов. Поражает скорость его работы: "почти играя", всего за три сеанса, мастер создавал шедевры.

Неизвестно с точностью, был ли Федор Степанович  женат. Вероятнее всего нет, потому что наследниками его стали племянники (тоже Рокотовы).  Об освобождении их от крепостной зависимости живописец хлопотал еще в 1776 году. По-видимому, последние двадцать лет жизни Рокотов уже не создавал портретов. Скорее всего, из-за ухудшения зрения, что художник воспринял очень тяжело. Он умер, предположительно, в декабре 1809 года, ему было больше 70 лет. Был похоронен на кладбище Новоспасского монастыря В Москве. К сожалению, могила впоследствии затерялась.

Посмертная слава вернулось к Рокотову уже на рубеже ХІХ и ХХ столетий. Для нас его портреты, это «история в лицах», возможность заглянуть в душу людей давным-давно ушедшей эпохи.

Нашим современникам, кому хочется увековечить себя или своих близких на холсте рекомендуем обратиться к нам в "Мастерскую портретов" где вам предложат несколько технологий создания вашего портрета: от написания портрета маслом вручную профессиональным художником до дизайнерской обработки фотографии под цифровую живопись