В летописи христианства немногие страницы столь ярко иллюстрируют сложность взаимоотношений Востока и Запада, как попытка объединения церквей на Лионском соборе 1274 года. Этот церковный форум стал кульминацией многовековых усилий по преодолению Великого раскола 1054 года. Однако благие намерения оказались бессильны перед лицом глубоких богословских разногласий и политических интриг.
Попытка объединения церквей на Лионском соборе
В 1274 году в Лионе собрались около 500 епископов и 70 аббатов, чтобы обсудить насущные проблемы церкви. Среди них — реформа папских выборов, финансирование нового крестового похода и, конечно же, попытка объединения церквей на Лионском соборе. Этот XIV Вселенский собор по католической традиции был призван положить конец двухсотлетнему расколу между Римом и Константинополем.
Инициатором собора выступил энергичный понтифик Григорий X, избранный в 1271 году после трёхлетнего периода «вакантного престола». Его стремление к церковному единству совпало с политическими интересами византийского императора Михаила VIII Палеолога, искавшего союзников против угрозы с Запада. Так, на фоне сложной геополитической обстановки, начался один из самых амбициозных проектов средневековой дипломатии.
Подготовка
Созыву Второго Лионского собора предшествовала кропотливая дипломатическая работа. Папа Григорий X, избранный в 1271 году после длительного периода отсутствия папы, с самого начала своего понтификата взял курс на восстановление церковного единства. Он направил посольство в Константинополь, возглавляемое францисканцем Джироламо д'Асколи, будущим папой Николаем IV.
Византийский император Михаил VIII Палеолог, находясь под угрозой нового крестового похода, инициированного Карлом Анжуйским, увидел в церковной унии шанс на спасение. В 1273 году он отправил в Рим своего представителя — великого логофета Георгия Акрополита, уполномоченного вести переговоры об объединении церквей.
Второй Лионский собор
Собор открылся 7 мая 1274 года в кафедральном соборе Святого Иоанна в Лионе. Среди 1000 участников выделялись такие фигуры, как Фома Аквинский и Бонавентура. Однако судьба распорядилась иначе: Фома скончался по дороге в Лион, а Бонавентура умер во время собора — 15 июля 1274 года.
Византийскую делегацию возглавлял бывший патриарх Герман III и великий логофет Георгий Акрополит. Примечательно, что действующий патриарх Иосиф I отказался участвовать в соборе, выразив тем самым свое несогласие с идеей унии.
Попытка церковной унии
Краеугольным камнем разногласий между Восточной и Западной церквями оставался вопрос о филиокве — добавлении в Никейский Символ веры фразы об исхождении Святого Духа «и от Сына». Попытка объединения церквей на Лионском соборе предполагала компромисс: греки могли не добавлять филиокве в Символ веры, но должны были признать это учение правильным.
6 июля 1274 года на четвертой сессии собора была торжественно провозглашена уния. Георгий Акрополит от имени императора зачитал исповедание веры, признающее главенство папы и филиокве. Собор завершился 17 июля пением «Te Deum» на греческом и латинском языках.
Другие решения собора
Помимо унии, собор принял ряд важных решений. Конституция «Ubi periculum» установила новые правила избрания папы: кардиналы должны были собираться не позднее чем через 10 дней после смерти понтифика. Собор также урегулировал статус нищенствующих орденов. Были официально признаны четыре ордена: доминиканцы, францисканцы, кармелиты и августинцы. Остальным было предписано прекратить принимать новых членов.
Последствия собора
Уния, достигнутая в Лионе, оказалась недолговечной. В Византии она вызвала сильное сопротивление. В 1277 году противники унии, изгнанные из Константинополя, собрались на синод в Фессалии. Патриарх Иоанн XI был осужден и умер в заточении. После смерти Михаила VIII в 1282 году его сын Андроник II созвал собор, который отменил все решения Лионской унии.
На Западе уния также не получила широкой поддержки. Многие видели в ней лишь политический маневр византийского императора. Сам папа Григорий X скончался в 1276 году, не успев закрепить достигнутые результаты. Так, несмотря на благие намерения, Лионская уния осталась лишь эпизодом в долгой истории попыток преодоления церковного раскола.
Значение собора выходит далеко за рамки церковной истории. Реформа конклава, проведённая на соборе, определила порядок избрания пап на столетия вперёд. А утверждение нищенствующих орденов заложило основу для развития монашества в последующие эпохи.
Попытка объединения церквей на Лионском соборе продемонстрировала возможность диалога между Востоком и Западом. Однако события последующих лет — отмена унии в Византии в 1282 году и новый раскол — показали, насколько хрупким было достигнутое соглашение.
Лионская уния года стала важным шагом на пути к преодолению церковного раскола. Она открыла дорогу для дальнейших попыток объединения, кульминацией которых стала Флорентийская уния 1439 года. Тем не менее, опыт Лионского собора показал, что подлинное единство церквей требует не только политической воли, но и взаимопонимания.