Найти в Дзене

И снова о бронзе Ирландии — клады литейщиков и каменные разъёмные формы

Литьё из бронзы как технология было импортировано в Ирландию в уже готовом виде. Именно поэтому в Ирландии неизвестны примитивные способы изготовления предметов из бронзы, например, литьё в форме из песка с последующей ковкой (в усовершенствованном виде технология появится в поздней бронзе), с самого начала — в плоские либо разъёмные формы. Долгое время металлурги обслуживали сами себя — оружие и украшения ранней бронзы все нацело статусные, указывающие на принадлежность к хозяевам земли, месторождений меди и самой жизни на острове. Обыватели продолжали использовать каменные орудия и довольствовались малым. Но и обработка камня не стояла на месте: резьба по камню развивалась в отдельный промысел. Знаем о творчестве резчиков мы благодаря особому культурному феномену — кладам литейщиков. Всего их найдено пять на севере Ирландии, три — на юго-востоке и два на западном побережье. Основная масса — конец раннего бронзового века (XVII-XVI века до н.э.), два — средний бронзовый век (XV-XI
И снова та же разъёмная форма из песчаника.
И снова та же разъёмная форма из песчаника.

Литьё из бронзы как технология было импортировано в Ирландию в уже готовом виде. Именно поэтому в Ирландии неизвестны примитивные способы изготовления предметов из бронзы, например, литьё в форме из песка с последующей ковкой (в усовершенствованном виде технология появится в поздней бронзе), с самого начала — в плоские либо разъёмные формы. Долгое время металлурги обслуживали сами себя — оружие и украшения ранней бронзы все нацело статусные, указывающие на принадлежность к хозяевам земли, месторождений меди и самой жизни на острове. Обыватели продолжали использовать каменные орудия и довольствовались малым. Но и обработка камня не стояла на месте: резьба по камню развивалась в отдельный промысел.

Знаем о творчестве резчиков мы благодаря особому культурному феномену — кладам литейщиков. Всего их найдено пять на севере Ирландии, три — на юго-востоке и два на западном побережье. Основная масса — конец раннего бронзового века (XVII-XVI века до н.э.), два — средний бронзовый век (XV-XII века), один относится к границе железного века. Преимущественно это случайные находки, не атрибутированные должным образом. Типичный случай: плуг вывернул во время пахоты какие-то непонятные предметы, их сгребли в кучу и унесли, место осталось неизвестным и не обследованным — это как фраза, вырванная из контекста. Сохранилось всего 16 каменных форм, но изначально их было больше. Например, в кладе из Салтана, графство Тирон, была описана дюжина предметов, а сохранилось всего три, остальные заиграли потеряли.

Клад из Омы, Графство Тирон.
Клад из Омы, Графство Тирон.

Клады включают в самом богатом случае полный комплект: формы для изготовления меча, копья, алебарды бронзового века, кинжала и каких-нибудь бытовых предметов, которые спрашивали: топора и булавок, иголок либо заготовок для них. Производство не было индустриальным, но и не штучным: отливая кинжал, ремесленник в той же форме изготавливал иголки из неучтённых остатков. В большинстве случаев в набор входила форма для топора и для наконечника копья, того, что спрашивали чаще. В самом пролетарском варианте — только для одного вида изделий.

Клад из Ихнагри. Формы для изготовления кинжалов (парного оружия). Ну и иголочек чуть-чуть, чтобы место зря не гуляло.
Клад из Ихнагри. Формы для изготовления кинжалов (парного оружия). Ну и иголочек чуть-чуть, чтобы место зря не гуляло.

Формы в подавляющем большинстве своём разъёмные. Чаще всего их вырезали из стеатита, аплита или из песчаника. В одном наборе либо всё из одного материала, либо одна стеатитовая, остальные — из песчаника, более дешёвого. В одном случае, помимо «молдов», готовых к работе, в кладе оказались не законченные, то есть недоработанные резчиком — такое впечатление, что заказ был отложен на середине. Поскольку клады не атрибутированы, не представляется возможным понять их назначение: вотивный дар или предметы, спрятанные во время какой-то неприятности, например, нападения на мастерскую. Строения той эпохи обнаруживают только геофизики, а где искать, то поле, не раз сменившее хозяев, кто его знает. Шлака рядом с литейными дворами, где изготавливали конечный продукт, немного или нет совсем, пахарь мог и не понять, что это — остатки производственной площадки.

Клад из Киллимади (графство Антрим). Формы сильно повреждены.
Клад из Киллимади (графство Антрим). Формы сильно повреждены.

Считается, что створки формы соединяли, скрепляли и наливали через отверстие — будущую втулку металл, расплавленный в тигле, после чего во втулку загоняли конус, вероятно, из глины (в кладах не найден ни один) — получалось посадочное гнездо для древка. Некоторые мастера отливали втулку отдельно от пера (см. клад из Омы). Затем изделие дорабатывали на наковальне холодной ковкой без изменения формы, детали сложных изделий скрепляли между собой, полировали, при необходимости затачивали. На этом, собственно, задачи мастера по металлу были решены.

Как правило, формы целые либо считаются таковыми. Две явно повреждены, причём одна створка целая, а вторая — разбита поперёк. У тех, которые археологи изучили и описали на месте, створки соединены. Это позволяет полагать, что какой-то ритуал всё-таки имел место быть.

В поздней бронзе в моду входят дешёвые формы из глины, матрицей для оттиска становится понравившееся изделие, а не авторский дизайн, ширпотреб захватывает остров, и это постепенно оставляет камнерезов без заказов от литейщиков. Однако наиболее удачные экземпляры оружия по-прежнему отливают в разъёмных формах вплоть до VIII века до новой эры, если ни позже.