Начать рассказ о транспорте Тбилиси можно с "Метромани" - стильной транспортной карты, которую покупаешь за 2 лари и в течение месяца можешь за них же сдать, но приятнее - оставить на память. Метро перешло на неё ещё в 2010 году, а с 2022 карту принимает (по 1 лари, то есть 30-40 рублей за поездку) любой транспорт с бесплатными пересадками в течение 90 минут.
И эти даты - в общем-то красноречивы. Не знаю, был ли в Тбилиси когда-то газельный ад, что встретил меня в Ереване, но в том же 2019 году наземный транспорт грузинской столицы держался на жёлтых украинских "Богданах".
Теперь тут господствуют зелёные автобусы от японской "Isuzu"...
...от "Богданов", впрочем, с точки зрения пассажира отличающиеся лишь тем, что тут не шофёру деньги даёшь, а прикладываешь карту к валидатору. Вот такой кадр я смог заснять лишь на очень-очень дальней окраине, куда ездил покупать новый фотоаппарат - ближе к центру автобусы, хотя бегают часто, набиты пассажирами как банки шпрот.
Ещё два вида транспорта исчезли с тбилисских улиц в 2006 году - троллейбус, работавший с 1937 года и трамвай, основанный как водится, бельгийцами в 1904-м и к 1910-му постепенно заместивший бегавшую аж с 1881 года конку. Так же постепенно в 1933-42 годах бельгийская метровая колея была перешита на русскую (1524мм), ну а самыми интересными в истории здешней системы можно считать 1960-е, когда по ней ходили 4 трамвайных состава "Тбилиси", в народе - "две комнаты с ванной".
В 1960-64 годах они были собраны энтузиастами в депо, и по сути - опередили время: мягкие сидения, панорамные окна, композиция 3-вагонного поезда с как бы подвешенным меж двух других средним коротким вагоном - всё это через считанные десятилетия стало мейнстримом узких европейских улиц. Но тогда Минтранс не оценил идею, а с кустарным качеством сложные машины были обречены - к 1968 году все они сошли с маршрутов.
В 21 веке пришёл черёд что "Шкод" и ЗИУ (накануне закрытия - подержанных из Афин), что РВЗ и КТМ, и честно сказать, в теперешнем Тбилиси трамвай или троллейбус сложно вообразить.
Куда более живучими оказались канатные дороги, которыми советская власть Грузию буквально опутала (и при иной конъюнктуре я бы язвительно приписал - "чтоб не убежала куда"). Причём развивали их в горной стране как самый что ни на есть рейсовый транспорт к сёлами и районам на высотах. В провинции большинство канаток не пережили постсоветскую разруху, и всё же в 2019-м я застал последнюю пригородную линию в Аджарии, а в 2023-м катался на знаменитых канатках Чиатуры.
В Тбилиси действуют три линии - новая над Старым городом и пара старых на дальней окраине. Все они остались общественным транспортом, только с "Метромани" списывают чуть больше.
И даже - отмечены на схеме метрополитена, которую я бы назвал самой информативной в бывшем СССР: