Не секрет, что с тех времён, когда Союзом правил человек по фамилии Джугашвили, к Грузии у советских властей отношение было особенным. Страна и теперь полна примет былого процветания, но самое, пожалуй, наглядное из них - метро.
Судите сами: к 1960 году, когда его строительство в Тбилиси шло полным ходом, подземками во всём СССР обладали лишь три крупнейших города - Москва, Ленинград и, "с иголочки", Киев. В 4-м по величине Баку несколько километров начатой было в 1951 году стройки так и упёрлись в недофинансирование и плывуны. Тбилиси же с населением 700 тыс. человек тогда был лишь 12-м городом Советского Союза, и тем не менее начатое в том же 1951 году метро тут заработало уже в 1966 году, на год опередив Баку, на десяток лет - Харьков и Ташкент, на четверть века - Новосибирск, Свердловск и Куйбышев и на веки вечные - соседние в списке Донецк и Одессу.
Впрочем, увлёкшись феноменом Советской Грузии, и про объективные факторы не стоит забывать: здешние скальные грунты идеальны для подземного строительства. Прежде, чем советский метрострой начал каждые несколько лет выдавать по новой подземке, многие технические решения были найдены именно в Грузии. И найти их было явно не легко: Тбилисский метрополитен - один из самых глубоких в бывшем СССР, а стало быть и в мире. Но рано начав, удержать темп грузины не сумели: к распаду СССР Тбилиси обогнали Харьков и Ташкент, а в постсоветскую эпоху - ещё Минск и Баку. При этом со своими 29 километрами и 23 станциями Тбилисское метро имеет отрыв от обоих соседей, - Харькова выше и Нижнего Новгорода ниже по списку, - примерно на четверть.
На кадре выше - касса для пополнения транспортных карт "Метромани", обменник с безобразным курсом рубля (есть в вестибюлях всегда) и необычные турникеты, вероятно 2010 года, когда Тбилисский метрополитен 3-м в бывшем СССР (после Москвы и Баку) отказался от жетонов. Полностью вытеснив советские с их бьющими дверями, теперь и они остались лишь на нескольких станциях, а новые выглядят так:
Но в общем едва ли не все достоинства Тбилисского метро остались в абзацах выше: в целом, я бы назвал его худшим на всём постсоветском пространстве. Тесное, шумное, тёмное, некрасивое, местами оно напоминает полузаброшенную угольную шахту или бункер на случай ядерной войны:
Нет, на самом деле такое тут не везде - чаще просто усталый советский вид со старыми табличками, стёртыми миллионами ног:
Понемногу всё это приводят в порядок, но пока у откровенно жутких и обновлённых мест - примерный паритет:
На кадре выше обратите внимание ещё на одну деталь - на эскалаторах тут неожиданно много людей ездят сидя. По пассажиропотокам тбилисское метро официально на том же 8-м месте, а вот по ощущениям я бы его точно поставил в пятёрку, уж всяко выше Минска или Баку: столпотворение тут такое, что впечатлит и москвича!
А в чём-то даже и хуже: тбилисские толпы - плотные, вязкие, тягучие. Шаг тут определённо медленнее, в вагонных дверях два потока прут друг другу навстречу, а если кто вдруг встал среди прохода как вкопанный - надо не ругаться, а просто его обойти. И ниже, конечно, запечатлён час-пик на самой плотной станции "Дидубе", но и в межпиковое время ехать сидя - удача, а пустых вагонов в Тбилиси я, кажется, не видел никогда.
Зато публика по-грузински яркая и колоритная:
Сами вагоны, по 4-5 в составе - вроде и наши (все поставлены в 1974-92 годах из Мытищ и Ленинграда), а вроде и не совсем: промышленный символ Тбилиси - ТЭМКа, или ТЭВЗ, электровозостроительный завод, который периодически выходит из коматоза и не столько строит, сколько капитально ремонтирует поезда. Как результат, в Грузии самобытный и неожиданно разношёрстный парк электричек, а метропоезда тбилисцы обновили не только себе, но и Баку с Ереваном. Пишут, впрочем, что уже после нашей поездки город закупил новые вагоны, причём многозначительно не уточняя, где.
"Основная" Ахметели-Варкетильская линия о 16 станциях тянется на 19,6 километров, в основном - по левому берегу Куры. С юга её открывает "Варкетили" в 33 метрах под одноимённым районом, с 1985 года успевшая трижды обновить свой вид. В 2007 советскую станцию обновили, а 30 января 2018 года тут взял да обвалился подвесной потолок, накрыв 15 человек на платформе, и ладно хоть никого не на смерть. Привести в порядок Варкетили за 5 лет не сподобились - по состоянию на прошлую осень это, кажется, самая мрачная станция метро как минимум в Старом Свете:
Следующие две станции открылись в 1971 году. "Самгори" - единственная на этой линии мелкого заложения.
По случаю чего, видимо, и самая красивая деталь этой типовой "сороконокжи" - панно, обращённые с обеих сторон к турникетам:
Ну, ещё металлические вставки. Изображён на них, кажется, огромный Самгорский рынок - пожалуй, лучшее место Тбилиси, чтоб закупиться продуктами, так как вдали от туристических маршрутов там грузины торгуют для грузин. Напротив - Самгорская автостанция, или вернее лежбище маршруток, расходящихся веером от Телави до Цалки.
Те, что едут на юг, можно ловить и на соседней "Исани", и только на ней набирают пассажиров маршрутки до Лагодехи, да у больших автобусов в Рустави конечная где-то недалеко. На всё это взирает симпатичный вестибюль, снаружи впечатляющий футуристичностью форм, а внутри - небольшим панно:
И вестибюль тут куда интереснее станции, устроенной типично для Тбилиси - два ряда колонн под мощной балкой и небольшой свод. Столь же типовое и табло - мало того, что не слишком удобное для восприятия, так на многих станциях навигация просто исчерпывается им! Даже указатели над путями не всегда есть.
В торце - видимо, несостоявшийся второй выход, зачем-то украшенный картой района:
И разве что вставки над путями радуют глаз. Исани в итоге стала "нашей" станцией - из 4 заездов в Тбилиси два мы снимали домик неподалёку: если вы хотите ездить по окрестностям без ночёвок и у вас есть время готовить продукты с базара, лучшего района в Тбилиси не найти.
Ближе к центру начинается вторая, или я бы сказал, полуторная очередь - первый раз тбилисское метро расширилось уже в 1967 году, через год после пуска. Тем более отлаживали работу метро примерно до 1969 года - поначалу, из-за неготовности тоннелей, немалая часть системы работала в челночном режиме.
Участок 1960-х открывает станция "Самаси-Арагвели", или "Триста Арагвинцев" - в честь отважных горцев с Арагвы, в 1795 году дольше всех державших натиск мрачного шаха-скопца Ага-Мухаммеда Каджара в Крцанисской битве, развернувшейся напротив за Курой. Но арагвинцы пали смертью храбрых, как и остальное войско, а от Тифлиса осталась лишь армянская слобода: разгромленный город оправлялся полвека, и лишь при Советах грузины снова стали здесь большинством.
Об этом напоминают фигуры всадников на столь чёрном панно, что даже охранник сливается с фоном. Охранники тут сидят на каждой станции, залипнув в телефон, а вот полицейских я если и видел, то считанные разы. Фотографировать в метро официально нельзя, а по факту... я всё фотографировал тайком, но ни разу не нарывался.
Строительство Тбилисского метро выпало на времена архитектурного безвременья, когда помпезный сталинский стиль уже стал "излишествами", а футуризм 1980-х в моду ещё не вошёл. Поэтому я бы сказал, визуально оно самое унылое среди советских метрополитенов.
Вот так тут выглядит станция "Авлабар", по сути ближайшая к Старому городу, на впечатляющей глубине 54 метра. На самом деле главная её достопримечательность - не вид, а запах сероводородной минералки из знаменитых тёплых родников.
Дальше поезд проходит под Курой и всем Старым городом, и на другой его стороне, в 56 метрах под началом проспекта Руставели, прибывает на станцию "Тависуплебис моедани". По-нашему - "Площадь Свободы", а изначально, как водится, "Площадь Ленина":
О старом названии напоминают барельефы в странном пустом торцевом зале - довольно длинном и абсолютно бесполезным с точки зрения пассажира.
А в тупике его в 2007 появилось панно в память о Революции Роз:
Следующий тоннель тянется по всей длине проспекта, выводя наконец к станциям "первой очереди". У исходной конечной "Руставели" - симпатичный вестибюль:
От платформ его отделяют 60 вертикальных метров - более глубокие станции в бывшем СССР есть лишь в Киеве, Петербурге, Москве и Алма-Ате, да и в мире таких наберётся немного (навскидку - разве что Тегеран, Пхеньян, Чунцин и может ещё что-то в недрах Китая).
При этом внешне "Руставели" одна из самых заурядных.
Оживляет вид лишь такой же длинный, как у соседки, зал в торце, а точнее 0 его панно с сюжетом "Витязя в тигровой шкуре":
Линия вновь уходит на левый берег, в Чугурети, где станция "Марджанишвили" лежит в 46 метрах под одноимённой площадью. Ну а бюст на стене и маски над путями напоминают о том, что Константин Марджанишвили - театральный режиссёр.
"Садгурис моедани" изначально была "Вагзлис моедани" - первое слово исконно грузинское и обозначает станцию, второе - русское заимствование, без которого в эпоху независимости было решено обойтись. Как бы то ни было, наверху здесь вокзал, а под землёй - единственный пересадочный узел.
Интерьер, помимо старого логотипа на путях, украшен множеством мелких деталей:
Вокзал, впрочем - пол-беды: с другой стороны от выхода раскинулся, пожалуй, самый грязный в Тбилиси базар с соответствующим названием Дезертирка - торговать у станции наловчились солдаты с распадавшегося фронта Первой Мировой войны. Да и сам вокзал - скорее торговый центр. На площади - ещё одно лежбище маршруток, как не странно в основном дублирующее Самгори и Исани. При этом только отсюда можно уехать напрямик в Манглиси, а если вы мазохист - сесть на самую дальнюю в пределах Грузии маршрутку до сванской Местии.
Следующая "Надзаладеви" - из тех станций метро, которые легче всего пропустить. И интереснее всего, что было тут раньше на месте панно:
Дальше линия выходит на поверхность, где встречает станция "Гоциридзе", до 2011 года "Электродепо". Что интересно для эпохи рывка Грузии на Запад - Виктор Гоциридзе вовсе не диссидент, борец за независимость или герой постсоветской войны, а вполне себе советский инженер, первый директор Тбилисского метростроя.
"Гоциридзе" удивительна хотя бы тем, что во всей красе её можно было оценить только снаружи, с длинного виадука над путями и дорожек вдоль решётчатых "бортов":
Сама же она прежде была самой простой станцией метро в бывшем Союзе - просто две платформы примерно как на станциях подмосковных электричек. Даже без навеса - лишь в 2021-22 годах над "Гоциридзе" сделали дебаркадер:
При единственной станции мелкого заложения, наземных на "красной" линии - две: ещё соседняя "Дидубе", которую сложно не назвать "тбилисским Выхино".
И дело тут не только во внешнем сходстве... Не знаю, самая ли загруженная "Дидубе" по статистике, а вот по ощущениям в час-пик тут ад, какого я и в Москве не припомню! Немудрено: к станции примыкает огромный рынок (с самым в среднем выгодным курсом рубля в обменниках), переходящий в не менее огромную автостанцию с рейсами на запад до Батуми и на север (только отсюда!) во Владикавказ.
Куда важнее, впрочем, городские автобусы: на этой станции висит огромная полоса районов за Курой, в первую очередь тянущийся почти до Мхцеты (куда тоже ездят отсюда) Дигоми. По-хорошему Тбилисскому метро была бы нужна Дигомская линия, но её вроде как не то что не успели построить, и даже в приоритетные планы внести: третью линию хотели бросить от "Руставели" за Куру в Вазисубани.
"Дидубе" - и крайняя станция, которую видит большинство туристов: дальше тбилисское метро однозначно "для своих", а потому и атмосфера следующих станций чуть другая. Линия вновь ныряет в глубину, где встречает пара станций самого тбилисского типа (1985) - односводы глубокого заложения.
Надо сказать, этот тип - один из самых редких: с колоннами, а лучше пилонами, на глубине как-то надёжнее. Более-менее массово их строили только Ленинград (ещё не Питер!), Тбилиси и Екатеринбург, принципиально отличавшиеся друг от друга грунтами. По такой схеме построена и знакомая нам "Варкетили", но лучший образец - "Грмагеле":
Её украшают скульптуры в торцах:
А тут обратите внимание на счётчик - зелёный считает время до поезда, красный - после его отбытия. Причём 5 минут - это межпиковый интервал: поезда в Тбилиси ходят довольно часто.
Соседняя "Гурамишвили" (открытая в 1985-м на 2 недели раньше) может поспорить своей мрачностью с "Варкетили":
У выхода - почти затёртое панно в духе Пиросмани:
До 1995 года станция называлась "ТЭМКа" - наверху тот самый завод, которому местные поезда обязаны своим обликом и интервалами:
При этом нынешнее название "Гурамишвили" передвинули в 1992 году с соседней станции (1989), её саму переименовав в "Сараджишвили". На мой взгляд - самая невзрачная в метро:
А вот северная конечная, открытая также в 1989-м, до 1992 года называлась "Глдани" - по прилегающему району, известному своей тюрьмой. Видимо, поэтому её переименовали в "Ахметелис театри" (или "Театр Ахметели"):
Она интересна алфавитными панно над путями:
И ещё какими-то грузинскими сюжетами над выходом:
Идеальная структура метро для Тбилиси - мутовчатая: Ахметели-Варкетильская линия как ствол вдоль Куры и многочисленные ветви по холмам и боковым долинам. В итоге состоялась из них лишь одна Сабурталинская линия, пущенная в 1979 году и уходящая теперь на 9,5 километров (и 7 станций) за Куру в обширный и богатый район Сабуртало.
Она вся выглядит как-то новее - без потёков и ободранных стен, с более чистым поездами чуть другого дизайна салонов (и по 4 вагона вместо 5), да и воздух на станциях будто бы свежее, и люди будто благообразнее...
Её начало - "Садгурис моедани-2", исходный образец тбилисского односвода:
При этом единственный выход у станции - сбоку (он же пересадка), а в обоих торцах - лишь панно:
Я давно задавался вопросом, есть ли где-то пересадочная станция метро без собственного выхода на поверхность - только через другую станция узла. Вот здесь - ближе всего к этому: с "Садгурис моедани-1" поднимаешься в длинный коридор, и направо будет выход в город, а налево - пересадка.
Соседняя "Церетели" названа, конечно, в честь поэта Акакия Церетели, но хочется верить, что бюст его сделал однофамилец Зураб:
"Текникури университети", до 2011 года просто "Политекникури" (думаю, перевод умозрителен!) я бы назвал самой красивой в тбилисском метро:
Если АВЛ так и зависла в хрущёвском архитектурном безвременье, то Сабурталинская линия куда больше напоминает метрополитены позднего СССР вроде Минска или Харькова.
А вот старое название "Комкавширули" перевести куда сложнее - на самом деле это "Комсомольская". Так до 1992 года называлась станция "Самедицино университети", и её потолок, похожий на отпечатки гигантского трака, со старым названием кажется "фигой в кармане".
Тут интересны панно у выходов - начинается участок мелкого заложения:
Конечная первой очереди "Делиси" в 1995-2007 годах была "Гоциридзе": переименовывать станции - спорт интернациональный, а вот таскать одни и те же названия туда-сюда - идея сугубо местная.
Здесь дольше всего, аж до 2018 года, провисело русскоязычное название - зелёные буквы были вделаны между каменных плит. Впрочем, не знаю, отколупали их или просто заклеили рекламой.
Соседняя "Важа Пшавела" открылась хоть и на советском заделе, но всё-таки в 2000 году. Отличает от советских её, впрочем, только выход с середины:
Тут стоит сказать, что Тбилисский метрополитен в бывшем СССР ещё и самый "старый": в абсолютных цифрах меньше (1 станцию при депо) после 1991 года открыли только в Ереване, а в относительных только Тбилисский метрополитен не прибавил и 10% (справедливости ради, есть ещё вовсе не растущее Днепрометро, но оно заработало лишь в 1990-х).
Более того, ничего нового тут и не строится, тем более строить имеет смысл уже не отдельные станции, а новые линии-"мутовки". Станций времён независимости в Тбилиси всего две - ещё конечная "Сахелмципо Университети", которую чаще называют в русском переводе - "Государственный университет". Вроде как тоже с советским заделом она открылась в 2017 году, и своим жизнерадостным видом представляет новое лицо грузинской подземки... пока, увы, больше "воображаемой идеальной".
Выход на поверхность - мимо странного дворика с деревцем: