Очень частый миф, что до ЕГЭ все были умными и учились по-настоящему, с пониманием. А с появлением ЕГЭ стали учиться тыкать в правильные ответы.
Сказочники!
Как бы я сдала ЕГЭ по математике, не знаю. А без ЕГЭ учителя меня пожалели.
Относительно недавно я узнала, что есть такое состояние, как дискалькулия. Это нарушение, при котором нарушена способность считать и воспринимать цифры. Бывает в разных формах. У кого-то совсем тяжелое состояние, когда даже простые арифметические действия вызывают трудность. А у кого-то полегче, как у меня.
Дислексия – неспособность читать, и дисграфия – нарушение способности к письму – более-менее на слуху. А дискалькулия нет. И я догадываюсь, почему! В современном мире писать и читать все-таки приходится. Эти нарушения не скроешь. Поэтому таких детей при учебе сразу отмечают. И как-то с этими нарушениями уже работают.
А с дискалькулией живешь спокойно, вполне можно мимикрировать под нормального.
До школы мое отклонение никто вообще не замечал. Я рано научилась читать, и этого для взрослых было сверх-достаточно. Если ребенок читает и речь не нарушена, никто и не будет думать о дискалькулии. Да и слова такого раньше не знали.
В первый месяц начальной школы почти весь класс не умел читать, а я умела. И писала, не очень хорошо, но могла.
Но в том же самом первом классе я стала отставать именно по математике. По ходу, уже палочки посчитать нормально не могла. Нам ставили оценки уже в первом классе. И там у меня была четверка! Не знаю, ставили ли кому-то тройки, не помню.
Для успешной учебы в первом классе нужно старание и организация со стороны родителей. Но и то, даже с усилиями мамы, которая очень тщательно проверяла уроки в моей начальной школе, я не вывезла математику на 5.
После начальной школы начался самый настоящий ад, потому что я не понимала ничего вообще. Я понимаю только предметный счет: было два яблока, некто взял у меня одно. Понимаю, что такое умножение. Дроби. Не скажу, что я их могу вот так просто взять и посчитать. Но где-то в глубине души я понимаю их.
Я не умею складывать, вычитать, умножать и делить в столбик. Сейчас уже почти не помню таблицу умножения, особенно на 6, 7, 8 и 9. Хотела посмотреть программу – какой это класс; но стоило мне открыть программу по математике, мне сразу стало плохо, и я не смогла сосредоточиться и прочитать.
Очень заметна разница, если сравнивать с текстами. Тексты я воспринимаю легко и быстро любой сложности и потом хорошо помню. Как и имена и фамилии, кстати.
От математики в школе начиная с 5 класса мне становилось очень плохо.
Может, поэтому я часто болела. Мое здоровье страдало от математики, она была обычной, и физкультуры, она в школе была бесчеловечная.
Помню, однажды, в средней школе, наш класс взяли и сделали математическим. И к нам пришла молодая, очень активная учительница. И стало просто очень много математики, каждый день по два урока подряд. Учительница считала, что надо охватывать всех, даже отстающих, и заставлять «работать на уроке». Как я там выжила, не знаю. Мне кажется, если бы мне в середине второго подряд урока предложили быструю безболезненную эвтаназию, я бы согласилась.
Сейчас полтора часа совещания тянутся скучно, а в детстве это просто бесконечность.
К счастью, энтузиастка от нас быстро ушла, даже полгода не проработала – наверное, нашла школу посолиднее. И наш класс снова стал обычным, с нормальным числом уроков математики.
Другая учительница была пожилая. Она меня, можно сказать, жалела, хотя и недолюбливала. Видимо, видела уже таких и поняла, что это бесперспективняк. Но она от меня тоже не сразу отстала. Какое-то время она пыталась меня заставить хоть немного стараться, я не могла.
Тогда мне пришлось делать ей оформление кабинета. Точнее, делала не я. Некоторые из моих близких художники, и они для нее рисовали огромные математические плакаты. За это она мне ставила в четверти и году «три».
На уроках я сидела и не делала ничего, смотрела в окно в основном или думала о своем. И никакая школа, никакой учитель со мной ничего не мог сделать. То, что это обязательный предмет, по которому есть экзамен, тоже никак не меняло ситуацию.
Когда ругают ЕГЭ, не учитывают таких, как я. Почему-то есть поверье, что до ЕГЭ все были умные, учились вдумчиво и глубоко, а знания оценивали объективно и справедливо. Это очень смешно.
Чтобы сдать ЕГЭ на три, надо хоть что-то сделать, решить обязательную часть. До ЕГЭ можно было не знать ничего: школе не хотелось возиться ни с пересдачами, ни с второгодниками. Все понимали, что Ковалевской я не стану и чье-то место на физмате не займу.
Поэтому на экзамене учительница просто закрыла глаза на то, что я кое-как списала решение стольких заданий, чтобы минимально хватило на 3. Списать хорошо и полностью я не могла, не хватило терпения.
У кого нет дискалькулии, не знает, что даже переписывание решений может причинять настоящие страдания. Это как будто твой мозг уже иссушен, истощен, а тебе надо из него выжать еще энергии. А ее нет. Прошло много лет, а я помню эти ощущения. Это самые плохие моменты моей жизни, я не преувеличиваю.
Мне поставили за экзамен 3, в аттестат тоже 3. На поступление в колледж и институт аттестат не влиял, тогда на средний балл не смотрели. Сдавали вступительные экзамены. Кстати, ненавистники ЕГЭ, видимо, хотят вернуть и вступительные экзамены. Когда едешь в 17 лет в чужой город, живешь непонятно где, и ходишь в приемную комиссию. Так, что ли? Вот счастье-то. И успеваешь попробовать поступить ровно в один вуз, в лучшем случае в два. Еще денег надо на эту езду и проживание. Я правильно понимаю, они это хотят вернуть?
Уже, наверное, выросло поколение родителей, которые не знают, как это. Когда твой ребенок едет в другой город даже не учиться, а всего лишь на экзамены. Без всякого гарантированного результата.
Училась я, конечно, не на технических специальностях. Впечатление от учебы в колледже и универе было намного лучше, чем в школе.
Потом уже я в полной мере испытала, что такое, когда работа «с цифрами», а когда нет, и в чем разница.
В чем проявляется дискалькулия в обычной жизни, когда уже не учишься в школе/институте?
- Плохо запоминаю цифры, даже на уровне: посмотреть код в смс и тут же вбить его. Я иногда по 4 раза зайти в Госуслуги не могу, особенно когда уставшая.
- Пин-код карты и 4-значные пароли от приложений я помню только «визуально», то есть, расположение кнопок.
- Вообще любые цифры могу перепутать когда угодно. А человек я совестливый, и если мне надо скинуть на нужды детсада 2 000 руб, а я два раза обсчитаюсь и скину 400 руб., мне будет стыдно. Я могу такое сделать не специально. Такие моменты я уже знаю и перепроверяю постоянно.
- Я не раз забывала номер квартиры, в которой живу, причем даже после нескольких лет проживания. Расположение, конечно, помню и этаж тоже, а вот номер могу забыть.
- Я толком никогда не помнила свой номер машины.
- Не разбираюсь вообще в сотках, акрах, гектарах, миллилитр и т.п. Знаю только что 1 км это 1000 м.
На работах, где надо было заполнять цифры в заказах, бюджете и т.п., даже не считать самой, был просто ад. Я уставала, как собака, выматывалась и часто делала ошибки. Это мои самые ужасные работы.
Я неплохо считаю в Эксель, но именно в том смысле, что знаю, как он работает. Написать формулу могу, а вот когда надо забивать цифры, там может быть что угодно.
Как у дислексика буквы пляшут в разные стороны и ему их трудно различить, так и у меня цифры.
Помню раз, при покупке надо было набрать пин-код не на терминале, а на таком экране типа планшета. И там каждый раз цифры менялись местами! То есть порядок квадратиков с цифрами был не «прямой», и не «обратный», как на боковой части клавиатуры, а произвольный. Место я помню, салон красоты у нас такой был. Так вот, я при оплате впала в панику, я не понимала, почему мой пин-код не работает. Ощущала себя, как будто выпила, честное слово. Потом мне сказала администратор, в чем дело, и я набирала пин-код еще примерно вечность.
Или вот еще, из мира дискалькулии, пример с моего канала. Пишу вот эту статью с расчетами, считаю все в Эксель, а в статью копирую. Переписываю от руки ОДНУ цифру и то с ошибкой. Вижу 11, думаю про 11, а пишу 9. Потом исправила.
Когда была наличка, мне кажется – меня обували просто везде. Из-за этого не люблю рынки. Я рыночными торговцами восхищаюсь – считают они мастерски, особенно так было в моем детстве, когда не было электронных весов. Зато были гирьки! Вот они считали как машины. В то же время не люблю их. Они видят, кого можно обсчитать. У меня на лице написано, что можно. Давно не пользуюсь наличкой, само собой.
Вообще сейчас таким, как я, раздолье. Приложения, безнал, калькуляторы для сравнения, доставки и прочие сервисы и жизнь облегчают, и заметно снижают риск, что тебя обманут. К тому же сейчас я мало считаю по работе, только то, что мне понятно: бюджет, некоторые показатели, там по формулам не так сложно. Все равно силы отнимает, но терпимо.
При этом я очень люблю кейсы из big data, в основном по журналистике. Это потрясающе, какие расследования проводят люди. Журналистика больших данных это просто невероятно, мощно, круто. Наука на стыке обществоведения и чистой математики. Запрос от общества, а математика его обслуживает. Когда выдается почитать на эту тему, я испытываю смешанное чувство восхищения и тоски.
Предполагаю, что тяжелая форма дискалькулии это не про меня. У меня, скорее, небольшая. Сейчас жить совсем не мешает. Просто есть работы, на которые мне лучше не идти.
Вот признаки дискалькулии и у меня далеко не все:
Например, я не понимаю, что такое состав числа (см. картинку выше).
Такая черта страдающих дискалькулией, как постоянные опоздания, не про меня. Я никогда не опаздываю. НО, есть большое НО, я плохо чувствую время. Постоянно смотрю на часы.
Бесконечно благодарна родителям, которые меня приняли как есть и не пытались заставлять учить математику. Они меня жалели. Хотя у них нет специальных знаний по педагогике.
У кого дети с признаками дискалькулии, пожалуйста, примите это. Пожалейте их. Они не специально.
Ну и не могу не напомнить снова эту статью. Надо же приосаниться! Гений, не знаю, как ты там на мехмате на пять-ноль учился. Наверное, так же, как твои сложные утки в десятках вузов. Что даже бывшие троечники с дискалькулией нашли ошибку в твоих умозаключениях.
Не знаю, из математики эта задача или просто жизненный опыт помог?
Деньги на квартиру мне точно считать легче, чем абстрактное не пойми что.
Почитать еще: