"Утрата горькая и невосполнимая. Для Первого канала и для всей страны. Он был из поколения первых. Из тех, кто творил историю телевидения, и без которого телевидение трудно себе представить. Он был всегда и всегда был молодым", — сказал Константин Эрнст. Я в этой фразе услышала интонацию не о Маслякове, а о старом советском телевидении, которого давно уже нет и которое уничтожили в том числе и Масляков с Эрнстом. И телевидение Эрнста давно устарело, но человек из девяностых никак не может это понять.
Все мы, пятидесятилетние+-, сформированные в девяностых, рискуем устареть, обречены на это, ничего не поделаешь. Время движется, а чтобы успеть за ним, надо смотреть на старые, пусть ностальгичные, программы, а на настоящее. Я практически не вижу на Первом канале настоящего. Кроме новостных, политических программ, ото всюду торчат уши девяностых. Это привычка отвлекать, развлекать, тонуть в мишуре, биться за бабло. Это и законы иерархичности, это и прошлый удачный опыт, который со временем всегда играет против тебя. Старые фишки, старые успехи сейчас – с лихим, мерзким, протухшим душком. Как развиваться, не смотря на возраст? Ломать себя очень тяжело. Ломать привычки. Сползать с насиженных мест.
Давно заметила: в молодом Маслякове (хотя он уже пожилой человек) энергии, харизмы совсем нет. Это еще одна трагедия отцов и детей – сыночки и дочечки не работают над собой, а занимают место отца по праву крови. Не скажу, что это справедливо. Смех – это здорово. Но чувство юмора проявляется в первую очередь тогда, когда к себе относишься с юмором, когда над собой способен посмеяться, свои слабости осмеять, а значит превозмочь. С возрастом это сделать все сложнее, ведь ты такой солидный, заслуженный и тебя вроде все должны уважать. Я не могу уважать Маслякова-младшего лишь за то, что он сын своего отца.
Вчера прочитала, что сын Юрия Никулина, расшаркиваясь, пригласил на какой-то цирковой фестиваль в Москву заукранискую актрису. Вся ее соцсеть в хохлятских флажках. Он точно живет в другом измерении. Он не чует времени. И в КВН мне всегда претила оторванность от времени.
У философа Хайдеггера есть тема о зове. Чтобы осознать время и себя в нем, нужно услышать зов времени, ощутить его. Кьеркегор обозначал такую лестницу. Первая ступень – эстетика (внешнее, искусственное, ну и искусство туда же). Вторая ступень – этика (мораль, нравственность, правила отношений, общения с людьми). Третья ступень – вера (в Бога), если при этом вспомнить Хайдеггера, то это как раз способность услышать зов. Зов высших сил, зов своей совести, зов своего народа. Это проще, чем может показаться, сейчас этот зов слышат все наши бойцы, все их матери, жены, все волонтеры. А сливки общества – не слышат. Отсюда – их трагический диссонанс.
Есть времена, ситуации, когда смех помогает. А есть ситуации, когда смех мешает. Помогает – когда ты можешь высмеять прежде всего себя, у святых старцев в этом смысле было превосходное чувство юмора. Но, чтобы смеяться над собой, нужно превозмочь свое тщеславие, гордыню, на которой, как на дрожжах, замешана так называемая слава. Быть публичным человеком и смеяться над собой – задача непростая. И я не знаю ни одного достойного человека, который бы высмеивал народ, не начиная прежде всего с самого себя, к себе бы не относился как к части народа. В кривом зеркале видел бы не других, а себя прежде всего.
Отсутствие самоиронии – одна из главных проблем и трагедий всех звездных деток, неспособность взглянуть на себя честно, серьезно. Отсюда - все их ошибки. Делать себя, ломать себя, спорить со своим эго, критически относиться к себе по сути несложно, это в нашей крови, в нашей совести. Но аплодисменты совесть заглушают.
Смерть – такой же естественный процесс, что и рождение. Огромное счастье – прожить долгую плодотворную жизнь. Вопрос только в качестве плодов. И я уверена, что главный плод умершего Маслякова старшего – Масляков-младший. По плодам и посудим.
И мне кажется, что главным в похоронах Маслякова должно звучать не славословие, а покаяние. За круговую поруку, за вытягивание на сцену бездарного сына, за воспитание русофобских гнид, вышедших из КВН, за безвкусицу, пошлость, за мораль под плинтусом.
А всем сердцем оплакивать нам нужно наших ребят, погибающих сейчас, чтобы мы жили. Жили, плакали и смеялись тоже.
4