Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Стая "Дубровника"

 "Перун" ("Perun") (Строит. № 679) Заложен "Société Anonyme John Cockerill" в Хобокене близ Антверпена, спущен 8 марта 1939, вступил в ВМС Югославии, 17 апреля 1941 после капитуляции Югославии оставлен экипажем в Которе и взят под контроль Германией, 21 апреля 1941 по соглашению с Германией передан Италии, отремонтирован и введен как танкер (Nave cisterna per nafta) "Devoli", 17 марта 1943 потоплен  английской подводной лодкой "Splendid" в 6 милях от мыса Сан-Вито, Сицилия.
"Перун" ("Perun") (Строит. № 679) Заложен "Société Anonyme John Cockerill" в Хобокене близ Антверпена, спущен 8 марта 1939, вступил в ВМС Югославии, 17 апреля 1941 после капитуляции Югославии оставлен экипажем в Которе и взят под контроль Германией, 21 апреля 1941 по соглашению с Германией передан Италии, отремонтирован и введен как танкер (Nave cisterna per nafta) "Devoli", 17 марта 1943 потоплен английской подводной лодкой "Splendid" в 6 милях от мыса Сан-Вито, Сицилия.

Продолжая рассказ о предвоенном Югославском флоте и судьбах его кораблей, мы подошли к 1-й торпедной эскадре (или эскадрилье?), флагманом которой являлся лидер эсминцев "Дубровник". О нем самом уже был рассказ, теперь рассказ о его "стае". В нее входили эскадренные миноносцы (Разарачи, Razaraći) тип "Београд":

-"Београд" ("Beograd") борт. литера Б (правый борт), B (левый борт) (Строит. № 585)
-"Загреб" ("Zagreb") борт. литера З (правый борт), Z (левый борт)
-"Љубљана" ("Ljubljana") борт. литера Љ (правый борт), LJ (левый борт)

"Београд" ("Beograd")

-2
-3

В королевской Югославии для управления всеми судостроительными верфями 1921 году была основана компания «Югославские верфи» (Jugoslavenska brodogradilišta d. d.). В марте 1931 года было создано «Югославское общество судостроения и ремонта» (Jugoslavensko društvo za izradu i opravku brodova) со штаб-квартирой в Белграде.

Кризис достаточно сильно ударил по Югославским судостроительным пердприятиям. Часть из них перешли в собственность иностранных компаний. Бывшая верфь фирмы Hanz Danubius в г. Кралевица (Kraljevica) (находится в северо-западной части страны на побережье Адриатического моря между городами Риека и Цриквеница), та самая на которой работал И.Броз (Тито) отошла фирме "Yarrow".

Судостроительная верфь в Сплите, которая была образована в 1922 году путём слияния нескольких судостроител ьных предприятий в этом районе, после кризиса отошла французам. Ее собственником в 1931 г. стала фирма Ateliers et Chantiers de la Loire (сокращенно ACLN). В 1932 году верфь была переименована в Brodogradilista Split A.D. Этот судостроительный завод и верфь Лазаруса в Сусаке (около Фиуме) в 1936 г. объединились в компанию Jadranska Brodogradilista D.D. Сейчас верфь «Бродосплит» (Brodosplit) это крупнейшая судоверфь Хорватии.

-4

Строительство серии эсминцев велось на кредит, предоставленный французской стороной (что предопределило место постройки головного эсминца).

Договор на проектирование и строительство Югославских эскадренных миноносцев, известных впоследствии как тип "Beograd", был заключен с французской фирмой... (да, все верно) Ateliers et Chantiers de la Loire в Нанте. Головной эсминец был заложен в сентябре 1936 года на заводе в Нанте, а его братья (или сестры) Загреб и Любляна строились в Сплите (да, оба строились на одном заводе, вопреки тому, что принято писать).

-5

Принято писать, что "корабли типа Beograd стали уменьшенной и достаточно серьезно переработанной версией французских эсминцев типа L'Adroit". Ну, может быть ОЧЕНЬ сильно переработанной. L'Adroit были трехтрубными (а не двухтрубными). Разбивка отсеков тоже не та, потому как силовая установка тоже была другой, за счет этого компоновка машинно-котельной группы была другой, да и артиллерия у "французов" тоже отличалась.

Стандартное водоизмещение составляло 1210 «длинных» тонн (1230 метрических), полное в условиях службы достигало 1655 т. Размерения: длина между перпендикулярами - 95,4 м наибольшая - 98,0 м, ширина - 9,45 м, Осадка 3,2 метра. Форма носовой и кормовой оконечности имела мало общего с "L'Adroit". Корпус имел двойное дно по всей длине (под машинным и котельным отделениями двойное дно использовалось как цистерны для котельной воды и топлива)

-6

Пар для турбин вырабатывали три водотрубных котла системы Ярроу с нефтяным отоплением. Рабочее давление пара составляло 27,2 кг/см² (на "французе" стояли котлы ДюТампля с давлением всего 17 кг/см²). Турбины тоже отличались. На головном эсминце "Beograd" стояли турбины Кёртиса, изготовленные фирмой Джон Браун. Наддув воздуха вентиляторами осуществлялся, в котельное отделение, а не в топки котлов, как стали делать позднее. Общая проектная мощность силовой установки составляла 44 000 л.с. (как у "Дубровника"), что достаточно много для корабля такого водоизмещения, но за счет обводов скорость оказалась ниже ожидаемой (хоть и выше контрактной). На ходовых испытаниях Beograd развил более 39 узлов при водоизмещении 1370 т. Корабли оснащались двумя турбогенераторами, располагавшимися в машинных отделениях, и аварийным дизель-генератором, стоявшим под полубаком в районе с правого борта.

Артиллерийское вооружение традиционно состояло из чешских орудий. Была утопическая мечта установить 140-мм орудия, но в реальности, они уже "не лезли". В принципе, если проанализировать оснащение югославских кораблей, то в них и так "вместилось" очень многое, гораздо больше, чем традиционно "помещалось" в эсминец такого водоизмещения. Секрета никакого нет: вопрос решался в основном за счет дальности плавания (т.е. запасов топлива и котельной воды). "Югославам" не требовалось "бегать" далеко.

На эсминцы установили 120-мм орудия с длиной ствола 46 калибров. Их вес со щитом составлял 9 тонн (против 15,8 у 140-мм орудия). Фирма "Шкода" поставила 12 орудий с запасными стволами. Заряжание - раздельно-гильзовое; вес снаряженного выстрела - 35 кг. Снаряд весом 24 кг имел начальную скорость 850 м/с, что обеспечивало дальность стрельбы в 20 км. Углы вертикального наведения составляли от -9 до +35°, горизонтального - по 140° на каждый борт для каждого из четырех орудий. Наведение могло осуществляться вручную или при помощи электропривода. Элеваторы возвышенных орудий выходили непосредственно к установкам, а у орудий №1 и №4 - в надстройку, откуда снаряды подавались к установкам по специальным наклонным желобам.

Орудия главного калибра были смонтированы на Beograd еще на верфи-строителе, до перехода в Югославию.

В связи с тем, что фирма "Шкода" не успевала изготовить новые 47-мм орудия, были заказаны 40-мм автоматы "Бофорс". Спаренные автоматы имели питание из обойм по 4 снаряда, что обеспечивало достаточно высокую скорострельность. Наведение осуществлялось через электроприводы. Зимой 1939/40 гг. на крыльях мостиков эсминцев типа Beograd установили по два 15-мм пулемета Zbrojowka-Brno ZB-60 vz.35.

Достаточно спорным стало решение по торпедному вооружению. Если на "Дубровнике" стояло британское торпедное вооружение калибром 533-мм, на этих эсминцах стояли французские торпедные аппараты. Их торпедное вооружение состояло из из двух трехтрубных 550-мм аппаратов типа 1928Т. В принципе с торпедным вооружением была "головная боль" Согласно контракту, французы обязались поставить 40 торпед к 31 июля 1938 г. Стоимость одной торпеды на тот момент составляла 209 250 франков. Однако в действительности к этому сроку было передано заказчику всего пять торпед. Поставка была завершена только спустя год.

Таким образом, вооружние стояло из двух спаренных "Бофорсов", четырех 120-мм орудий, двух 15-мм пулеметов и двух строенных торпедных аппаратов.

Спуск на воду эсминца Beograd
Спуск на воду эсминца Beograd

Спуск на воду эсминца Beograd состоялся 23 декабря 1937 г. (в Нанте). До войны особым ничем себя не проявил. 17 апреля 1941 года большая часть флота Королевства Югославии была затоплена в Которском заливе, однако итальянцы успели захватить «Београд».

Корабль был введен в состав ВМС Италии под именем «Себенико» (итальянское название города Шибеник) и переведено в Бриндизи. Было установлено дополнительное зенитное вооружение: 4×2 — 37-мм автомата Breda Mod. 1939; 2×2 — 20-мм/65 автомата Breda Model 1935; 4x1 — 20-мм/70 автомата Scotti Model 1939/1941.

Официально, итальянцы его ввели в строй 14 июля 1941 года. Он состоял в 1-й флотилии эсминцев. За время службы на благо Италии корабль совершил 147 боевых походов (102 из них были связаны с сопровождением транспортов в Адриатике, Ионическом море и у берегов Северной Африки).

Летом 1943 года «Себенико» оказался в Венеции,в ожидании ремонта, но до капитуляции Италии корабль в ремонти не встал. 11 сентября в Венецию пришли два немецких торпедных катера S-54 и S-61, которые захватили итальянский эсминец. Немцы переименовали «Sebenico» в ТА-43 (нем. «Torpedoboot Ausland-43»т.е. "иностранный миноносец" №43) .

Корабль перевели в Триест, на ремонт, который занял более года. 17 октября 1944 года он вновь был вновь введен в строй. На нем была заменена артиллерия: планировались к установке 10,5-см орудия (105-мм/45 универсальные С/32) вместо чешских 120-мм, добавлен счетверенный 2-см зенитный автомат. Один торпедный аппарат сняли, второй переделали под немецкие торпеды G7a, калибром 533-мм (установлена вставка). Вместо дальномерного поста на носовой надстройке была установлена радиолокационная станция FuMO-21.

Окончание работ на верфи планировалось на 17 ноября 1944 г. Однако и этот срок не был выдержан. В журнале боевых действий 1-й эскортной флотилии за 30 ноября 1944 г. пишется что, хотя экипаж обучен и готов, ввести корабль в строй невозможно из-за задержек верфи. В состав флота TA-43 вошел лишь 21 января 1945 г. Командиром корабля официально был назначен капитан-лейтенант Вернер Ланге, однако он был занят участием в боевых действиях на Эгейском море, поэтому фактически миноносцем командовал капитан-лейтенант Вальтер Венцель. 1 марта 1945 г. 1-ю эскортную флотилию переформировали в 9-ю флотилию миноносцев (9.Torpedobootflottille), но особой активности флотилии не просматривается. К концу апреля от нее осталось всего две боеспособных единицы: TA-43 и TA-40 (бывший итальянский миноносец Pugnale). После ухода немцев из Триеста оба корабля были брошены экипажами, и они затонули в порту. В 1946 году корабль подняли, но пока шел дипломатический спор, он опять затонул. Корабль разделан на металл в 1948 году.

"Загреб" ("Zagreb") и "Љубљана" ("Ljubljana")

-8

ОБа корабля строились в Загребе, завод "Yarrow" в г. Кралевица (Kraljevica) поставлял только котлы (но на оба корабля). Турбины (в отличие от "Београда") на этих кораблях стояли фирмы Парсонса.

Оба эсминца во время войны стояли в Которском заливе. 15 апреля 1941 сообщение о прекращении огня получили все командиры кораблей. Поступил приказ о запрете стрельбы по кораблям и самолётам противника. 17 апреля пришла новость о капитуляции Югославии, и итальянцы начали входить в Которский залив. Экипажам было приказано покинуть все суда, и первым должен был сдаватся "Загреб". Экипаж сошел на берег. Около 14:00 прибыла моторная лодка, на которую должны были сесть командир судна, старший офицер, лейтенанты Машера и Спасич, и матрос-артиллерист.
Однако Спасич и Машера отказались сесть в лодку и сообщили командиру, что они заложили подрывные заряды в двух погребах боезапаса. Поставленный перед этим фактом командир немедленно прыгнул в катер, чтобы спастись. Корабль взлетел на воздух, и с ним погибли оба лейтенанта.

-9
-10

На момент начала войны "Любляна" находилась в ремонте. Ей упорно не везло. После вступления в строй, эсминец был зачислен в состав 1-го торпедного дивизиона, однако уже 24 января 1940 года штормовым ветром и волнами брошен на скалы в Которской бухте. Во время буксировки затонул на мелководье. 10 июля 1940 г. поднят и отправлен на ремонт. К приходу итальянцев корабль был все еще в ремонте.

Затнувшая "Любляна"
Затнувшая "Любляна"
Корабль спрямлен
Корабль спрямлен

Итальянцы переименовали судно на свой манер «Lubiana», а поскольку у него были на тот момент разобраны гребные валы, его отбуксировали в Теодо, затем в Фиуме и после этого в Каттаро. Команду для «Любляны» сформировали из экипажей линейных кораблей «Витторио Венето» и «Конте ди Кавур», которые стояли в то время в ремонте.

Ремонт был закончен в октябре 1942 года. Носовые чешские орудия с него сняли, установив спаренную установку RM-2. Средства ПВО были представлены тремя 37-мм/50 пулемётами Breda (один на месте между торпедными аппаратами, два на месте старых пушек) и восемью 20-мм/70 одноствольными автоматами. Кроме того, на судне заменили фок-мачту, установив другую как на корветах типа «Минерва» (без марс-площадки для прожектора, который мешал стрельбе автоматов). Корабль вошёл в состав 1-й флотилии, используясь с октября 1942 года в конвойных операциях. Совершил 21 боевой поход.

31 марта 1943 года эсминец сопровождал конвой из трёх судов по маршруту Неаполь-Бизерта. В 20:45 командир конвоя капитан 2-го ранга Канеччи приказал изменить курс и направил его ближе к берегу. Корабли двигались в условиях очень плохой видимости и усиливающегося северо-восточного ветра. В 21.42 близ Рас-Амер в 8 милях к западу от мыса Бон «Любляна» села на камни. Начавшийся затем шторм и все более усиливающийся ветер исключили возможность спасения корабля.