Найти в Дзене
Функция Архитектура

Живопись Хасэгавы Тохаку. Зима, как предчувствие.

Оглавление
Хасэгава Тохаку, "Сосны", 1590 год.
Хасэгава Тохаку, "Сосны", 1590 год.

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Рансэцу (1654–1707)

Япония - страна самобытных традиционных искусств, таких как чайные церемонии, каллиграфия и бонсай. Богатая история художников наполняет музеи невероятными чудесами. "Сосны" Хасэгавы Тохаку - одно из таких национальных сокровищ. Это удивительно сложная картина, несмотря на ее упрощенное первое впечатление. Хасэгава Тохаку, возможно, использовал только простые инструменты, такие как бамбуковые палочки с расщепленными концами и связки ремней для создания сосен, но его эффекты сложны и утонченны.

История.

Хасэгава Тохаку (1539-1610) жил и работал в Японии в период Момояма (1573-1615). Момояма означает “холм цветущих персиков”, и это было началом объединения Японии под централизованной власти. Это был также переходный период Японии от средневековья к раннему современному обществу. Хасэгава Тохаку - один из величайших художников этого захватывающего периода японской истории. Его репутация основана на его бёбу, которые представляют собой складные ширмы, обычно состоящие из пяти-шести соединенных панелей, а также на основании школы Хасэгава, у которой много последователей и подражателей.

-2

Наблюдение.

”Сосны" Хасэгавы Тохаку - это большое бёбу из шести панелей высотой 1570 и шириной 3560 мм. Это левая часть пары, потому что полное произведение представляет собой диптих из двух бёбу. Картина "Сосны" выполнена тушью на бумаге, прикрепленной к деревянным рамам. На ней изображена сосновая роща, окутанная туманом, с едва заметными снежными горами вдалеке. Деревья то появляются, то исчезают в тяжелой атмосфере холодного влажного воздуха. Некоторые деревья, например, на крайнем правом переднем плане, наклонены по диагонали, что указывает на неровный рельеф сцены. Некоторые деревья, как на заднем плане третьей панели, имеют размытые очертания, что наводит на мысль о том, что они раскачиваются на ветру. Ритмичное покачивание сосен перекликается с танцем "Но", классическим японским танцевально-драматическим жанром, который был чрезвычайно популярен в период Момояма.

-3

Дзен.

Хасэгава Тохаку был протеже Сэн но Рикю, самого известного мастера практикующего дзен того времени. Эстетика и техники дзен оказывают влияние и ощущаются во всем "Сосновом лесу". Монументальный масштаб картины, минимум элементов и монохромные чернила - все это в сочетании создает впечатляющий визуальный эффект, который является атмосферным, спокойным и медитативным. Подобно японской чайной церемонии, сосны и дзен способствуют развитию ума и духа.

-4

Графика.

Несмотря на то, что для рисования сосен используется только один материал (черные чернила), Хасэгава Тохаку создает самые разнообразные эффекты благодаря смешанным комбинациям длины мазка, интенсивности и влажности. Например, дерево на переднем плане третьей панели представляет собой композицию из коротких, смелых и сухих мазков кисти. Оно создает темный силуэт, который обладает четкостью формы и подразумевает визуальную близость к зрителю, поэтому находится на переднем плане. Однако другие деревья в составе сосен имеют противоположное сочетание линий. Как и деревья на второй панели, они выполнены длинными, бледными и влажными мазками кисти. Эти деревья почти бесформенны благодаря своим приглушенным силуэтам и минимальному количеству деталей, что позволяет предположить их визуальную удаленность от зрителя. Различная интенсивность красок, получаемых при различных отмывках или разбавлениях, указывает на различную интенсивность света, присущую соснам. Темное и плотное находится на переднем плане, а светлое и разреженное - на заднем. Мазки кисти Хасэгавы Тохаку варьируются от длинных и медленных до коротких и стремительных, но они сохраняют целенаправленность и методичность. В них чувствуется уверенность опытного художника.

-5

Влияние.

Хасэгава Тохаку рисовал сосны в Японии в конце 16-го века. Вдохновение и влияние можно найти в более ранних картинах, особенно китайского художника Муци, написанных в конце правления династии Южная Сун (1127-1279), которые были доступны Хасэгаве Тохаку из современных японских коллекций. Муци был китайским монахом чань 13-го века, который писал пейзажи с неизмеримым мастерством и безмятежностью. Идея создания непрозрачного тумана, окутывающего окутанные формы, уже была известна Муци, но Хасэгава Тохаку развил ее в более сдержанном стиле. Формы сосен легко можно назвать отдельным элементом горных пейзажей Муци, но Хасэгава Тохаку был гениален, когда взял один художественный мотив и превратил его в главный сюжет большой картины. Хасэгава Тохаку был революционером в этой концепции и отражает эстетику минимализма, которую так часто ассоциируют с японским дзен. Хасэгава Тохаку также дополнил мотив, используя очень глянцевые чернила на матовой бумаге. Визуальный контраст блеска и матовости придает композиции свежесть, почти намекая на свежий сосновый аромат, разносящийся в прохладном воздухе.

-6

Эскиз.

"Сосны" Хасэгавы Тохаку - удивительно сложная картина, несмотря на ее упрощенное первое впечатление. Она также необычно сдержанна по сравнению с большинством картин периода Момояма, когда в основном использовались фоны из золотой фольги. Отсутствие золота заставляет некоторых историков усомниться в том, что "Сосны" - это не подготовительный набросок к утраченной или не обнаруженной окончательной версии. Однако отсутствие золота делает его по-настоящему уникальным и более привлекательным для нашего современного понимания стиля минимализма. Токийский национальный музей, где в настоящее время находится экспозиция "Сосны", объявляет картину национальным достоянием. Изучив эту картину, любой может согласиться, что "Сосны" - это действительно сокровище.

В мир японской эстетики: