Найти тему
Записки с тёмной стороны

Спасительная вина

Чаще всего тотальная вина или вина, с которой никак невозможно расстаться, — это чувство, которое покрывает какие-то другие чувства. Это переживания, с которыми невозможно встретиться, которые невозможно осознать или принять.

Тогда головой человек прекрасно понимает, что ущерба другому нет или есть, но не таких масштабов, как вина, ответственности нет или есть, но не соответствует по размеру вине, но никак не может перестать чувствовать себя виноватым. То есть фактически присутствует разделение на две части, одна из которых понимает отсутствие своей вины или несоразмерность вины ущербу и ответственности, а вторая цепляется за вину, как за спасательный круг. 

Если преждевременно конфронтировать ту часть, которая виноватится, можно лишить человека спасательного круга. Тогда неплохо бы представлять себе, на какое дно он опустится, лишившись своей опоры, и возможен ли путь обратно с этого дна. 

Но можно пойти другим путём, поддержав эту часть. Признав важность чувства вины, необходимость в спасательном круге. Признав, что сейчас вина необходима и выполняет важную роль, защищая от чего-то невыносимого. Признав право использовать спасительную вину так долго, как это будет необходимо. Тогда вместо того, чтобы защищать своё право на спасательный круг в виде вины, эта часть сможет направить энергию в другое русло. Например, для того, чтобы научиться обходиться без круга. (Сработает нежно любимая мною теория парадоксальных изменений).

Если поддержать вину, а не конфронтировать, появятся другие варианты избежать ухода на дно. В точке несвободы, где возникал своего рода клинч между необходимостью поскорее избавиться от избыточной вины, которая мешает и является источником страдания, и не менее важной необходимостью держаться за свою вину, раздутую до нереальных размеров, как за спасательный круг, появится какая-то подвижность. Постепенно эта подвижность будет увеличиваться. За счёт этой раскачки однажды станет возможен другой путь. Не тот, который про то, чтобы всю жизнь изводить себя виной. И не тот, который о том, чтобы непременно избавиться от вины, даже ценой погружения в невыносимые, иногда даже физически невыносимые переживания. Это будет другой путь. Вероятно, такой, который даже не мог прийти в голову, пока внутренний конфликт между потребностью в спасительной вине и жаждой поскорее избавиться от терзаний себя слишком большой виной, занимал всего человека, отнимая энергию и способность видеть хоть что-то, кроме двух противоположных полюсов, разрывающих на части.