29 июня 1882 года на юго-западе современной Тульской области недалеко от ее границы с современной Орловской областью была очень плохая погода. Гроза, очень сильный ливень. Недалеко от станции Бастыево Московско-Курской железной дороги в пониженных частях рельефа начала скапливать вода. Наибольшее скопление воды произошло в достаточно глубоком овраге севернее деревни Кукуевка. Растекаться ей было некуда, поскольку с севера, востока и юга овраг был ограничен естественными высотами, а на западе путь воде преграждала возведенная насыпь железной дороги (участок Чернь (север) - Мценск (юг)). Вот скрин онлайн топографической карты этого участка:
Снизу деревня Кукуевка и о.п. 317 км. Далее трапециевидный многоугольник - это лесной массив с высотами 220-230 метров над уровнем моря. Вдоль его северной оконечности с востока на запад тянется зеленая полоса оврага, с высотами 205-210 метров. Непосредственно около железной дороги есть даже голубой участок с высотой около 200 метров над уровнем моря. С другой стороны вдоль железной дороги с северо-востока на юго-запад тянется голубая полоса с высотами 190-195 метров над уровнем моря. Вот в этом месте под железной дорогой и была положена водопропускная труба диаметром более 1 метра. Однако дождь сформировал такой сильный поток воды, что он либо забил эту трубу тиной от соседнего болота, то ли просто труба не справлялась с таким потоком воды, в общем, с восточной части полотна образовалась запруда, вода которой стала медленно подмывать железнодорожную насыпь. Она насыщалась, насыщалась водой до те пор, пока сила трения могла удерживать лежащую под углом землю. Но в какой-то момент грунт стал таким влажным, что насыпь просто просела под полотном, которое фактически повисло в воздухе. Естественно, что какими бы прочными рельсы не были, они ну никак не могли удержать многотонный состав, проходящий по ним, если сами фактически висят в воздухе. Такова была краткая история основной причины катастрофы.
Ночью со стороны Курска на Москву проследовал поезд № 4. Машинист, видимо, почувствовал что-то неладное, и прибыв на станцию Чернь забил тревогу, что с полотном что-то не то. Однако телеграф не работал, а поезд № 3 уже покинул Чернь и устремился в сторону Кукуевки. Рельсы в это время уже были разорваны. В образовавшийся разрыв упали паровоз и первые семь вагонов. Кондукторы последних четырех вагонов каким-то чудом успели затормозить их. Число жертв этой катастрофы измерялось десятками. Ситуация усугубилась тем, что многие люди просто захлебнулись в болотной тине, которая засасывала вагоны, придавленные сверху другими вагонами. Одной из жертв этой катастрофы стал племянник И.С. Тургенева.
Даже в наши дни под насыпью здесь проходит водопропускная труба. Теперь уже бетонная, видимо. Размер ее таков, что трубу отлично видно на спутниковых снимках:
А вот фотография одного из выходов трубы:
Ну а вот карта, по которой будет легче сориентироваться, если вы захотите посетить место катастрофы (идти от о.п. назад на северо-восток):
В день мимо проходит два пригородных поезда. Первый со станции Скуратово до Орла. Кстати, именно в Скуратово установили часовню в память о жертвах трагедии. Время в пути до о.п. 317 км от Скуратово около получаса. И уже в 05:51 вы на месте. Рановато, конечно. Второй поезд удобнее. В 14:38 он отправится с Московского вокзала Тулы на Орёл. В 16:43 будете на о.п. 317 км.
Если вы приедете утром, то у вас будет 4 часа, чтобы погулять по окрестностям, а в 09:47 сесть на пригородный поезд из Орла до Тулы. Если же вы приедете днем, то вечером в 18:56 сможете добраться только до Скуратово. В принципе это не страшно, поскольку в 19:47 через Скуратово проследует экспресс Курск-Москва (до Москвы немногим более 3-х часов). Интересно, что в Скуратово экспрессы почти встречаются, то есть в 19:42 уйдет поезд Москва-Курск (можно и в Курск уехать, если это удобнее).
То есть теоретически к месту Кукуевской катастрофы можно успеть съездить из Москвы за день. В 08:46 нужно будет сесть в Москве на экспресс Москва-Курск, а в Скуратово сесть на дневной поезд до о.п. 317 км. Обратный путь я уже описал. А можно и задержаться на день в этих местах, ведь совсем недалеко здесь имение Спасское-Лутовиново - музей-заповедник И.С. Тургенева.
Спасибо, что следите за каналом. До встречи!