Найти в Дзене
Transport Depot

Нереализованные транспортные проекты: Трамвай 71-630 (КТМ-30)

Оглавление
71-630 на к/ст Таллинская улица
71-630 на к/ст Таллинская улица

71-630 (КТМ-30) — сочленённый трамвайный вагон производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, единственный опытный экземпляр выпущен в 2006 году.

Разработка

Разработка трамвайного вагона началась на Усть-Катавском вагоностроительном заводе в конце 2003 года. По замыслу разработчиков вагон должен был стать родоначальником целой линейки трамвайных вагонов длиной от 16 до 37 метров. Несмотря на то, что завод прежде никогда не строил сочленённых вагонов, разработки в этом направлении были, например, первый сочленённый вагон, построенный на ленинградском ВАРЗ, ЛВС-66, изначально проектировался на УКВЗ, а в конце восьмидесятых дважды прорабатывался проект сочленённого четырёхосного трамвайного вагона 71-612, так и не увидевшего свет из-за развала Союза.

Тогда же на уровне министерства было решено несколько упорядочить классификатор, выделив перспективные сочленённые вагоны для линий скоростного трамвая в отдельную серию 71-63х. Министерство предлагало также переобозначить проект 612, поскольку он удовлетворял данной концепции, но этого не произошло. Спустя полтора десятка лет, «тридцатая серия» была открыта.

Компоновка и некоторые конструкторские решения при разработке схожи с выпущенным в 2002 году трамвайным вагоном модели 743.00 производства Белкоммунмаш. В частности, среднюю часть решено было установить на неповоротную тележку, но в отличие от минского аналога, также планировалось уменьшить высоту пола средней секции до 470 миллиметров.

АКСМ-743 (743.00) в Минске
АКСМ-743 (743.00) в Минске

В начале 2006 года УКВЗ приступил к строительству опытного вагона. Сборку осуществляли в экспериментальном цехе № 68. Поначалу процесс изготовления затягивался из-за нехватки финансирования, а также отсутствия необходимых комплектующих. Сборка была завершена 5 августа.

71-630 съезжает со Строгинского моста
71-630 съезжает со Строгинского моста

Испытания

В силу конструкционных особенностей (не помещался на трансбордер), вагон не мог выехать на обкаточные пути. Поэтому полный цикл испытаний, в том числе заводских, было решено провести в Москве. 14 августа вагон был погружён на железнодорожные платформы и отправлен в столицу. Спустя несколько дней вагон прибыл в Краснопресненское депо. Сборкой и наладкой вагона занимались командированные специалисты УКВЗ и фирмы Канопус. Приказом № 723 были установлены сроки проведения испытаний с 12 сентября 2006 года по 28 февраля 2007 года, в течение которых вагон должен был пройти 2000 км без пассажиров. Но начало испытаний отложили в связи с двумя обстоятельствами: необходимо было обучить водителей и обслуживающий персонал и исследовать качество пути на том участке, где будут проводиться испытания. 29 сентября состоялась презентация вагона для журналистов. Пробег в 2000 км вагон совершил по территории депо, а несколько выездов на линии города показали необходимость реконструкции пути для работы вагонов такого типа.

71-630 в Строгино
71-630 в Строгино

В марте 2007 года состоялись сертификационные испытания, по результатам которых заводу был предоставлен перечень замечаний. Осенью 2007 года вагон был сертифицирован и одобрен для серийного производства, но допустить вагон до эксплуатации с пассажирами было решено не ранее, чем будет разработана установка для турникетов в салоне, а также устройство для поднятия средней неповоротной тележки при сходе. Регулярная работа с пассажирами началась 26 апреля 2008 года на 21 и 10 маршрутах.

16 октября 2008 года прошла конференция «Тенденции развития легкорельсового транспорта в городе Москве», где генеральный конструктор УКВЗ сообщил о том, что на серийных вагонах 71-631 площадь низкого пола будет увеличена за счёт замены тележки в средней (высокопольной) секции. Также вагоны будут легче за счёт снижения массы рамы кузова.

В марте 2010 года испытания вагона закончились, но в Мосгортрансе не изъявили желания покупать этот вагон для постоянной эксплуатации. Вагон, принадлежащий УКВЗ, был поставлен в Краснопресненское трамвайное депо на ответственное хранение. По результатам опытной эксплуатации были разработаны вагоны 71-623 (одиночный) и 71-631 (сочленённый). На данный момент 71-630 стоит в ожидании списания.

На этом всё, спасибо за прочтение! Если понравилось — подпишись!

Другие статьи от автора: