Найти тему

Джо Аберкромби. Первый закон. Британский ответ циклу"Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина.

Познакомившись с трудами фэнтезийного цикла Джорджа Мартина (см. мой отзыв на них здесь https://dzen.ru/a/ZtyVYZOYkzjxuohm ), я призадумался: а есть ли кто-то еще, кто пишет в подобном ключе и также интересно и захватывающе, как и автор "Песни Льда и Пламени"? Как правило, на прилавках книжных магазинов банальной и посредственной литературы - хоть пруд пруди! Дилемма казалась не из легких, ровно до тех пор, пока я не набрел на труды господина Джо Аберкромби.

Английский писатель-фантаст Джо Аберкромби (1974 г.р.) на конгрессе Swecon, октябрь 2012 года
Английский писатель-фантаст Джо Аберкромби (1974 г.р.) на конгрессе Swecon, октябрь 2012 года

Чтобы никак не испортить себе впечатление от прочитанного, а так уже было и не раз, я решил попробовать ознакомиться с работами британского автора с так называемой версии-light. И принялся читать его не с прославленных романов цикла "Первый закон", а с произведений его же цикла "Море осколков", т.е. трилогии "Полкороля" (2014), "Полмира"(2015) и "Полвойны"(2015). Об этом цикле я еще расскажу в своей рубрике-подборке "Книги, прочитанные в ритме вечного пробега по жизни".

Осознав, что, в принципе, автор пишет вполне себе добротные книги, которые можно читать и не плеваться от низкопробной банальщины, я решил взяться и за основной его цикл романов "Первый закон". Найдя его роман "Кровь и железо", благо тогда была целая тьма различных поездок и командировок, я приступил к чтению.

Первый роман Джо Аберкромби из цикла "Первый закон" - "Кровь и железо" (2006)
Первый роман Джо Аберкромби из цикла "Первый закон" - "Кровь и железо" (2006)

Честно сказать, по началу сюжет шел довольно-таки муторно и пару раз я чуть было не бросил это чтение. Тем не менее, будучи давним и заядлым поклонником прог-рока и прог-метала, я понимал, что есть такие продукты культуры, которые не раскроются перед тобой сразу и по команде. Необходимо время на то, чтобы их распробовать. Поэтому я усердно читал и уже на пятидесятой странице понял, что сюжет меня не отпускает.

По правде говоря, у меня всегда есть пару правил, которые я применяю при ознакомлении с продуктами культуры: 1. Если взялся за книгу или за прослушивание музыкального альбома (просмотр фильма), постарайся довести это занятие до конца, как бы тошно тебе не было, поскольку глупо о чем-то судить, не дойдя до финала, не получив всей информации; 2. Если уж совсем данный артефакт тебе ни к селу, ни к городу, отложи его и вернешься к нему когда-нибудь еще. Так, например, у меня когда-то так было с фильмом "Достучаться до небес", который меня изрядно раздражал, но однажды я поймал нужное настроение и, в целом, осознал, что изначально был не прав, и фильм вполне достоин внимания зрителей! Впрочем, эти правила срабатывали далеко не со всеми книгами, фильмами и музыкальными альбомами.

Итак, существует так называемый мир Первого Закона, именуемый Земным кругом. Однако безопасность и единство союза государств - на грани большой войны. Бюрократическая машина Союза вязнет в бесполезных и никчемных делах, демонстрируя неэффективность. Армии состоят из лишенных сил бедняков и чванливых избалованных аристократов-офицеров, да и сам король, вползая в старость, по сути, уже не управляет государством и Союзом. И совсем неудивительно, что в таких условиях голову поднимают бывшие союзники и агрессивные соседи, а также вовсю развиваются центробежные тенденции, готовые вскоре вылиться в откровенный сепаратизм.

На севере поднимает армии жестокий и коварный, амбициозный правитель Бетод, заявляя свои права сильного на Инглию (королевство, которым владели народы севера) и ее территории. Тем самым Бетод кидает вызов Союзу, намекая ему на то, что он не прочь забрать территории и куда больше. Но способен ли Союз дать отпор такому наглому вторжению?!

Первый роман довольно интересен и неплох, но было заметно, что он явился как бы введением в фэнтезийный мир Земного круга. Позже я узнал, что через два года после выхода роман номинировался на престижную премию Джона В. Кэмпбелла - премию, которую выдают талантливым дебютантам в области фантастики и фэнтези.

Основные его цитаты:

"История сплошь завалена мертвыми телами хороших людей."


"Какой поэт написал, что нет боли мучительнее, чем боль разбитого сердца? Сентиментальная чушь. Ему стоило бы побывать в королевских тюрьмах."


"Каждый человек находит себе оправдание, и чем более подлым он становится, тем трогательнее у него история."

Разогрев аппетит, я принялся за второй роман трилогии - "Прежде, чем их повесят".

Второй роман Джо Аберкромби из цикла "Первый закон" - "Прежде, чем их повесят" (2007)
Второй роман Джо Аберкромби из цикла "Первый закон" - "Прежде, чем их повесят" (2007)

Нельзя не признать, что во втором романе трилогии автор явно учел и отзывы читателей и подчистил недочеты. Второй роман цикла сразу ушел в отрыв и я понял, что не зря познакомился с первым. К тому же меня сразу подкупило то, что автор в названии обыграл известную фразу немецкого поэта-романтика 19 века Генриха Гейне: "Мы должны прощать наших врагов, но не прежде, чем их повесят". Впрочем свою любовь к истории и классической литературе Аберкромби проявил и в названии первого романа цикла, поскольку оно взято из "Одиссеи" великого поэта-слепца Гомера, которое он также обыграл: "Клинок сам провоцирует насилие".

И прежде автор сыпал горсти черного юмора, надламывая образы идеальных фэнтези героев и кое-где осмеивая стереотипные линии подобных опусов. В этом же романе он разыгрался вовсю, буквально издеваясь над канонами фэнтезийных книг. Временами я отбрасывал чтение, умирая от хохота. Может показаться, что Аберкромби помешан на военной тематике и это некий гимн милитари. Но только к середине книги я понял, что вся эта грязь, кровь и кошмары человеческой бойни подробно и детально прорисованы автором совершенно для противоположной цели - показать ужасы массового уничтожения. А что же сюжет?!

Инквизитор Глокта ван Занд, бывший бравый полковник армии короля, а ныне - ветеран и инвалид войны, прошедший ад пыток в тюрьмах противника, получает почти невыполнимое задание: удержать осаду крепости Дагоска, которую планируют захватить мучители Глокты - гурки, заняв место главного инквизитора города заместо непонятно куда пропавшего предшественника. Распутывая змеиный клубок заговоров, в котором принимает участие и магическая составляющая, ван Занд рискует жизнью и карьерой практически на каждом шагу. Тем временем герои, уже известные по первому роману цикла - первый маг Байяз, прославленный вояка и бывший слуга Бетода Логен Девятипалый, офицер армии короля Джезаль дан Луфар и воинствующая южанка Ферро - отправляются в странный поход почти на край света, преодолевая и беды, и препятствия и ряд лишений...но, для чего?! Тем временем самозванный правитель севера Бетод столкнулся в битвах с объединенной армией Союза и победа, без сомнения, за последним...или же это всего лишь видимость контроля?! Победа в руках судьбы и она яростно раскачивает чаши весов...

Основные его цитаты:

"Бесстрашие — это похвальба для дураков. Не знают страха только мертвецы — или, может быть, те, кто скоро станут мертвецами. Страх учит тебя быть осторожным, уважать противника и во время ссоры держаться подальше от острых предметов. Все это очень полезно, поверь мне. Страх поможет тебе выйти живым из переделки, а это лучшее, на что можно надеяться в любой драке."


"Когда кто-то слишком долго ходит между жизнью и смертью, он начинает чувствовать себя живым, лишь когда смерть дышит ему в затылок"


"В прошлом остаются только друзья. Враги всегда следуют за тобой по пятам."

Второй роман по его завершению меня тут же перебросил к третьему - "Последний довод королей", название которого также является цитатой известного французского короля Людовика XIV, короля-солнце: «Ultima Ratio Regum» - "Последний довод королей", выведенной на пушках французских армий тех лет. Впрочем, историки полагают, что впервые такую задумку осуществил именно кардинал Ришелье, тот самый красный кардинал из романов Александра Дюма-старшего о мушкетерах.

Третий роман Джо Аберкромби из цикла "Первый закон" - "Последний довод королей" (2008)
Третий роман Джо Аберкромби из цикла "Первый закон" - "Последний довод королей" (2008)

Итак, старый король внезапно умирает и притом в самый разгар схватки с правителем севера и узурпатором Бетодом. Дело касается выборов нового венценосца и инквизитор Глокта ван Занд всеми правдами и неправдами продвигает своего кандидата на трон. Электоральные технологии позднего средневековья также полны интриг и неожиданных поворотов, как и в современности. Тем временем легендарный воин Логен Девятипалый возвращается на север для того, чтобы вступить в ожесточенную схватку со своим бывшим хозяином и работодателем Бетодом, поскольку им движет месть. Все точки над i будут поставлены и судьба Союза и севера разрешится на долгие годы, но справедливо ли?! И есть ли вообще справедливость в таком мире?!

Третий роман цикла превзошел все ожидания. В яростной схватке люди гибнут, как мухи, наполняя повествование глубоким драматизмом. Интриги достигают пика развития: игроков во власть то подбрасывает вверх, то они внезапно теряют чины, звания и статусы. Да и сами герои - скорее антигерои. И это факт.

Но читать это интересно и подобное чтение захватывает именно потому, что тут куда больше связей с реальностью, нежели в книгах с надуманными идеалами и историями, высосанными из пальца. Аберкромби, его трилогию можно смело отнести к темному фэнтези. А по степени чернушности она, пожалуй, даже похлеще фэнтези-романов Джорджа Мартина. Тем не менее это весьма интересный цикл книг, хотя и чтение не для всех!

Читайте хорошую литературу и всех Вам благ во всех Ваших начинаниях!

Основные его цитаты:

"Ты знаешь, кто хуже злодея? Злодей, который думает, что он герой."


"Я учусь на своих ошибках. Только никак не могу научиться не совершать ошибок."


"Правила написаны для детей. Это война, а на войне есть только одно преступление — поражение."

"Если слишком долго притворяться твердым как кремень, можно сломаться, как солома"