Найти в Дзене
Extreme Sound

История одной пластинки: Saxon - Wheels Of Steel

С выходом второго альбома в начале 80-х Saxon указали путь будущему метала. Предыстория: История Saxon началась в 1974 году с образования группы Son Of A Bitch из Йоркшира. После череды перестановок в составе, группа в 1979 году подписала контракт с французским лейблом Carrere. К этому времени в составе были: вокалист Питер «Бифф» Байфорд, гитаристы Грэм Оливер и Пол Куинн, басист Стив Доусон (он и Оливер основали Son Of A Bitch) и бывший барабанщик Glitter Band Пит Гилл. Однако из-за возражений по поводу названия группы в США, пришлось переименоваться в Saxon. Дебютный альбом группы, спродюсированный Джоном Верити (с которым недолгое время играли Бифф и Куинн), был выпущен в конце лета 1979 года и считается одним из первых альбомов NWOBHM. Он не произвел фурора ни в мире, ни в чартах. Но сцена была готова к чему-то впечатляющему, а именно к их второму альбому, Wheels Of Steel. Wheels Of Steel – Вершина славы «Как я отношусь к этой записи? Очевидно, это классика. Но, более того, это с

С выходом второго альбома в начале 80-х Saxon указали путь будущему метала.

Предыстория: История Saxon началась в 1974 году с образования группы Son Of A Bitch из Йоркшира. После череды перестановок в составе, группа в 1979 году подписала контракт с французским лейблом Carrere. К этому времени в составе были: вокалист Питер «Бифф» Байфорд, гитаристы Грэм Оливер и Пол Куинн, басист Стив Доусон (он и Оливер основали Son Of A Bitch) и бывший барабанщик Glitter Band Пит Гилл. Однако из-за возражений по поводу названия группы в США, пришлось переименоваться в Saxon. Дебютный альбом группы, спродюсированный Джоном Верити (с которым недолгое время играли Бифф и Куинн), был выпущен в конце лета 1979 года и считается одним из первых альбомов NWOBHM. Он не произвел фурора ни в мире, ни в чартах. Но сцена была готова к чему-то впечатляющему, а именно к их второму альбому, Wheels Of Steel.

Saxon
Saxon

Wheels Of Steel – Вершина славы

«Как я отношусь к этой записи? Очевидно, это классика. Но, более того, это спасло нашу карьеру», — говорит Бифф со своим узнаваемым йоркширским акцентом. «Нужно помнить, что первый альбом был продан тиражом всего около 12 000 копий, в основном преданным фанатам Son Of A Bitch. И, честно говоря, он был не очень хорош. Поэтому Carrere ясно дали нам понять, что если мы не добьемся гораздо лучших результатов на следующей пластинке, то с нами распрощаются. Они не ожидали огромных продаж, просто хотели увидеть значительный прогресс. Так что мы с самого начала были под давлением».

Группу отправили в Уэльс, чтобы сочинить песни для альбома, и этот опыт оказался далёк от обычной рок-н-ролльной рутины.

«Это было очень странное время», — смеется вокалист. — «Наш менеджмент [Bleckner-Poxon] отправил нас в хижину в уэльских горах, дав нам около 15 фунтов на всех. Это было странное место, потому что мы были окружены кучей веганов, живущих в вигвамах! Мы постоянно издевались над ними, заказывая кучу мяса с доставкой. И вот мы сидим в хижине, а эти люди пялятся на нас из-за окна, совершенно ошеломленные».

Помимо заведения друзей среди местных жителей, Saxon действительно проделали колоссальную работу всего за несколько недель. Первые две написанные ими песни стали стержнем всего проекта: «Мы довольно быстро закончили Wheels Of Steel и 747 (Strangers In The Night). А потом все пошло как по маслу. К концу мы поняли, что поймали волну. Песни, которые у нас получились, были не просто лучшими из того, что мы могли сделать, но и идеально подходили для того времени. Думаю, у каждой успешной группы бывает момент, когда они просто «попадают в струю», и у нас это случилось в Уэльсе!

-2

«Сама песня «747…» часто понимается неправильно. Меня спрашивали, не об авиакатастрофе ли она. Нет. На самом деле это две истории, связанные воедино. Одна – любовная история о двух незнакомцах, которые встречаются где-то – в аэропорту, на вокзале, неважно где – а вторая – реальная история, которую я прочитал, о самолете, пытавшемся приземлиться в Нью-Йорке во время общегородского блэкаута в 1968 году. Я просто объединил их».

Но во многом самая трудная работа была еще впереди. Теперь им предстояло перенести эти песни в студию и вдохнуть в них жизнь.

«Мы знали, чего хотим, и это была та энергия, которая была у нас на сцене. Нужно было каким-то образом воплотить это в жизнь. Питер Хинтон, который подписал с нами контракт на Carrere, очень хотел спродюсировать альбом. А что мы понимали? Мы были еще очень наивны, поэтому все согласились. Лейбл дал добро, и мы отправились в Лондон, где оказались в студии Ramport Studios, которая в то время принадлежала The Who. Звукорежиссером Питера был парень по имени Уилл Рид Дик, над именем которого мы безжалостно издевались! Честно говоря, работа с Питером оказалась гениальным решением. Он дал нам именно то, что мы хотели. На альбоме не было кучи эффектов, он был сырым, живым и бьющим наотмашь. В нем был – смею сказать – настоящий панковский дух, который выделял его на фоне всего остального в то время.

«Прежде всего, это была громкая запись. В те времена, конечно, компакт-дисков не существовало, поэтому, если ты хотел, чтобы твой альбом был громким, на нем не могло быть больше 33 минут музыки. А потом приходилось проделывать кропотливую работу, чтобы сделать его максимально громким. Но именно к этому мы и стремились».

Несмотря на дисциплину в студии, Saxon все же находили время и для других занятий в Лондоне. Возможно, они были из Йоркшира – и их ласково называли Barnsley Big Teasers [в честь трека Big Teaser с их первой пластинки], но им не нужна была помощь, когда дело доходило до развлечений на грани фола.

«Каждый вечер мы уходили из студии и отправлялись в порно-клуб, стриптиз-бар или какое-нибудь питейное заведение, работающее после закрытия. Мы снимали девушек и вели их в пансионат, где жили – и устраивали групповуху! Серьезно, вот чем мы занимались», — объясняет Бифф, как будто удивляясь, что кто-то мог подумать, будто они просто пили чай с печеньем. — «Мы усердно работали и усердно развлекались!».

Но в итоге у Saxon получился альбом, пропитанный первобытным металлом. Это был пик формы… и чертовски громко!

747 (Strangers In The Night) вживую, 1983

«Ажиотаж вокруг пластинки возник еще до ее выхода. Дистрибуцией Carrere занималась Warner Bros, у которых были большие успехи с Van Halen, так что они знали, как продавать метал. Меня водили по заводу, где печатали Wheels Of Steel, и я был поражен тем, сколько копий они штампуют – казалось, миллионы. Было ощущение, что мы станем звездами – причем большими».

Для Saxon это был практически мгновенный успех. 2 февраля 1980 года они отыграли концерт в Electric Ballroom в Лондоне, где представили некоторые из своих новых песен в зале, который был заполнен меньше чем наполовину. Но уже через несколько недель этот квинтет стал едва ли не самой популярной метал-группой в Британии. «Все произошло так быстро», — говорит Бифф, все еще немного ошеломленный этим. «Настоящий прорыв случился, когда мы появились на Top Of The Pops. В те времена, если твой сингл был на подходе к Top 30, тебя приглашали снять клип во вторник – в пустой студии. Если к моменту выхода хит-парада в середине недели твой сингл попадал в Top 30, то ты появлялся в программе, которая выходила в четверг. Сингл Wheels Of Steel был на 33-м месте, когда мы снимали клип. Он поднялся на 21-е место, и мы попали в эфир [пиком стала 20-я позиция]. Вы не представляете, как сильно это изменило ситуацию. В один день мы были никем, на следующий день мы были все теми же никем, но уже засветились на ТВ!

«У нас был запланирован клубный тур, и вдруг очереди стали выстраиваться вокруг квартала. Это было потрясающе. В марте 1980 года мы также отправились в турне на разогреве у Nazareth, и почти на всех площадках был аншлаг – во многом благодаря нам. Nazareth знали об этом, хорошо к нам относились, а в последний день подарили бутылку шампанского в знак благодарности. Думаю, что сочетание всей той тяжелой работы, которую мы проделали в 1979 году, выступая на разогреве у Motörhead во время их тура Bomber, и появления на телевидении сделало свое дело. Настало наше время».

Однако у этой славы были и неожиданные, не совсем приятные побочные эффекты.

«Мне пришлось съехать из дома», — вздыхает певец. — «Моя девушка не смогла справиться с происходящим. Поклонники приходили к дому и пытались залезть по водосточной трубе. А однажды человек сорок стояли у меня в саду и скандировали Wheels Of Steel. Это было безумие.

«Знаете, когда ты появляешься на ТВ, все вдруг хотят услышать твое мнение по любому вопросу. Я только что нашел запись радиодебатов, в которых я участвовал в 1981 году, обсуждая хедбэнгинг с университетским профессором и полицейским. Полная чушь. Может быть, мне стоит включить это в качестве бонус-трека в будущий релиз. Честно говоря, если ты сам этого не пережил, то не можешь понять, как появление на телевидении может изменить твою жизнь».

Сингл 747 (Strangers In The Night) стал еще большим хитом, чем Wheels Of Steel, достигнув 13-го места, а сам альбом, выпущенный в феврале 1980 года, поднялся на 5-е место. Некоторое время Saxon были популярнее Maiden и Leppard.

На сегодняшний день только в Великобритании было продано более 250 000 копий альбома. Хотя какова бы ни была официальная цифра, реальная на 40 000 больше.

«Странная ситуация. Мы получили золотые диски за Wheels Of Steel и нам сказали, что на тот момент было продано около 160 000 копий. Но потом кто-то сказал, что на самом деле 200 000. Оказывается, где-то по дороге потерялись 40 000 копий. Они были проданы, но так и не были учтены в наших показателях продаж из-за чьей-то административной ошибки. Я же говорил, что вся история с этим альбомом какая-то дурацкая».

Хотите еще одно доказательство того, что этот альбом был немного странным? В 747… есть ошибка, которую так и не исправили…

«В один из дней во время записи в студии отключили электричество. У нас был резервный генератор, но он включился не сразу. В это время пленка на треке, который мы писали, немного растянулась – это было на 747… В результате, если послушать внимательно, барабаны и бас в какой-то момент немного замедляются. Это почти незаметно, но это есть. В те времена все писалось на пленку, и чтобы что-то удалить, приходилось буквально вырезать куски, что могло быть очень муторно. Поэтому мы решили это оставить».

Интересно, что бы на это сказали веганы из уэльских гор, живущие в вигвамах?

Что произошло потом…

Сильная рука закона

1980 год был, во многих отношениях, лучшим в карьере Saxon. И Wheels Of Steel, и последовавший за ним Strong Arm Of The Law (выпущенный в том же году) имели большой успех в британских чартах, последний достиг 11-го места. Они выступили на первом в истории фестивале Monsters Of Rock в Донингтоне (хедлайнерами были Rainbow, также на фестивале играли Judas Priest) и вместе с Motörhead на грандиозном концерте Heavy Metal Barn Dance в Стейффорд Бинг
ли Холле.

Только альбом Denim And Leather 1982 года смог сравниться с этими двумя в британских чартах, заняв 9-е место, в то время как в Америке их лучшим достижением стало не слишком впечатляющее 133-е место с альбомом Innocence Is No Excuse 1985 года.

Смены состава и лейблов не помогли им ни на родине, ни в Америке, и ранние надежды группы быстро растаяли. Не способствовало успеху и затяжное и грязное судебное разбирательство по поводу прав на название Saxon, которое велось между Биффом, с одной стороны, и Оливером и Доусоном – с другой.

Но, хотя дела и не пошли так хорошо, как обещали – Maiden и Leppard оставили Barnsley Big Teasers глотать пыль, умчавшись навстречу коммерческому успеху – тем не менее, они остались чрезвычайно популярными в таких странах, как Германия, Греция и Испания, где преданность старой школе никогда не угасала.

Сегодня, отметив свое 30-летие, Saxon в новом составе – Бифф, Куинн, Даг Скарретт на гитаре, Тим «Nibs» Картер на басу и барабанщик Найджел Глоклер – переживают новый всплеск популярности в Британии, им снова удается собирать аншлаги на концертах, пусть даже продажи их альбомов больше похожи на легкий ветерок в чартах, чем на штормовой ветер 1980 года.

Их влияние можно услышать у всех – от Hammerfall до 3 Inches Of Blood, от Stratovarius до (о боже!) Avenged Sevenfold.

Место Saxon в цепочке вдохновения

Nazareth

Razamanaz

[A&M, 1973]

Альбом, сделавший шотландцев знаменитыми. Полон гимноподобных песен и мощных риффов. Оказал огромное влияние на Saxon.

Motörhead

Bomber

[Sanctuary, 1979]

Грязный, пропитанный бензином рок-н-ролл. Слышно, откуда Saxon взяли свой байкерский грув.

Saxon

Wheels Of Steel

[Carrere, 1980]

Огненные гимны, мощное и яркое звучание – этот альбом сделал больше, чем что-либо другое, для того, чтобы привести металл в 80-е.

Iron Maiden

The Number Of The Beast

[EMI, 1982]

Дебют Брюса Дикинсона и пластинка, которая окончательно сделала Iron Maiden бесспорными лидерами.

Metallica

The Black Album

[Mercury, 1990]

Пластинка, которая сделала больше, чем любая другая, для того, чтобы подхватить знамя коммерчески успешного метала и привести его к многомиллионным продажам.

Hammerfall

Legacy Of Kings

[Nuclear Blast, 1998]

К концу 1990-х годов пауэр-метал – внебрачный сын NWOBHM – царил в Европе. И мало кто делал это лучше Hammerfall.

3 Inches Of Blood

Advance And Vanquish

[Roadrunner, 2004]

Металлическая бойня для XXI века – с Saxon в качестве приемных дедушек.