Подходит к концу показ сериала "Игры" (2024), посвященного истории организации и проведения Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Осталась одна, заключительная серия. Приберегу восторги для следующего обзора, а сегодня поговорим о недостатках сериала – замечаний за время просмотра "Игр" накопилось немало.
Особенности жанра сериала "Игры"(2024)
"Игры" – это спортивная производственная драма. Она посвящена закулисью Олимпиады-80, работе чиновничьего аппарата – Оргкомитета Олимпийских игр. Организация и проведение Олимпиады целиком и полностью лежит в зоне его ответственности.
Создатели сериала показывают работу Оргкомитета глазами главного героя – Игоря Зорина (Григорий Верник). Выпускника МГИМО устраивает на работу в престижное место отец (Алексей Серебряков). Он хочет, чтобы сын в конце концов повзрослел и взялся за ум. В случае с Игорем это означает, чтобы тот перестал критиковать страну, в которой живет, и сделал хоть что-нибудь для того, чтобы жить в ней действительно стало лучше.
Антагонисты Олимпиады-80 в сериале "Игры" (2024)
Так зрители получают возможность наблюдать за происходящим в Оргкомитете изнутри. Мы видим, сколько сложных вопросов приходится решать сотрудникам, на какие серьезные вызовы отвечать ежедневно.
Это и типичная офисная суета, характерная для неповоротливой бюрократической машины – например, в первой серии Игорю поручают сделать 15 ксерокопий документов, но он не может просто пойти с бумагами к ксероксу и распечатать все, что ему поручили, за 3 минуты. Выполнение поручения занимает полдня, потому что нужно получить несколько разрешений, поставить печати в разных отделах, и только после этого Игорь получит доступ к ксероксу, а другие дела при этом стоят. И так во всем.
Помимо бумажной волокиты есть проблемы и посерьезнее. Оргкомитету приходится отстаивать Олимпийские игры на самом верху, перед руководством Советского Союза. Не все в Политбюро одобряют проведение Олимпиады-80 в СССР. Л.И.Брежнев (Юрий Стоянов) сомневается, хватит ли у страны ресурсов: строительство спортивных сооружений, отелей для размещения гостей и т.д. потребует огромных средств, а любые Олимпийские игры долгое время оставались убыточными.
КГБ обеспокоено из-за возможного проникновения на закрытую территорию страны вражеских агентов, выхода внутренней информации наружу.
Кому-то просто не по душе вся эта кутерьма с Олимпийскими играми, которая отвлекает от более серьезных дел – главным противником Олимпиады в Москве показан министр Анатолий Бледнов (Игорь Гордин). Он прямо выступает против руководителя Оргкомитета Виктора Ходакова (Игорь Костолевский), ищет способы убрать его с должности, не гнушается доносами и интригами. Так, один из самых отвратительных персонажей сериала, комсорг Оргкомитета Виталий (Вячеслав Чеперченко), собирает для Бледнова компромат на Ходакова и других ответственных лиц.
Но главным вызовом для работы Оргкомитета становится международный бойкот, объявленный США и другими странами Олимпиаде в СССР после начала войны в Афганистане. На канале есть отдельная статья, в которой очень подробно разобран этот исторический вопрос, ссылку оставлю внизу.
После объявления бойкота сотрудникам Оргкомитета пришлось приложить поистине героические усилия, чтобы в кратчайшие сроки найти новых поставщиков спортивного оборудования, одежды и обуви для спортсменов, еды для гостей и пр., чтобы Игры не сорвались и были проведены на высочайшем международном уровне.
Им снова и снова пришлось обзванивать зарубежные спортивные организации и отдельных спортсменов, чтобы уговорить приехать на Олимпиаду, спасти прежние договоренности.
Несоответствие масштабов реальной и кинематографической Олимпиады
Таким образом, в сериале детально и очень глубоко освещен вопрос подготовки к Олимпийским играм. Подобной работы в отечественном кинематографе никогда раньше не проводилось.
Казалось бы, что не так? Если честно, мне не хватило самих Олимпийских игр, их масштаба. В сериале параллельно с судьбой главного героя рассматриваются линии второстепенных персонажей: фехтовальщика Владимира Быстрова (Максим Емельянов), гимнастки (Ангелина Мельникова), тяжелоатлета Дмитрия Сибирцева (Станислав Демушин), афганского борца Мухаммада (Торнике Квитатиани).
Мне понравилось, как собраны в сериале эти герои, как личное вплетается в общую задачу. Сценам со спортсменами отведено не так много времени по сравнению с главными героями, что объяснимо. Тем не менее картина складывается цельная, вопросов не вызывает.
Но мне не хватило массовых сцен, которые бы показали уровень решаемых задач и результаты титанических усилий, прилагаемых к их решению. При том, что Олимпиада - мероприятие международного значения, сериал остается камерным даже тогда, когда в нем показываются соревнования или такие значимые события, как Открытие Олимпиады.
Возможно, дело чисто в технической стороне съемок – например, в массовке: ты предполагаешь, что за таким грандиозным событием, как Олимпийские игры, стоит работа тысяч людей, в на экране видишь от силы несколько десятков.
Также присутствует определенное смещение акцентов: личное превалирует над общественным. Так, церемонии Открытия Олимпийских игр уделено меньше внимания, чем, например, походу в театр на Таганке на "Гамлет" с Высоцким.
По драматургическим законам, ставки в кино должны постоянно расти. Логично было бы предположить, что в сериале, посвященному Олимпиаде, самыми эмоциональными моментами будут Открытие и Закрытие Олимпийских игр, но по накалу эти сцены не дотягивают до многих других. Вернее, речь пока только про Открытие Олимпиады-80, Закрытие, видимо, будет в заключительной серии.
Операторская работа в сериале "Игры"(2024)
Еще одной стороной, вызывающей вопросы, для меня стала работа оператора (Михаил Дементьев). С одной стороны, в сериале присутствует очень тонкая стилизация под семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Удачная цветокоррекция, скрупулезный и точный монтаж современных кадров с архивной хроникой, когда невозможно понять, где заканчивается одно и начинается другое, необычные склейки – все это создает в сериале правдивую атмосферу, моментально переносит зрителей в прошлое и подключает к событиям, происходящим на экране.
С другой стороны, в "Играх" много ручной съемки, камера постоянно дергается, скачет – смотреть сериал тяжело. Такой вид съемки допустим как художественный прием, чтобы передать, например, неофициальный разговор, слежку, погоню, но когда смотришь кино вот так в постоянном режиме, это раздражает.
Ох, уж эти парики и линзы! Работа над образами героев в сериале "Игры" (2024)
Третий недостаток, о котором не могу не упомянуть, это внешний вид героев. Костюмеры и гримеры отлично потрудились над образами персонажей, но как же надоели эти ужасные парики, кочующие из проекта в проект! Они очень бросаются в глаза. Нужны или хорошие, или уже не заморачиваться с прическами.
Ну, и голубые линзы у главной героини, Ирины Светловой (Мария Карпова), тоже раздражали неестественностью. Без них было бы лучше.
В целом сериал Евгения Стычкина мне понравился, считаю его одним из лучших просмотренных в этом году, а то и за последнее время - дождемся финала. В ответе на вопрос, заданном в названии, - грандиозными или одиозными получились Олимпийские "Игры" у Евгения Стычкина, без колебаний выбираю первое.
А что скажете вы? Смотрите, нравится?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!
Обещанная ссылка:
Другие статьи по теме: