Наиболее ценные качества психической энергии, "из которых" происходит всё созидательное, светоносное, талантливое в деятельности и творчестве, нуждаются в воспитании. Это воспитание ценной психической энергии, о которой многие наслышаны, конечно, может быть обобщено в перечне известных педагогике понятий. И прежде всего это воспитание сердца, воспитание, которое, в случае работы в школе, обеспечивается "выдворением" из образовательной среды грубости, фальши, всего надуманного, искусственного, формального, неискреннего. Необходимо избавление детей от излишней соревновательности, но поощрение сотрудничества, взаимопомощи, искреннего интереса к знанию и творчеству.
Необходимо внедрение тех форм, которые дают детям возможность почувствовать радость в трудах, полезных людям. Это "избитое", но не осмысленное понятие "общее благо" – есть главный из "ключей" к талантливости: по-настоящему ценный "продукт" деятельности и творчества человеческого невозможен, во-первых, без огня самозабвенности, во-вторых, без соответствия деятельности критерию Общего Блага.
Понятие "общее благо" дискредитировано злоупотреблением им, но в нём – великая истина: психическая энергия, эта великая панацея и источник "чудес", проявляется только в условиях самозабвенности труда (подлинности любви к делу, к познанию, к избранному виду искусства и т.д.), и только при том, что эта деятельность соответствует Общему Благу (иными словами, служит становлению Человека в человечестве).
Школа. Не так трудно заменить формальные мероприятия, шумные и пафосные, исследовательскими, просветительскими проектами небольшого масштаба, в которых ученики и учителя могут работать вместе. (В школах искусств самая очевидная форма – это просветительские лекции-концерты классической музыки, причём камерные, когда можно достигать гармоничности "суммарной" психической энергии в аудитории).
Среди воспоминаний великого Д. Ойстраха есть его описание своего детского восторга от концертов для "обычных" слушателей. Великий скрипач говорил, что никогда не забывал того особенного чувства радости от ощущения, что их труд (детский исполнительский) нужен людям.
Заметим существенную разницу между радостью "нужен людям" и тенденцией "раскручивания" "талантов", в которой "утопает" система образования в искусстве. (В 20-м веке об опасности этой тенденции говорили многие выдающиеся музыканты, особенно Г. Нейгауз).
Игнорирование законов "огня" в человеке (психической энергии) – они же законы духа, законы красоты – приводит к "обнищанию" искусства глубиной и талантливостью, а жизни в целом – красотой.
Кстати, о "вундеркиндстве", со времён Моцарта не дающем покоя родителям и учителям способных детей: первый учитель Д. Ойстраха П.С. Столярский, воспитавший плеяду выдающихся скрипачей, говорил о своём талантливом маленьком ученике, что он, Давид, "не вундеркинд, а настоящий музыкант", тем подчёркивая глубину и гармонический синтез музыкальности, мышления и мастерства в своём ученике.
Итак, психическая энергия может и должна быть воспитуема – созданием соответствующих условий обучения, среды обучения. Среди наиболее важных условий воспитания высокой психической энергии – фактор ритма. Ритмичный труд даёт силу, чистоту и качественность энергии, гармонизируя центры человека, выявляя скрытые потенциалы.
Так, Учение Живой Этики говорит в качестве примера важности сознательного, добровольного ритмического труда о явлении "незаметных воплощений", когда вся жизнь посвящена выработке одного ценнейшего качества – ритмического труда. Это "высекающее огонь" качество человека является основой многих и многих преуспеяний, образования новых способностей.
Скажут, "ну что нового в ценности труда и роли трудолюбия", мол, "всем это известно". Да, известно, однако при непонимании, насколько явления ритма и труда связаны с глубиной человеческой природы, и насколько ритм и труд зависят от качества мотивации (общее благо и любовь – или своекорыстие и бесчестность), получается множество уродливых явлений воспитания и образования, разрушающих лучшие силы людей (не от этого ли невежества страдает сейчас школа, поглощая во множестве "псевдоактивностей" лучшие силы учителей и учеников?)
Кроме того, в процессе воспитания психической энергии прежде всего необходимо внимание к самой психической энергии, её проявлению, её качествам и индивидуальным особенностям.
Сейчас время утверждения энергетического мировоззрения, когда все прежние ценности осмысливаются и изучаются с точки зрения психической энергии, таким образом, проходя своеобразную переоценку, когда негодные методы и формы отбрасываются, а полезные при новом их осознании поднимаются на высоту нового, более утончённого качества.
Закончим словами из Учения Живой Этики о великой, неоценённой возможности, скрытой в ритмическом труде, искреннем и самозабвенном, а также о необходимости чуткости и внимательности к проявлениям психической энергии, которая есть и интуиция творческого действия, и чувство меры и правды, и в целом чувство истинности, столь необходимое во всём.
"…Если не будет развита восприимчивость, то человек теряет самый ценный аппарат. Но для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным" ("Братство", 48).
"Среди человеческих воплощений непременно найдёте воплощение, посвящённое ритмическому труду. Будет ли это какое-то мастерство, или музыка, или пение, или работа сельская, непременно человек будет воспитываться в ритме, который наполняет всю жизнь. Узнавая некоторые воплощения, люди нередко удивляются – почему они были как бы малозначащими? Но в них вырабатывался ритм труда. Это величайшее качество должно быть приобретено с борьбою и с терпением" ("Братство", 49).
Гореликова М.В.
Уважаемые наши подписчики и читатели, благодарим Вас за внимание, отзывы и "лайки"! Поздравляем с началом нового учебного года! Желаем настоящих успехов Вам и Вашим воспитанникам!