Такие понятия, как "гармонизация", если говорить образно, давно живут своей жизнью, выражая некий общий смысл, но, увы, удалённый от глубокого их значения, а точнее – от их значения в свете главной цели человека – развития сознания, или одоление бессознательности на более одухотворённых планах Действительности.
Смысл понятия "гармонизация" хорошо знаком музыкантам, один из предметов профессионального образования так и называется: "гармония". Но понятие "гармонизация" используется и в психологии, и в экономике, и, наверное, так или иначе присутствует в каждой из сфер деятельности.
И хотя все применения слова "гармонизации" сводятся к значению "согласования" ради достижения некоего равновесия и соблюдения логики развития процесса, всё же без критериев высшего порядка "гармонизация" (к чему бы ни применить понятие) легко может обернуться хаосом, разрушением без перспективы нового созидания.
Гармония и хаос – понятия-антагонисты, однако и "беспринципные" попытки "гармонизации" легко приводят к деградации – как только теряется "вертикаль" – Идея, одухотворённая цель искания "гармонии", в чём бы такое искание ни проявлялось.
Конечно, всё развивается, и новые ритмы жизни, конечно же, "ведут" и новые закономерности в процессе творческого "сочетания" "звучаний" – во всей широте смысла. Но как только "убирается" из координат искания задача Красоты (если это искусство) или задача Общего Блага – если это экономика и т.д., – то хаос в виде разложения всех лучших энергий в человеке (человечестве) быстро "вступает в права".
Поэтому можно сказать с уверенностью, что "гармонизация" (как и слово, от которого оно произошло – "гармония") имеет смысл только при активной "вертикали" устремления к идеалу. Так, вертикаль – стремление к большей красоте (она же благо и истина), при творческом "воплощающем" – "горизонтальном" выражении, – даёт благо эволюции: будь то эволюция выразительных средств в искусстве, или эволюция общественно-экономических отношений.
Так, во всём нельзя отринуть Идею Красоты как цель и как критерий. Но она, эта великая жизнедательная Идея Красоты (она же Идея Блага) всему придающая жизненность, смысл и ценность, так часто оказывается отринутой, и на этом отрицании делаются попытки "условно" развивать не только искусство, но и творчество во всех сферах жизни.
Чтобы псевдоразвитие не вытесняло процессы подлинного развития, улучшения, одухотворения, умножения тонкости и справедливости в жизни, надо среди всего прочего вернуть понятиям их утраченную "вертикаль" – их высшие значения.
Духовность – не "специальная" сфера религии, как многим удобно думать, но условие развития любой отрасли деятельности, условие жизни человечества – и это не преувеличение. Но современный выход из состояния цинизма мысли в отношении всех высоких понятий и смыслов – не в призывах к духовности, но в изучении психической энергии. Необходим научный подход (неважно, будет ли изучаться энергия "профессиональными" учёными, или отдельными добровольцами).
Как мы говорили в предыдущих статьях, всё проще, чем кажется: пусть во всём руководит эксперимент и исследование – методы науки. Пусть именно исследование покажет разницу в следствиях, в качестве энергий, – к примеру, в ауре людей и ауре помещения при разных типах воздействий, которые по современным меркам считаются гармоничными.
Сравним воздействие произведений музыки и живописи, исполненных по классическим критериям, с "современными", сравним исполнение классики в естественном звучании – и с усилителями звука; наконец, сравним влияние на ауру, "гармонию" ароматов при согласовании с разными аурами.
Множество разрушительных следствий может быть предотвращено, и, что ещё важнее, будет приостановлено распространение ложных теорий о том, что всё, что разрушает прежнее, является признаком развития. Очень часто это признаки именно разложения – разложения тонких энергий в человеке (энергий сознания и духовности), тех самых энергий, которые творчество в искусстве и во всех без исключения сферах деятельности призвано умножать, утончать, усиливая лучшие качества, в том числе качество распознавания отличия созидательных изменений от разрушительных, беспринципных и агрессивных по отношению к человеку.
И, как всегда, соизмеримости лучше всего помогает мысль о гармонии в Космических процессах, где непрестанное изменение является не уничтожением, но развитием на более высоких уровнях.
Космос – истинный идеал для человека. Неслучайно все древние понятия, такие, как гармония, гармонизация, произошли от значений, связанных с Космосом.
"Мост между Мирами основан на сгармонизировании всех тончайших энергий…" ("Мир Огненный" III,117).
"В разных религиях замечается особая гармонизация молитвенных напевов. Если сравнить древнейшие из них, можно отметить поразительное сходство тональных построений. Кроме того, можно найти замечательные общие ритмы, доказывающие, что составители этих песнопений глубоко понимали значение гармонизации. Невозможно приписать такое основное сходство простой преемственности. Можно понять, что на них воздействовал один Источник. Нельзя сомневаться, что единая всеначальная энергия Бытия будет давать однородные ритмы для одного вдохновения.
Поистине, зрячие могут широко находить подтверждение великого Единства" ("Аум", 564).
Автор статьи Гореликова М. В.