Вопросом о смысле жизни мы обычно задаемся или в ситуации острого кризиса, когда привычная жизнь рухнула и не на что опереться, или когда жизнь благополучно течет своим чередом, но постепенно нарастает внутренняя неудовлетворенность — как будто где-то по пути мы свернули не туда и с каждым шагом все больше удаляемся от направления, в котором должны идти. Что заставляет нас двигаться вперед, даже когда кажется, что смысл потерян? Делимся отрывком из книги психолога Ильи Латыпова «Один на один с жизнью» о том, почему мы поступаем так, а не иначе.
Почему люди делают то, что делают
Потеря смысла жизни происходит не сразу. Этому способствуют следующие ситуации:
- То, чем человек занимается, не приносит удовлетворяющих его результатов. То есть плодами его деятельности может воспользоваться кто угодно, но не он. Причем это касается даже ситуаций, когда человек намеренно что-то делает для других, но не получает никакого удовлетворения от того, что кому-то хорошо от его действий. Другой вариант подобной вечной неудовлетворенности — перфекционизм, стремление к идеальным результатам, обессмысливающее практически всю деятельность.
- Рутинный безрадостный труд, не имеющий какого-либо зримого и осязаемого эффекта (работа с унылыми бюрократическими документами, конвейер).
- Деятельность, которая идет вразрез с ценностями человека, но которой ему приходится заниматься.
- Деятельность, которая неспособна удовлетворить базовые потребности человека (например, тяжелая работа с мизерной зарплатой).
- События, в результате которых человек теряет то, без чего свою жизнь не представлял (семью, дом, родину, любимого человека).
Любая деятельность, которая не приносит нам морального и материального удовлетворения, приводит к потере смысла жизни и к эмоциональному выгоранию. Наступает ощущение, что мы — чужие в собственной жизни.
Дмитрий Леонтьев, много раз уже мною упомянутый, как-то спросил себя, почему люди делают то, что они делают. Какая логика прячется за нашей обычной жизнью? Ведь мы не размышляем постоянно о смысле жизни и существования мира. На вопрос «Почему люди делают то, что они делают, даже если это лишено для них смысла?» Леонтьев дает шесть ответов, выделив шесть логических моделей (мотиваций) поведения человека. «Потому что я хочу» — логика удовлетворения потребностей. Нами движут желания, потребности, импульсы, и именно они определяют то, что мы делаем. Это самая первая, уходящая корнями в младенчество, логика поведения. На этом уровне смыслом жизни остается исключительно «я хочу».
«Потому что он первый начал» — логика реагирования на стимул. Причина множества конфликтов в том, что кто-то сказал или сделал что-то не то и мы не смогли не отреагировать на это. Это тоже логика, связанная с импульсивным эмоциональным поведением, только запускает его не собственная потребность, а чужие действия, которые так и хочется назвать провокацией.
Характерная особенность разных агрессоров, совершающих акты насилия, — стремление объяснять это насилие тем, что их спровоцировали. Конечно же, позитивные «провокации» тоже бывают (то есть чей-то положительный пример вдохновляет нас поступить так же). Жизнь по такой логике управляется извне, а человек — исходящими из мира сигналами. Он неспособен дифференцировать их по степени значимости и игнорировать те, на которые отвечать не хочет. Выбора здесь нет в принципе. Только импульс, эмоции.
«Я всегда так делаю» — логика предрасположенности, стереотипа, привычки. Человек просто делает то, что привык, не задумываясь над смыслом своих действий. А привычка обычно перенимается у кого-то, часто у родителей. Лучше всего эту логику иллюстрирует фраза из старого анекдота: «А что, так можно было?» То есть человек внезапно обнаруживает, что есть и другие, более простые способы добиваться желаемого, которые очевидны для окружающих и которые он в силу стереотипов и привычек не осознает.
«Потому что все так делают» — логика социальной нормативности. Основа поведения, его главный смысл — соответствовать ожиданиям определенных социальных групп. «Все пошли, и я пошел». На всех людей оказывается сильное социальное давление, сколько бы они ни заявляли о своей «независимости от чужого мнения». Кто-то осознает, что постоянно живет с оглядкой на мнение окружающих, а кто-то этого может даже не замечать.
В эту логику вписывается и механическое воспроизведение традиций, не наделенное особым эмоциональным значением. Немало пышных свадеб состоялось не потому, что молодые жаждали устроить дорогостоящее застолье с толпой малознакомых родственников, тамадой и всем набором привычных традиционных ритуалов и игр, а лишь постольку, поскольку «так принято», «родные обидятся». Иногда в качестве компромисса выбирается еще более затратный вариант: сначала устраивается свадьба «для родственников», а потом «для себя». А ведь молодожены с удовольствием потратили бы деньги на путешествие вдвоем.
«Я это сделал, потому что для меня это важно» — логика смысла или жизненной необходимости. Эта логика поведения специфична для человека, ее нельзя встретить у животных. Причем не каждый человек следует ей. Логика смысла означает опору на собственные ценности, при этом человек осознает сложности, с которыми может столкнуться. Выбор, продиктованный собственными ценностями человека, оторван от сиюминутного «здесь и сейчас» и постоянно возникающих ситуативных эмоций. Мы можем испытывать страх, вину, стыд, неуверенность, но действовать, исходя из того, что важно лично для нас. Тяжелые переживания в этом случае не останавливают движения к желаемому, хотя для многих людей привычен вопрос, как перестать бояться и начать делать то, что считаешь нужным. И большое сопротивление у них вызывает другой вариант: «боюсь, но делаю». По меткому замечанию психолога Эмми ван Дорцен, «иногда люди, которые считают, что им трудно сохранять уверенность и быть настойчивыми, просто еще не нашли для себя ничего такого, за что стоило бы сражаться».
«Почему бы и нет» — логика свободного выбора. О ней мы говорили в предыдущей части. Этой логике мы следуем, когда понимаем альтернативы и свои желания и не поступаем импульсивно, а принимаем осознанные решения, учитывая возможные негативные последствия. Чем эта логика отличается от предыдущей? Тем, что мы можем пересмотреть свои ценности или даже отказаться от них, поступить не как обычно, а так, как считаем нужным в данный момент.
Все эти варианты логики поведения свойственны людям — никто не живет в соответствии с какой-то одной. Многим хватает первых четырех. Повседневный быт, управляемый желаниями, внешними стимулами, привычками и социальным давлением, является основой жизни каждого человека, включая меня, и я не вижу причин отзываться об этом с пренебрежением, как часто делают разного рода «духовные учителя».
Но в кризисных ситуациях (как в случае с внешними неприятностями, так и в том, когда человека перестает устраивать жизнь, которую он ведет) все эти варианты логики могут развалиться, перестать поддерживать. При тяжелой депрессии исчезает даже базовое объяснение «потому что я хочу», что уж говорить о более сложных мотивациях. И мы начинаем искать новые ответы, нередко обращаясь к пятой и шестой моделям логики поведения — поиску смысла и свободы.