«Что-то давно не было статей в рубрике «Именинники рекомендуют», - подумала я и решила подготовить материал ко дню рождения Рэя Брэдбери. Но, как говориться, жизнь бьет ключом, жаль, что иногда ключ разводной. Вот один из таких фортелей отвлек меня, и законченная статься без названия благополучно зависла в черновиках. 😊
Пусть день рождение автора было 22 августа, но узнать о мастерах, которые были примером для Брэдбери и чьими работами он вдохновлялся, я думаю Вам будет интересно.
«Я занимался имитацией всех своих любимых писателей», - как-то признался Брэдбери. Но я бы сказала, что при создании своей «Марсианской хроники» он вдохновлялся работами корифеев научной фантастики – Эдгара Райса Берроуза и Ли Брекетт. Оба этих автора переносили героев своих произведений на красную планету, создавая загадочный социум Марса, который волновал умы человечества 20 столетия. Если романы Берроуза принимались благосклонно, так как он являлся представителем сильной половины человечества, то Брекетт было намного сложнее пробиться в области научной фантастики, которая априори считалась мужским жанром.
Рассказ «Последние дни Шандакора» раскрывает те уступки, на которые пришлось пойти Ли, чтобы играть на мужском поле.
Качественно проработанный сюжет приключений ученого землянина в марсианском городе Шандакор изложен суховатым языком. В отличие от Брэдбери, в рассказе нет ярких красок. С каждой строчкой читатель глубже погружается в мрачную атмосферу красной планеты. Даже визуальное описание яркой рыночной площади в загадочном городе не передает дух восточного базара.
Несмотря на то, что произведения Брекет лишены ярких эмоций, в сам сюжет заложен глубокий смысл.
Джонросс – ученый с Земли, специализирующийся на изучении различных рас, проживающих на Марсе. Единственная его мечта – открыть новую расу и получить признание в комплекте с высоким креслом на кафедре Университета. В одной таверне он встречает загадочного человека, которого все избегают. Единственное желание этого человека – вернуться в родной город Шандакор и умереть вместе в ним: «Я побывал, наверное, во всех трактирах, какие есть в этой пыльной дыре под названием Барракеш. Везде одно и то же – меня больше нет. …. Мой народ … они были мудрее. Когда умрет Шандакор, мы все умрем, и не важно живы ли наши тела.»
Загадка расы незнакомца привлекла Джонросса и он предложил отправиться в Шандакор вместе. На подступах к городу исследователя ожидали неприятности – новый знакомы попытался его убить. В неравной схватке победил Джонросс, и после изучения мертвого тела он понял, что незнакомец не просто представитель другой расы – он представитель другого вида. Теперь путь ученого лежал только в Шандакор. Но неприятности не закончились. У стен города на него напали наемники, ограбили и отпустили в осажденный город.
Город встретил Джонросса новыми загадками – население есть, но его никто не слышит, он никого не слышит. Складывалось впечатление, что они находятся в разных измерениях. Но все было более прозаично – бурная жизнь города всего лишь проекция прошлого, а немногочисленное население прячется в теневой стороне города.
Жители Шандокора – высшая лига населения Марса, которые обладали знаниями и властью. Им поклонялись, им платили дань. Но любой тирании приходит конец – город окружили, перерезали водную артерию и город вместе с его жителями умирал. Джонросс для них лишний рот, который нужно уничтожить. Но его спасает молодая девушка Дуани и Джонросс становится хранителем машины-проектора.
Чем больше молодые люди общались, тем больше привязывались друг к другу. И Джонросс решил сломать проектор, чтобы показать Дуани неприглядный вид любимого города, за который они все умирают. Но этот поступок только ускорил смерть любимой. Как только иллюзия исчезла, она вместе с остальными представителями вида шагнула в Дом сна. Ведь для нее, как и для других членов древнего вида, важна была гордость и единение с родичами. А Джонросс, подталкиваемый своим эгоизмом понял это слишком поздно:
«Я сижу в своем Кресте в Университете, в том, которого я так жаждал, мое имя занесено в списки первооткрывателей. Я знаменит, меня уважают – меня, человека, уничтожившего величие целой расы!
Почему я не пошел за Дуани в Дом Сна? Я мог бы вползти туда! ….
Я хотел бы умереть вместе с Шандакором.»
А знакомы ли вы с творчество Ли Брекетт или она для Вас незнакомая звездочка на литературном небосклоне?