Не слишком ли зрелищно вся эта мрачная мистерия подана, не возникла ли здесь известная эстетика ужаса, кичевая живописность дьявольского наваждения. В принципе кино ужасов существует, хотя и не у нас. Должно быть, возникает у людей временами потребность посодрогаться, попугать самих себя в темной кинокомнате, но тот, ли это случай, когда речь идет о столь горьких и отнюдь не романтических материях».
Читаем «Спутник кинозрителя» 1989 года (№ 4):
«Я заметил, что авторы обзора в предыдущих «Спутниках» любят начинать свои предуведомления со ссылок на Феллини. Не желая отставать от коллег по части энциклопедизма, я тоже полез в его статьи, предварительно справившись по кинословарю: никакой подходящей цитаты не нашел, но узнал, что великий (как оказалось) итальянский режиссер недолюбливает критику... Право, не стоило прибегать к помощи заморских авторитетов. Наши кинематографисты в этом смысле ничем от Феллини не отличаются.
Потом я честно признался самому себе, что тоже не люблю критики по своему адресу, и таким образом немного приобщился к рангу великих.
Пойду уж в своей откровенности до конца: я и других критиковать не люблю. Была б моя воля, я только и делал, что хвалил, но ведь не напечатают же; панегирики, скажут, разводите разные. Так что это все они, редакторы, которые остроты требуют, виноваты. Нам-то, критикам, насколько легче бы стало жить. А то ведь как получается: за робкие замечания по поводу весьма несовершенного сценария, один писатель, очень, кстати, мною уважаемый, публично, через газету обвинил меня в некомпетентности в основах агротехники картофелеводства. А похвали я его фильм безоговорочно — да разве он сказал бы хоть слово, даже спутай я посевную с уборочной.
Сейчас мне предоставлена прекрасная возможность осуществить свою мечту, то есть расхвалить всех. Это тем проще сделать, что — может, мне просто повезло — в апрельском репертуаре есть три-четыре совсем неплохие ленты; Разве этого мало для месяца? А остальные? Остальные... Ну, да, остальные? Ах, остальные... Остальные тоже неплохие.
Раз есть, что хвалить, надо хвалить. Только принесет ли это желаемый результат — привлечет ли зрителей в кинотеатры? Общеизвестно, что самый надежный способ сделать фильму «кассу»— покрепче его обругать. Количество зрителей, растет прямо пропорции опально количеству отрицательных рецензий. Наш проницательный зритель думает: раз «они» ругают, значит, там что-то есть. Кроме того негативное отношение критики гарантирует фильму демонстрацию по телевидению. Совершить, что ли, доброе дело...
Но тут важно соблюсти условие: надо, чтобы картину критиковали дружно, все сразу, во всех печатных органах, вот тогда кампания но привлек четно зрителей в кинозалы может иметь шансы на успех. Нужен пример? Пожалуйста,— «Тайны мадам Вонг»..
Одинокий критикующий голос рискует остаться неуслышанным и непонятным, особенно создателям картины. А уж если, не дай бог, в прессе возникнет разноголосица, то и совсем могут заклевать: что ж это вы, дорогие товарищи критики, даже между собой договориться не можете, а туда же, о кинематографах рассуждать беретесь.
И остается у рецензента единственный выход — высказать свое мнение об увиденной картине откровенно и непредвзято. И у зрителя есть единственный выход — выслушав чужие мнения, составить свое, тоже непредвзято. Правда, для этого надо посмотреть картины. Желательно все» (кинокритик Всеволод Ревич).
«Трагедия в стиле рок»
«Фильм Саввы Кулиша начинается с продолжительной панорамы новых городских районов. Оператор снял их так, что выглядят они красиво: белоснежные здания на фоне голубого неба в окружении все облагораживающей зелени.
На какие же чувства должна настроить зрителей эта предваряющая картину выставка достижений заводов железо-бетонных конструкций?
Может быть, глядя на нее, кто- то подумает: если бы не появились в наших городах многочисленные «Черемушки», то не приобрела бы зримых очертаний мечта об отдельной квартире для каждой семьи, и очень многие из нас закончили бы жизненный путь в подвалах и коммуналках.
Можно посмотреть на панельный пейзаж и другими глазами, как на унылые, одинаковые, протянувшиеся на километры кварталы, которые своим казенным неуютом вызывают в человеке подавленность и тоску по утраченной красоте, по другой жизни.
Нет, я не собираюсь включаться в дискуссию о путях развития отечественной архитектуры. Я только хотел бы обратить внимание на двойственность восприятия этих кадров. И такую же двойственность — «с одной стороны», но «с другой стороны» — рождают многие эпизоды «Трагедии»...
Перед нами фильм о взаимоотношениях отцов и детей, о степени вины старшего поколения перед младшим, о тех катастрофических последствиях, которые вызвала у значительной части молодежи утрата идеалов, растерянность перед обнаружившимися сложностями окружающей их действительности. Наверно, вы обратили внимание: даже в пределах месячного репертуара появилась не одна подобная картина. И о наркотиках — она не единственная.
Этой долго замалчиваемой беды в кинематографе легче всего коснуться с помощью детективных схем, приводящих в финале к разоблачению зловещих мафиози — торговцев белой смертью. Отчасти против такого соблазна не устоял и С. Кулиш. Но в главном он поставил перед собой более трудную задачу — показать, как и почему молодые люди становятся наркоманами.
А уж внутри этой задачи самое трудное — не демонстрация результатов: рук, испещренных шрамами от уколов, изуверских радений, полной потери воли, и тупика в итоге, выход из. которого можно найти только в самоубийстве. Самое трудное — вникнуть в психологию подростка, делающего шаг в пропасть. Да, наверно, первыми срываются молодые люди, попавшие в тяжелые жизненные переделки и готовые на все, чтобы забыться хотя бы на время. Таков Виктор, паренек, раздавленный внезапно обрушившимся на него несчастьем — арестом отца по обвинению в хищениях.
Но этот ответ будет, конечно, неполным. То, что произошло с Виктором — трагедия, нет сомнения, но, пожалуй, еще большая трагедия происходит с юношами и девушками, у которых жизнь складывается вполне благополучно и вроде бы нет видимых оснований добровольно совать голову в петлю.
Объяснить их поведение куда мудренее, но, может быть, и важней, чем очевидные случаи. Такие персонажи тоже есть в фильме — приятели Виктора Генрих и Лена. Но вот их-то истории фильм не объясняет.
Почему они, не задумавшись и не сопротивляясь, пошли, как слепые котята, за негодяем-соблазнителем?
Должны же быть внутренние причины этой покорности.
И только ли отцы, не понимающие своих детей, виновны в случившихся трагедиях, как это настойчиво утверждается в фильме, И еще одно «с другой стороны».
Не слишком ли зрелищно вся эта мрачная мистерия подана, не возникла ли здесь известная эстетика ужаса, кичевая живописность дьявольского наваждения.
В принципе кино ужасов существует, хотя и не у нас. Должно быть, возникает у людей временами потребность посодрогаться, попугать самих себя в темной кинокомнате, но тот, ли это случай, когда речь идет о столь горьких и отнюдь не романтических материях.
Впрочем, я уверен, что именно зрелищность фильма привлечет к нему зрителей. «Трагедия в стиле рок» вряд ли будет нуждаться в рекламе, но это как раз тот самый случай, когда мнение критики и мнение зрителей, скорее всего, разойдутся достаточно кардинально. Но как бы там ни было, если фильм отвратит колеблющихся и укрепит стойких — режиссерские усилия не были потрачены даром.
«Отцы»
Салтыков-Щедрин заметил как- то: «Литературному исследованию подлежат не только те поступки, которые человек беспрепятственно совершает, но и те, которые он несомненно совершил бы, если б умел или смел. И не те одни речи, которые человек говорит, но и те, которые он не выговаривает, но думает. Развяжите человеку руки, дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встает не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной, в котором отсутствие стеснений, налагаемых лицемерием и другими жизненными условностями, с необычайной яркостью вызовет наружу свойства, оставшиеся дотоле незамеченными...».
Я не знаю, сознательно или повинуясь художественному инстинкту следует этому правилу сценарист Евгений Григорьев. Он обнажает подспудные, сокровенные чаяния и стремления своих персонажей, заставляет их высказывать скрытые мысли вслух, и не только высказывать, по действовать.
И в новой картине «Отцы», поставленной А. Сиренко, сценарист верен себе.
Не такой уж он дурак, этот водитель машины, чтобы столь откровенно рассказывать случайному попутчику о гнусном надругательстве, которое он учинил над девушкой. Однако он рассказывает, вовсе не заботясь о том, что выглядит в глазах собеседника законченным мерзавцем. Но ведь он и есть законченный мерзавец.
И главный герой, нет, не герой, главный персонаж фильма — молодой, преуспевающий карьерист Новиков — вряд ли стал бы так откровенно сообщать о подленьких приемчиках расправы со строптивыми комсомольцами-строителями даже возлюбленной, несмотря на весь свой цинизм, а может быть, благодаря этому цинизму.
И, наверно, каждый оскорбленный за свою дочь отец хотел бы посчитаться с обидчиком, вынашивал бы страшные планы мщения. Но едва ли можно считать типичным случай, когда эти планы обретают материальную осязаемость в виде самодельного обреза.
Но из-за того, что сценарист заставил своих героев высказаться до конца, нравственные конфликты между ними стали протекать обнаженно и яростно. В фильме точно обозначено время — конец хрущевского правления.
Сценарий был написан в те же 60-е, но ему пришлось двадцать лет дожидаться своего часа. Уже тогда автор и его герой, кадровый рабочий, фронтовик Дронов вступили в борьбу с распадом идейных святынь и моральных устоев, который и привел к эпохе застоя. Сам запрет сценария «Отцов» — тоже одно из проявлений этого распада.
В фильме есть совершенно «потрясный» вставной кусок — документальные кадры, запечатлевшие великосветскую забаву. Может быть, в них ключ ко всей картине.
Хрущев, Брежнев, Подгорный со свитой и высокий иностранный гость охотятся в подмосковном лесу на кабанчика и лося, заботливо подогнанных егерями под выстрелы. Честное слово, трудно придумать что-нибудь более обличительное, чем это зрелище. Смотришь и думаешь: неужели же тогда ни тог, кто снимал и озвучивал эту хронику, ни тот, кто заказывал и смотрел ее, не замечали фальши, показухи, иеинтеллигентности, «отсутствия стеснений» в происходящем? Да, не замечали, это наш сегодняшний, протрезвевший взгляд так беспощаден.
«Фонтан»
Если пересказать, нет, не сюжет, сюжета в обычном понимании в фильме «Фонтан» вроде бы и нет, но хотя бы эпизод за эпизодом, то у зрителя, не видевшего фильма, может сложиться впечатление, что он состоит из нагромождения фантасмагорических неправдоподобностей. И, действительно, где это вы видели композиторов, которые для обретения вдохновения летают между панельными домами на крыльях? Или бравых молодцов из ДЭЗа, посменно поддерживающих на могучих плечах обвалившуюся крышу, как атланты. Или...
Но очень скоро убеждаешься в том, что несмотря на всю фантасмагоричность происходящего, картина почти с протокольной точностью воспроизводит нашу действительность. Такой вот парадокс. Фильм разве что посмотрел на нее сторонним взглядом и громко рассмеялся над тем, что увидел. Скажем, взглядом старого кочевника, которого нашествие бесцеремонной цивилизации заставило покинуть привычную юрту и поселиться в городе у детей.
Если бы его зять, главный инженер Лагутин, знал, какие катаклизмы в их устоявшемся домоуправовском мирке вызовет приезд Берды Непесовича... Старику показалось недопустимым, чтобы посреди двора из прохудившейся трубы била струя горячей воды. Он немедленно предпринял решительные действия, а именно — перекрыл горячую воду. Стояли морозы. Тут все и началось.
Это повествование об униженных и оскорбленных городских жителях, которых ежедневно, ежечасно третирует неотъемлемая часть административной системы — сфера обслуживания. Но сосредотачивая свое внимание, казалось бы, на бытовых мелочах, фильм на самом деле замахивается на большее — на неприемлемость самой системы.
Судите сами: уже упомянутого Лагутина и техника-смотрителя Митрофанова никак нельзя назвать бездельниками, целый день они в беготне, в ругани, в закатывании очередных прорех. Но им и в голову не приходит прекратить катавасию самым простым способом — отремонтировав злополучную трубу.
Конечно, если бы эта светлая мысль им пришла, они бы немедленно перестали быть действующими лицами сатирической комедии. Но крайне опрометчиво сделать из этого вывод, что текущих труб у нас не замечают только в кинокомедиях.
Еще одна характерная черта жителей, над которыми поставлен эксперимент на выживание. Это их потрясающее смирение. Во дворе бьёт фонтан кипятка — замечательно, придем с тазиком, бельишко постираем. Из кранов грязь потекла — перебьемся. Отопление отключили — у костров на дворе погреемся.
Наивысшего накала это смирение достигает, если так можно сказать про смирение, в сцене голосования, когда затурканных женщин сгоняют в красный уголок и перед лицом некоего кретина из райисполкома заставляют поддержать инициативу по экономии энергии. И они единогласно ее поддерживают.
«Утреннее шоссе» — не первая экранизация романов Ильи Штемлера, даже собственно о таксистах ставится уже вторая картина по его сюжетам. Но если в некоторых из своих романов и фильмов писатель исследуем так сказать, «технологию» функционирования каких-нибудь крупных предприятий, преимущественно в сфере обслуживания,— «Универмаг», «Таксопарк», «Поезд»,— то в «Утреннем шоссе» профессия героя в общем-то решающего значения не имеет. Психологический перелом, произошедший во вполне взрослом, Зрелом мужчине, мог бы случиться с представителем любой профессии.
Правда, то обстоятельство, что бывший футболист Антон Клямин работает таксистом, служит ценовой для почти детективного разворота событий. Он оказывается втянутым в дела мафии, торгующей на*котиками, незаметно для себя, но вполне Неизбежно для зрителя. Теперь у него нет выбора. Альтернативой отказу в соучастии может быть только быстрая смерть, как это и случилось с его сменщиком.
А тут еще неожиданно заявилась взрослая дочь, которую он не узнал, и даже пытался за ней приударить. Так что, согласитесь, были причины крепко задуматься над своим благополучным житьем-бытьем и над некоторыми моральными ценностями; до поры до времени Клямин потребности в таких раздумьях не испытывал.
Выход, который находит герой из этой сложнейшей жизненной ситуации, лично мне показался излишне кинематографичным.
Зрители, которые посмотрят картину, поймут, что я имел в виду, а вот согласятся ли со мной — не знаю.
«Утреннее шоссе» — фильм не производственный и не детективный; он, как говорят, на морально-этическую тему. Проза И. Штемлера — с крепко сколоченным сюжетом, очень фактурная — легко поддается переводу на киноязык, и этот язык стал общим для сценариста и режиссера. И, конечно, дополнительную привлекательность фильму придает участие в нем одного из популярных актеров среднего поколения — Родиона Нахапетова.
«Враг мой»
О западной кинофантастике у нас говорят много плохого. И часто правильно говорят. В ней, бывает, проскальзывают недобрые, даже антигуманные нотки. Но идея американской картины «Враг мой» антивоенна, благородна и современна. Фильм утверждает, что разумные существа способны понять друг друга, способны прийти друг другу на выручку, способны по-настоящему подружиться, несмотря на принадлежность к различным расам, несмотря даже на состояние войны между этими расами.
Фантастика любит доводить ситуации до крайних пределов — военному-человеку в фильме противостоит тоже военный, но он — чешуйчатое, страшноватое на земной взгляд пресмыкающееся — дракон. Только что оба пилота сошлись в воздушном бою, сбили друг друга, однако остались в живых и оказались вдвоем на дикой необитаемой планете, населенной страшными хищниками. Два смертельных врага должны либо убить друг друга, либо найти общий язык, чтобы выжить. И они его находят.
Возможно тут вы вспомнили рассказ Б. Лавренева и кинофильм «Сорок первый». Действительно, параллель напрашивается, но сразу же предупрежу, что трагического исхода не будет, а к финалу самоотверженному герою удастся помирить между собой и враждующие планеты. Впрочем, до такого финала земным и неземным персонажам придется пройти длинный путь испытаний и приключений, поданных — как это принято в американской фантастике — с космическим размахом.
И все было бы прекрасно, если бы не два существенных обстоятельства. Во-первых, этот фильм стопроцентно вторичен. Его изобразительная сторона заимствована у пресловутых «Звездных войн» Дж. Лукаса, а содержательная — у одного из самых добрых и трогательных фильмов последнего десятилетия — «Инопланетянина» С. Спилберга.
Конечно, подражать хорошим образцам не возбраняется, но, может быть, еще лучше именно эти оригинальные работы покупать и показывать нашему зрителю.
О справедливости второго упрека вы сможете судить и сами. Фантастика хороша и оправданна только тогда, когда без нее обойтись нельзя, когда введение фантастических приемов придает жизненной модели такие выразительные силы, какие невозможно придать ей обычными средствами. Но ведь та же самая ситуация, разыгранная не между человеком и ящерицей, а между обычными людьми, смотрелась бы значительно лучше и переживалась бы куда острее. Вспомните еще раз «Сорок первый».
«Пурпурная роза Каира»
В апреле на наши экраны выходят новые фильмы двух выдающихся зарубежных режиссеров. Советские зрители свыклись с тем, что работы известных кинематографистов мира не видят вовсе или видят в последнюю очередь. А тут сразу два имени.
Режиссер (и сценарист) первого из них — Вуди Аллен — совершенно нетипичен для американского кино. Да он и во всем мире ни на кого не похож. Чем прежде всего и интересен.
Обычно В. Аллен сам играет в своих фильмах; мы для первого знакомства выбрали фильм, в котором он не играет. Ладно, все равно лучше, чем ничего.
В. Аллен перелагает на американскую действительность русскую тему потерянного маленького человека, который оказался лицом к лицу с жестким миром, чьи правила ему трудно даже понять, не то что выполнить.
Все, наверно, слышали определение Голливуда как «фабрики грез». Оно особенно было в ходу и особенно было справедливым в довоенные годы (грезы становятся ходким товаром в периоды экономических и прочих кризисов).
Именно в те годы и возвращает режиссер действие своего современного фильма. Тогда раз¬лад между мечтой и явью ощущался много острее, а в «Пурпурной розе Каира» В. Аллен довел его до крайних пределов.
На одном полюсе оказалась официантка из дешевого ресторанчика Сесилия — бедная, несчастная, забитая безработным мужем-пьяницей женщина.
На другом, экранном, конечно,— изысканное великосветское общество, изысканные туалеты, изысканные манеры.
И Сесилия много раз подряд смотрит фильм о похождениях обворожительного поэта и путешественника Тома Бакстера.
И тут случается чудо, возможное только в кино. Сбывается самая невероятная мечта героини. Тронутый верностью и восхищением Сесилии Том прямо с экрана сходит в зал и объясняется ей в любви.
Но очень скоро обнаруживается, что голливудские герои не очень-то приспособлены к реальной жизни, весь шик, вся бравада этого красавца мгновенно слетают с него на обыкновенных городских улицах.
Однако исчезновение Бакстера нарушило равновесие и экранного мирка. Фильм не может же продолжаться без героя. Продюсер, режиссер, директор кинотеатра в панике, а персонажи той ленты, из которой он сбежал, просто возмущены его неджентльменским поступком. Все, что можно было извлечь забавного из сложившейся ситуации, режиссер извлек. В конце концов, как вы догадываетесь, нарушители социальных границ были водворены на свои места. Том Бакстер — на экран, Сесилия — в кинотеатр, где началась демонстрация другой душещипательной картины.
«Мелодрама»
Недавно прочел в газете мнение «звезды» мирового экрана Жерара Депардье: «Мне жаль, что во всех французских фильмах уже почти нет хороших женских ролей, нет сюжетов, которые были бы посвящены теме — «Он — Она». Странно. Мне до сих пор казалось, что французы только про это и ставят фильмы.
А, может быть, прав прославленный актер? Может быть, неслучайно не менее знаменитый постановщик «Мелодрамы» Ален Рене (второй из двух выдающихся зарубежных мастеров, чьими картинами радует нас апрельская киноафиша) берет старую, написанную в 20-х годах пьесу и экранизирует ее, так сказать, в чистом виде, без всяких попыток переместить действие в современность. Зачем это ему понадобилось, ведь к прошлому обычно обращаются тогда, когда ищут в нем ответ на сегодняшние вопросы. Но какие там ответы можно найти, если эта камерная (две-три комнаты, три главных персонажа), замкнутая в рамках классического треугольника история могла произойти когда угодно — в 20-х годах XX века с таким же успехом, как в Х1Х-ом или XVIIl-ом веках. А в наши дни могла бы?
Не потому ли уходит в прошлое режиссер, что в суете окружающей его действительности он не находит примеров той настоящей Любви, которую следует писать не иначе, как с большой буквы.
К тому же, это любовь с первого взгляда, и тут уж всем становится понятно, что речь и впрямь идет о давних романтических временах. Ныне с первого взгляда возникают разве что непродолжительные романы. У героев этого фильма — истинные чувства, даже не чувства — всепоглощающие страсти, которые ломают их судьбы, доводят до состояния, когда и белый свет становится не мил.
Как известно, такая любовь даром не дается. Она способна принести своим жертвам все, что угодно, кроме одного — безоблачного счастья. А если кто- либо его и добивается, то драматурги и кинематографисты немедленно теряют к беднягам интерес. То ли дело, когда в разворачивающуюся драму врываются измена, ложь во имя целей благородных, попытка отравления, конечно же самоубийство и скрипичные концерты, которые герои начинают наигрывать друг другу в кульминационные моменты!
Вполне вероятно, что кто-нибудь из зрителей вознегодует на меня за то, что я слегка иронизирую над душераздирающими переживаниями несчастных героев «Мелодрамы». Может, потому и иронизирую, что вместе с режиссером скорблю об утрате таких страстей...» (Ревич, 1989).
Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997).
(Спутник кинозрителя. 1989. № 4).