18 июня 1815 года. Битва при Ватерлоо. В этот роковой день войска Наполеона потерпели сокрушительное поражение от союзных армий.
Чтобы обеспечить бегство императора и не дать вражеской кавалерии захватить его в плен, элитное подразделение Наполеона, Старая гвардия, вступила в последний бой.
Союзные войска во главе с герцогом Веллингтонским Артуром Уэлсли уже упивались своей победой, как вдруг поняли, что французы не намерены сдаваться.
«Поздравляю, сэр! Французы бегут в смятении. Эта победа при Ватерлоо войдет в историю, и имя фельдмаршала Веллингтона будет навсегда связано с ней» - воскликнул один из адъютантов.
«Вы слишком торопитесь праздновать, майор. Вот почему вы все еще в своем чине», - спокойно ответил Веллингтон. «Французы находятся всего в двух километрах от нас, и они не отступают. Взгляните в мою подзорную трубу».
«Конечно, сэр, это абсурд. Что может сделать эта маленькая группа солдат?»
«Мне следует быть более разборчивым в выборе адъютантов», - сказал Веллингтон с ноткой разочарования. «Те люди, о которых вы говорите, - ветераны итальянской и египетской кампаний Наполеона, его Старая гвардия. И я искренне надеюсь, что они образумятся, иначе погибнут еще больше людей с обеих сторон».
Вечером того же дня три батальона французской Старой гвардии под командованием полковника Пьера Камбронна выстроились в квадрат и начали дерзкую атаку на войска союзников.
Британские пушки и мушкетные выстрелы пронзали ряды французов, оставляя за собой разрушительный след. Однако, несмотря на непрекращающийся шквал, Старая гвардия раз за разом отражала контратаки союзников, их штыки пронзали противника насквозь.
В конце концов продвижение Старой гвардии застопорилось, но не из-за недостатка воли, а потому, что путь им преградили тела павших товарищей.
Британский офицер крикнул: «Храбрецы, сдавайтесь!». На это Камбронн дал легендарный ответ: «Гвардия умирает, но не сдается».
Личная гвардия Наполеона сделала свой выбор. Мгновением позже последний британский залп положил конец бою, и Старой гвардии больше не было.
«И я был прав, сэр. Эти французы устроили нам настоящий ад», - заметил адъютант.
«Вы не только плохой адъютант, но и не понимаете, что такое офицерская честь», - ответил Веллингтон. «Отдайте вашу шпагу».
«Но фельдмаршал? I...»
«Ваша шпага, майор. А теперь слушайте мой приказ. В атаку! В караул! Опустить знамена. Давайте почтим память врага, который доблестно сражался до самого конца. Они были настоящими солдатами».
В XIX веке Старая гвардия Наполеона редко участвовала в боях. Как правило, они оставались последней линией обороны императора, охраняя его. Однако летом 1815 года эти храбрые солдаты пожертвовали своими жизнями, чтобы Бонапарт не попал в руки союзников.
«Гвардия умирает, но не сдается». Эти слова полковника Пьера Камбронна были увековечены в истории. Сегодня они служат девизом многих гвардейских подразделений по всему миру.
Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской, а также делитесь своим мнением в комментариях.