Ярым поклонникам ужасов режиссер Осгуд Перкинс в представлении не нуждается. Его дебютная режиссерская работа Февраль(2015) для многих стала эталоном смешения таких жанров и стилей как: ужас,драма,артхаус, психологический, мистический.
Следующим его фильмом стал "Я прелесть, живущая в доме"(2016)Который прошел практически незаметно.
Снял он так же современное переосмысление сказки Гримм "Гретель и Гензель"(2020) Этот фильм получил чуть большее признание публики. Причем не только у поклонников ужасов, но и простых зрителей.
И вот его новый "Собиратель душ"(Longlegs)(2024). Который судя по хайпу, можно сравнить с первой высадкой американцев на Луне.
Перехайп обещал, что это чуть ли не самый страшный фильм, который видело человечество.
И в это охотно верилось. Ведь кадры из фильма, подправленные рекламной компанией, которая кажется, летела даже из чайных сервизов, не говоря уж о утюгах, не давали в этом усомниться.
Что же по итогу получилось, сейчас и попробуем разобраться.
По сюжету фильма молодая агент ФБР Ли Харкер расследует таинственные массовые убийства, продолжающиеся на протяжении 30 лет.
По жанрам мы будем наблюдать междухоррор, междудетектив, междутриллер,междудраму,междумистику.
Пара слов перед Разбзором.(Разбором/Обзором)
Многие любители творчества Перкинса побаивались, что режиссер этим фильмом скатится в мэйнстрим. Фильм действительно вышел с сильной массовой составляющей. Но одновременно с этим режиссер сохранил как свой стиль и почерк, так и метафоричность с аллегориями,добавив ко всему этому прикрытую злую насмешку. Об этом всем и будем говорить.
ДАЛЕЕ НАЧИНАЮТСЯ СПОЙЛЕРЫ!!!!!!!
И так. Начать хочется с того, что фильм вяшел явно не тем, чем казался на первый взгляд. Жуткие кадры, криповые диалоги, загадочные символы - все это лишь привносит свой вклад , на фоне всеобъемлющей щемящей напряженной болезненной атмосферы, в которую нас грамотно погружает Перкинс.
Самый первый 'звоночек' мы видим буквально в открывающем кадре. Строчки из задорной песни 'Get it on' исполнителей T.Rex.
Традиционно, туда вставляют какие то высокопоэтичные или философские речи. Запомним это.
Следующий отличительный момент - Образ Лонглегса. Нарочитая комичность во всем, разрушает лекало подобных образов антагонистов. Для многих это стало минусом. Лицо,больше похожее на неудачную операцию ботекса, то тут то там глупые моменты с кукуканием, запеванием в голос и многое другое. Это явно не хлоднокровный злодей из традиционных детективов/триллеров/краймов.
Концовка фильма так же многих оставила в недоумении. Победила ли агент Ли Харкер Лонглегса? Финал картины счастливый или нет? Почему с началом титров идет задорная песня из начальных строк?
Чтобы разобраться во всех нелогичных и непонятных моментах фильма, в первую очередь стоит вспомнить, что это отражение современной эпохи. Которая совмещает в себе элементы всех предыдущих эпох, при этом ищя свой собственный стиль. К элементам совмещения, среди прочих, относятся: серьезность и насмешка, ясность и неоднозначность, реальное и вымышленное. И многое другое.
Режиссеры сегодня вольны смешивать эти элементы в любой форме и содержании. Именно поэтому большинство современных фильмов выглядят непродуманными, незавершенными, нелогичными и т.д.
Просто потому, что конечная цель все чаще не создать обычный, понятный, традиционный фильм. А наоборот, попытаться создать что то, что может отличаться от всего сделанного раньше. Запутать зрителя, при этом не дав ответов, посмеяться над персонажами, зрителями, жанром в целом.
По другому это можно назвать Деконструкцией.
В своем новом фильме Перкинс старательно маскирует злобную ухмылку. Над главной героиней, над ожиданиями зрителей, да и над похожими фильмами. Лонглегс то тут то там издевается над Харкер. Высылает ей письма подсказки, ребусными речами подталкивает к продвижению расследования, ни от кого не убегает, когда его находит полиция. Самоликвидируется когда понимает, что его часть игры выполнена. Идеальный антиманьяк.
И до поры до времени все это кажется нелогичным и странным. Пока нам не открывается жуткая правда. Но даже узнав жуткую тайну своей матери, это совершенно не конец бед агента Ли.
Следующим ударом под дых будет убийство собственной матери и шефа.
И как будто этого было не достаточно, пули в пистолете кончаются, не давая ей уничтожить последнюю куклу...
А после финального кадра начинается задорная песня. Что в очередной раз может поставить зрителя в тупик.
И такой же момент можно увидеть например в фильме "Штормовое предупреждение"(2020). И точно так же почти никто не понял,что хотел этим показать режиссер.
Собственно, таким образом режиссер подталкивает нас к мыслям о фильме.
В образе Лонглегса смешаны интересные составляющие. С одной стороны четко виден момент черной магии с куклами. Однако, если слегка поразмыслить, то можно так же увидеть нечто иное. А именно НЛП(Нейролингвистическое программирование)
Злодей своими речами просто напросто сводит с ума жертв. В подтверждение этому момент 'аутопсии' куклы с железным шаром в голове, в котором если прислушаться, каждый услышит что свое. Гениальное смешение магии и психологии.
Сами образы кукол в фильме так же двояки. С одной стороны это явно куклы вуду. А с другой это аллегория на психологически подавленных жертв. Они застряли в другом времени и пространстве. Они не живут, а лишь существуют, дожидаясь своего часа.
Возвращаясь вновь к концовке, стоит еще раз отметить ее скрытый ужас, издевку и болезненную составляющую.
Все это время агент Ли Харкер была лишь куклой в лапах даже не Лонглегса, а самого Дьявола. О чем нам постоянно напоминают по фильму, являя его образы.
Избавившись от кукловода, наша героиня, скорее всего, никогда не избавится от травмы. О чем собственно и говорил злодей перед уходом: "Я буду везде, даже когда умру".
Сам Перкинс в интервью называет финал фильма Метафорой на поглощение злом. И, что очень часто, сам человек добровольно участвует в этом разрушении.
Очень четко сказано и показано.
В конце хотелось бы поделиться интересными заметками по фильму.
Заметили ли вы, что ГГ почти не спит весь фильм? Единственный раз, когда она по настоящему показана спящей - почти в самом конце, уже после того, как 'освобождается' от своей куклы. В связи с этим все события кажутся то ли сном, то ли явью.
На 32ой минуте, в доме очередных жертв, которые собирались в Диснейлэнд. Патологоанатом говорит, что телам по меньшей мере месяц. Однако, почти следующим кадром нам показывают семейного кота в боксе. Как он выжил месяц без еды?
Ну и вишенка на торте. Когда Ли Харкер проходит тест на психологическое состояние в самом начале. Ее просят называть первое, что приходит на ум сразу после появления картинки. После картинки перевёрнутой пирамиды, что было символом плана Лонглегса в фильме, она говорит: Отец.
Спасибо за внимание 🙂