Начинать регистрацию дома нужно ещё до того, как вы начали его строить. Рассказываем, как это сделать правильно, чтобы не пришлось обращаться в суд для легализации постройки.
С 2018 года собственникам не требуется получать разрешения на строительство дома или его ввод в эксплуатацию. Но вместо разрешений теперь есть уведомления. Собственник должен уведомить муниципалитет о начале и окончании строительства. Органы местной власти, в свою очередь, уведомляют собственника о том, что его дом соответствует (или не соответствует) действующим нормам.
ЭТО ВАЖНО!
Если вы начали строительство без подачи уведомления, это может привести не только к штрафам, но и к необходимости сносить дом. По сути, ваш коттедж может оказаться классическим самостроем. Регистрировать его придётся через суд. Поэтому лучше сразу позаботиться о соблюдении процедуры регистрации по правилам.
Если кратко, процедура ввода жилого дома в эксплуатацию выглядит так:
- Подаём уведомление о начале строительства с приложением документов на участок, схемы и описания будущей постройки.
- Если в течение семи дней муниципалитет не высылает нам уведомлений о том, что дом с нашими характеристиками на нашем участке строить нельзя, приступаем к строительству.
- Когда строительство завершено, отправляем в тот же муниципалитет соответствующее уведомление с приложением техплана от кадастровых инженеров.
- Если всё ОК, муниципалитет сам ставит новый объект недвижимости на учёт в ЕГРН. Но можно сделать это самостоятельно.
Далее пройдёмся подробнее по основным пунктам этой схемы.
Подача уведомления о начале строительства
Сначала нужно уведомить местные власти о том, что вы приступаете к строительству. Сделать это можно лично, придя в МФЦ, или дистанционно. В Московской области с такими уведомлениями работает Минжилполитика, куда можно обратиться с уведомлением онлайн через вот эту форму.
Для подачи уведомления вам потребуются:
- правоустанавливающие документы на участок;
- документы застройщика (если строите не сами, а обращаетесь в компанию);
- устное описание дома с указанием его площади и этажности;
- схема дома с привязкой к существующим границам.
Схему из перечисленного выше списка можно попробовать сделать самостоятельно, но лучше обратиться для её составления к кадастровым инженерам.
Обращение рассматривается в течение семи дней. Если ваши планы не противоречат законам и на участке действительно можно строиться, вы получите уведомление о том, что всё в порядке.
ЭТО ВАЖНО
Формы для письменного обращения разработаны Минстроем и утверждены его приказом от 19 сентября 2018 года. По ссылке можно посмотреть на сам приказ и перейти на приложение с нужной вам формой.
Завершение строительства и постановка на учёт
Полученное собственником уведомление будет актуально в течение десяти лет. За это время нужно построить дом. Важно, чтобы параметры постройки, которая получится в итоге, не отличались от тех данных, которые собственник указывал в первом уведомлении.
Когда строительство завершится, собственник снова должен обратиться в муниципалитет, сообщив о том, что дом возведён. К обращению, как и в первый раз, потребуется приложить правоустанавливающие документы. Кроме них, в обязательном порядке потребуется технический план нового дома. Этот документ составляют только кадастровые инженеры. В плане будет подробно поэтажно описано здание, отмечено его расположение по координатам.
На основе технического плана чиновники примут решение о том, можно ли проводить регистрацию дома или нет. Если вы придерживались схемы, которую отправляли в уведомлении о начале строительства, проблем возникнуть не должно.
Если всё хорошо, муниципалитет самостоятельно направит соответствующие данные в Росреестр для регистрации объекта недвижимости.
ЭТО ВАЖНО!
Если ваш участок находится за пределами населённых пунктов, то описанная выше процедура усложняется необходимостью получения справки от Роснедр. Без неё ваше уведомление могут даже не принять. А ещё могут потребоваться справки от Росавиации (если рядом аэропорт), Росрыболовства (если строимся в водоохранной зоне) или Лесхоза (если дом строится в лесу).
Как всё это получить и чем здесь помогут кадастровые инженеры, мы напишем в наших следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное.
Что в итоге?
Подача уведомлений - процедура довольно простая, если не требуется собирать дополнительные справки (от Роснедр, Росрыболовства и т.д.). Но, как это часто бывает, на старте строительства собственники не всегда знают обо всех проблемах, с которыми им предстоит столкнуться. Большинство скрытых проблем, связанных с получением разрешений и дополнительных справок, решаются. И решать их проще всего, если с самого начала всё делать правильно.
Для тех, кто только планирует строить дом, мы даже разработали отдельную пакетную услугу по вводу недвижимости в эксплуатацию. В рамках неё мы ведём весь процесс регистрации недвижимости от подачи первых уведомлений и сбора справок до получения итоговой выписки из ЕГРН. Обращайтесь, поможем, в том числе в сложных ситуациях.