Читаю сыну на ночь одну из любимых книг детства... Вообще, если разместить все произведения об Алисе Селезнёвой в условный хит-парад, то на первое место я поставил бы "Путешествие Алисы", то самое, что легло в основу мультфильма "Тайна третьей планеты". Второе - однозначно "Сто лет тому вперёд", у которого тоже есть известная экранизация...
Впрочем, так получилось, что книгу я прочитал раньше, чем посмотрел мультфильм (да, я был прошаренным ребёнком), поэтому "Тайна третьей планеты" показалась мне каким-то жалким огрызком, из которого выкинули интереснейшие истории про Пустую планету, головастов, бегающие кустики и много чего ещё. С удовольствием перечитываю. Приятно было вернуться в этот удивительный мир советского будущего без товарно-денежных отношений, где даже золотые самородки - просто экспонаты геологического музея и ничего более.
И вместе с тем бросается в глаза многое, чего я в детстве не замечал, а если и замечал, то не мог внятно сформулировать...
1. Парадоксы времени
В главе 12 "Такое печальное изобретение" рассказывается о планете Шешинеру, жители которой научились путешествовать во времени, с этим связан забавный парадокс: шешинерийцы сожрали весь запас ананасов на корабле "Пегас" В ПРОШЛОМ, потому что В БУДУЩЕМ Алиса уговорила капитана Полоскова простить им эти ананасы. Так сказать, съели на законном основании. И это понятно, НО!
Непонятно, какого рода были эти путешествия во времени? Возможны два варианта: первый - по типу "Назад в будущее", когда человек перемещается с помощью некоего устройства в прошлое/будущее и может встретить там себя (постаревшего/помолодевшего). Второй - по типу "Эффекта бабочки", когда человек путешествует во времени ментально и попадает в собственное тело (есть даже термин "сам-в-себя-попаданец"). Встретить другого себя у вас уже не получится, ибо нет никакого другого себя. Вы - это вы.
А что у Булычёва?
Как ни странно, оба варианта.
Сперва рассказывается, что человечки сами собой появляются в холодильнике с ананасами и исчезают, как бы это и выглядело в случае с первым, док-брауновским вариантом путешествия во времени. Затем говорится следующее:
И постепенно люди стали бояться будущего — туда никто уже не ездил. Зато все зачастили в прошлое. У каждого человека есть какие-то приятные воспоминания. И вот он отправляется в прошлое, чтобы еще раз пережить приятный момент. Потом снова едет туда же, снова и снова... До бесконечности.
А конкретно:
Я, например, теперь буду каждый день отправляться во вчерашний день, чтобы съесть ананас, который я съел вчера...
А как ты съешь этот ананас, если его уже лопает другой ты? Такой финт возможен только в одном случае: если ты попадаешь в собственное тело.
Поняли? Вот и я ничего не понял. Сложная штука эти путешествия во времени!
Да, чуть не забыл: в повести "Миллион приключений" Булычёв утверждает, что в будущее попасть нельзя, потому что его ещё нет. Но он вообще любил сам себе противоречить, писал об этом тут:
2. "Птица говорун отличается...
...умом и сообразительностью!" Так и хочется продолжить фразу, верно? Пожалуй, это самая крылатая фраза из "Тайны третьей планеты", но...
...В книге Булычёва этой фразы НЕТ. Да-да, та же история, что и со "Старым-добрым ультранасилием", и с "Элементарно, Ватсон!", и с "Мы строили-строили и наконец построили!". Ещё один случай, когда самая известная цитата из книги - на самом деле, из экранизации. А в повести о говоруне говорится прямо противоположное:
Но говорун продолжал петь, размахивая крыльями, потому что ответить он ничего не мог — говоруны не очень умные птицы.
А ещё в книге у говоруна две головы и корона (намёк на герб Российской империи?!).
Кстати, о птичках.
3. Птица со сверхсветовой скоростью
Не то, чтобы ляп, но очень уж фантастическое допущение.
— Чего не знаю, того не знаю, — сказал Крабакас с Баракаса. — Может быть, они водились именно на этой планете. Я слышал, что говоруны могут летать между звезд и всегда возвращаются к родному гнезду.
И в книге, и в мультике об этом говорят вскользь, пару раз, как о чём-то само собой разумеющемся. Ну, летает, мол, и летает... Серьёзно? Летать между звёзд? То есть, как минимум, со скоростью света? Ещё и безвоздушном пространстве? И ориентироваться в просторах вселенной? Ничего себе птичка! Просто сверхсущество какое-то. Биолог Селезнёв просто обязан был посвятить остаток жизни изучению этого феномена.
4. Безымянные капитаны
Как вы помните, сюжет книги крутится вокруг неких героических Трёх капитанов, число которых в мультфильме сократили до двух (что логично, ибо в повести Третий капитан не сыграл абсолютно никакой роли - так, лежал где-то на задворках без признаков жизни). Зато им придумали имена Ким и Буран, а в книге их звали просто Первый, Второй и Третий, что меня очень удивляло в детстве. Просто анекдот: "Ватсон, что у вас за имя такое - Доктор?!"
Впрочем, скорее всего, это не имена и не дружеские кликухи, а позывные, а это, всё-таки, другая история. Сразу вспоминаются небезызвестные "Первый" и "Девятый" из одного музыкального коллектива...
Хорошо, тогда такой вопрос: а как капитаны решили, кто под каким номером? Жребий кинули?
5. Зелёный слоник наш в оркестр пришёл
Просто забавный момент:
На наше счастье, на дороге показалась большая толпа коллекционеров, которые волокли упиравшегося зеленого слона.
Интересно, играл ли этот слон на трубе, про то, как плохо в клетке жить, как плохо есть проклятую еду?..
Не поняли шутку? Что ж, ваше счастье.
6. Такой себе предсказатель
Разумеется, "Путешествие Алисы" - это детская фантастика, написанная с огромным чувством юмора, отсюда все эти зелёные слоны и коровы с крыльями. Глупо было бы спрашивать, откуда на планете Блук земные насекомые в лице, цитирую: "муравьев, пчел, ос, комаров, бабочек, тараканов, шмелей и навозных жуков". Или почему инопланетяне играют в футбол и собирают марки. Да и вообще, искать какое-то подобие реализма.
Но... всё-таки смешно читать, как Булычёв представлял будущее в технологическом плане - как настоящее, только с космическими кораблями. Герои снимают на плёнку, пишут письма на бумаге, рассматривают распечатанные фотографии, читают бумажные книги... С другой стороны, кто в 1971 году мог предугадать, что всё вышеперечисленное уже через 40 лет можно будет делать с помощью телефона, без участия плёнки и бумаги?
Никто, наверное, даже писатели-фантасты. Собственно, тем они и отличаются от футурологов.
Вообще, прогресс всегда проявляется в мелочах, которых мы обычно не замечаем. Для меня, ребёнка 80-х, фантастика - что хлеб продаётся сразу нарезанный, и его не надо ножом пилить.
7. Загадочный продавец
Самый интересный и таинственный эпизодический персонаж повести - продавец невидимых рыб. В мультфильме он показан мельком, реплик у него почти нет, да и сам герой какой-то бесхарактерный, тогда как в книге он ведёт себя как истеричка и, откровенно сказать, поступает с Селезнёвым очень некрасиво, что даёт профессору полное право назвать продавца жуликом, несмотря на то, что последний дарит Алисе шапку-невидимку (тоже невидимую).
Кстати, в книге не раз и не два продемонстрирована антитеза "скептик - фантазёр". В роли скептика, или, если угодно, доктора Ватсона - профессор Селезнёв, который пытается осмыслить события с позиций логики, тогда как Алиса - Холмс, выдвигающий парадоксальные, но при этом стопроцентно верные теории. Неудивительно, что Алиса верит продавцу и получает в награду волшебную шапку, которая оказывается вполне себе действующей...
Получается, и невидимые рыбы тоже реальны, то есть продавец не пустым аквариумом торговал, вопреки мнению профессора! Поправьте меня, если я ошибаюсь, но насколько я помню, ни удивительные рыбы, ни шапка в других произведениях цикла не фигурировали, хотя по идее шапочка очень пригодилась бы Алисе в дальнейших приключениях... Откуда продавец взял эту шапку? Почему о ней больше никто не знает? Как много вопросов, как мало ответов...
Продолжение, возможно, следует, ибо книгу мы ещё не дочитали...
Всем спасибо! Добавляйтесь!
Ещё об "Алисе":