Найти тему

Исторический роман Дакия в огне. Третья часть. Под небом Перуна. Глава пятая (Дополненная версия)

Лишь только Мал и два его напарника благополучно добрались до Тамасидавы, и об этом узнал Драговит, как тут же князь пожелал с разведчиками встретиться, не дав им даже толком передохнуть и повидаться с родными.

Впрочем, их всё-таки прежде накормили и затопили им баню, чтобы они смыли дорожную грязь и накопившуюся усталость. Затем они переоделись во всё чистое и их провели в княжеский терем.

И вот, в палатах на втором этаже, разведчики предстали перед Драговитом.

Они приблизились к князю и поклонились ему в пояс. Князь спросил прежде всего Мала:

- Рассказывай! Что видел?.. Что узнал о приграничье?..

- Мы чудом выжили, княже…- ответил Мал.

- Вас пленили?

- Да!

- Но не язиги, получается?

- Почему же? Вначале мы попали в руки этих самых язигов. Мы по неосторожности переплыли Тиссию и к ним как-то по-глупому угодили. И что нас к ним занесло?! Нам не следовало проходить в их землю. Но потом уже воины Траяна нас взяли в плен. – Мал показал ссадины на запястьях рук и пояснил: - А язиги нас связывали и держали на своей стоянке. Они не зарезали нас только лишь потому, что в последний момент надумали продать в качестве рабов, но мы их перехитрили. А уже когда мы сбежали от язигов и направлялись домой, то случайно наткнулись на римлян… Однако это были какие-то особенные римские воины… Не природные римляне. Ты не представляешь, княже, какие они с виду!

- Ну и какие же? Сможешь их описать?

- Постараюсь.

- И-и-и?

- Траян привёл в Дакию всех воинов, которых только смог собрать. И мы оказались в руках у-у… Ты не поверишь, но они, эти римляне... они – чёрные.

- Чё-ёрные?!

- Во-во! Чёрные-пречёрные! Ну точно, как дёгтем перемазанные! Посмотришь на них и тут же оторопь берёт! Как будто это не люди, а оборотни какие-то. Те, что обитают на болотах с лешими и кикиморами. И прийти могут из потустороннего мира. И с которыми не может совладать даже владыка этого самого загробного мира Хорс! Они будто чёрные духи. И я не думал, что даже есть такие…

- Так сколько этих оборотней или чёрных духов?

- Примерно скажу…

- Ну-у-у… И сколько же их?

- Где-то около тысячи…

- А они точно люди, а не призраки?

- Точно-точно!

- А как они сражаются? И как вооружены?

- Оружие у них - римское. И сражаются они умеючи. Эти чёрные римляне – опытны в воинском деле. Тут ничего про это не скажешь.

Драговит много ещё о чём расспрашивал Мала и двух других его напарников. И, наконец, в завершении их разговора, спросил:

- А для чего Траян заслал этих чёрных как дёготь и очень странных воинов, так похожих на оборотней или на чёрных духов, в глубокий тыл даков? Чтобы нам помешать прийти на помощь Децебалу?

- Ты скорее всего прав, княже! – подтвердил предположение Драговита Мал.

И уже когда Драговит собирался отпустить Мала и его людей, один из разведчиков произнёс:

- Княже, разреши ещё кое-что тебе высказать?

Драговит жестом дал понять, что слушает.

Сопровождавший Мала разведчик, тот что был по моложе, продолжил:

- Перед самым нашим побегом, мы видели ещё одного карпа, который появился в отряде чёрных римских оборотней…

- А-ах, да-а-а…- поддакнул напарнику Мал. – Я совсем об этом забыл тебе сказать. Я на него тоже обратил внимание.

Напарник Мала тем временем добавил:

- И мне показалось, что этот карп не являлся пленником.

- Почему ты так подумал? – переспросил Драговит.

- Да потому, что его никто не связывал. Он передвигался по стоянке чёрных римлян свободно. И я его… я е-его, ка-ажется… всё же узнал…

- Кто он?

- Его зовут Жданом. И он – человек старейшины Хвалимира…

- Ты не обознался? Ты не мог всё-таки ошибиться? – переспросил озадаченный Драговит.

- Нет, нет! Точно! Хотя я его видел и издалека, но я его признал. Это точно был человек именно старейшины Хвалимира.

Драговита эта новость сильно не то что озадачила, а даже поначалу удивила, а потом и вовсе обескуражила. Но больше ничего не добившись от Мала и его подельников, Драговит их отпустил повидаться с родными.

***

О бастарнах, я думаю, читатель, тебе тоже следует кое-что рассказать.

И так, я уделю им немного внимания и сделаю отступление...

Бастарнов давным-давно поглотило безжалостное время. Но они не сгинули бесследно, а частью своей всё-таки влились в формировавшийся в Восточной Европе большой праславянский этнос.

Населяли они обширную территорию к северо-западу от карпов. В то время бастарнские племена располагались между одним праславянским племенным союзом, называвшимся карпским, и другим, более западным и северным, и известным римским и греческим писателям под именем венедов. Ну а сами бастарны, скорее всего, были кельтами с немалой примесью германской крови, и пришли они в северные отроги Карпат где-то в середине III века до новой эры из восточных областей Галлии.

Греческий писатель Плутарх так описывал этих бастарнов: « … все они до одного наёмники, люди, не умеющие ни пахать землю, ни плавать по морю, ни пасти скот, они опытны лишь в одном деле – сражаться и побеждать врага… Бастарны физически развитые и чрезвычайно рослые, и они возвышаются над всеми, как колонны, и на диво ловкие и проворные…»

Бастарны были облачены в свои кольчужные доспехи и вооружены были кинжалами, длинными мечами и секирами. Секира была их национальным оружием, как, например, та же сика у даков. Однако среди пришедших бастарнов были не только пешие воины, но и всадники. И всадников насчитывалось несколько тысяч.

У бастарнов было два предводителя. Их возглавляли вождь племени пиквинов Клондик и вождь костобоков, другого уже их крупного племени, Делдон. А ещё тут были воины и из других бастарнских племён: преимущественно из анартов, атмионов и сидионов. Всего в итоге бастарны привели за собой почти одиннадцать тысяч опытных бойцов (именно столько набралось среди них добровольцев, желавших поучаствовать в войне с Южной империей).

Сказать откровенно, Драговит не ожидал, что с такими силами заявятся бастарны, а, следовательно, готовая к выступлению соединённая армия северных племён, не желавших, как и даки, склонять головы перед безудержной экспансией Рима, превысила ожидаемую численность довольно-таки значительно.

Перед общим выступлением князь карпов собрал у себя всех военачальников союзной армии, а также здесь были воевода карпов Ратибор, старший сын князя Воислав и верховный жрец и по совместительству волхв-предсказатель Богумил.

К этому времени Драговит уже точно знал, что старейшина Дулёбов, коварный и двуличный интриган Хвалимир, встал окончательно на путь измены, и ему даже удалось установить связь с Южной империей и начать действовать на её стороне.

- Для нас самый удобный путь в Дакию проходит через перевал Орлиный, - произнёс князь карпов. – Но этот путь уже не является свободным. Его перекрыли. Это сделали римляне… И вот я хочу посоветоваться… Как нам теперь поступить?

- А сколько этих римлян, которые заняли перевал Орлиный? – поинтересовался предводитель склавинов, старый Божен.

- Примерно тысяча… - ответил Драговит.

- Хм-м-м… Тысяча? Всего-то? Так это же и не так много, - несколько пренебрежительно по этому поводу высказался склавин.

- В общем то можно сказать, что и немного, - подал голос старейшина карпов, чернявый полугрек Градибор, - однако перевал Орлиный – довольно-таки узкий и труднодоступный, и римские оборотни, которые его преградили, явно к его обороне основательно уже подготовились. И они нас там ожидают.

- Ха-а, но есть же и другие пути на Юг, в царство даков… - высказался рыжебородый увалень, бастарн Клондик.

- Есть, - согласился с бастарнским вождём князь Драговит. – Их не один, и не два… Только другие пути в два - в два с половиной раза длиннее, и пока мы к ним подойдём, там вполне может уже выпасть снег. И тогда… Если выпадет снег, да ещё если выпадет сразу глубокий, как иногда бывает, и заметёт перевалы, то то-огда эти перевалы станут совсем не проходимыми…Даже для пеших.

- Предлагаю всё-таки направиться к перевалу Орлиному…- высказал своё мнение воевода Ратибор, - нас уже свыше тридцати пяти тысяч, а чёрных римлян-оборотней на перевале – намного меньше… Мы можем смести со своего пути их… Я уверен, мы прорвёмся!

В конце концов, мнение, которое высказали воевода Ратибор и князь Драговит, возобладало, и союзная армия северных племён приготовилась к выступлению.

Однако прежде чем выступать, необходимо было сделать ещё одно очень важное дело…

***

Карпы, как и остальные праславяне, совершали свои жертвоприношения обычно либо утром, на рассвете, либо на закате. И время для этого выбирали только их жрецы. По каким-то только им известным приметам. Доподлинно об этих приметах никто из непосвящённых ничего не знал, так как они хранились в тайне.

На этот раз Богумил, Верховный жрец уличей и всего карпского племенного союза, выбрал поздний вечер. С его слов этот обряд можно было совершить только когда солнце окончательно сядет за горы. По обычаю, заранее были разведены десятки больших и малых костров. И вот, их огненные языки вырвались к небу и стали лизать наступавший на земную твердь мрак.

Событие намечалось неординарное и чрезвычайное, и поэтому Богумил объявил, что ограничиваться одними жертвенными животными нельзя. Придётся принести в жертву не только быков, но и людей. Причём не одного кого-то, а нескольких. Впрочем, что это будет так, многие из карпов уже догадывались. Обычно в таких случаях приносили в жертву пленников, но Богумил во всеуслышание заявил, что этого будет недостаточно.

И тогда карпы вынужденно бросили между собой жребий. И он выпал на трёх человек. На двух мужчин и на одну молодую женщину.

Среди тех, кому выпала эта прямо скажем нерадостная и роковая честь, оказался и только что вернувшийся из плена разведчик Мал.

Все, кому выпал жребий, приняли свою судьбу молча и с достоинством.

Им дали проститься с родственниками. Затем им позволили омыться, облачили их в длинные льняные рубахи и одели им на головы венки.

Ну и вот как происходило это жертвоприношение...

***

В центре капища была выставлена жертвенная ладья. И все трое карпов, которым выпал жребий, босиком и мертвенно бледные выпили специальный отвар и медленно-медленно взошли на жертвенную ладью.

Самым последним поднимался Мал.

Он на пол пути замешкался и обернулся, его взгляд встретился со взглядом супруги, которая была беременной и ждала очередного ребёнка, потом перевёл взгляд на дочерей, а их у него было три, и на престарелую мать.

И приговорённый Мал им всем прокричал:

- Прощайте, родные! Мы встретимся! Мы встретимся с вами обязательно! Уже в другом мире! Я буду вас там ожидать… А сейчас… Хорс придаст мне силы! Не переживайте за меня! Я смогу! Я приготовился!

При этом лицо Мала-разведчика было не естественно бледным.

Беременная супруга Мала перестала рыдать, закачалась и ноги у неё подкосились, и она рухнула на землю. Супруга Мала потеряла сознание.

Среди собравшихся ещё кто-то громко разрыдался. Скорее всего это была престарелая мать Мала.

У неё вообще от увиденного остановилось сердце, и она вслед за сыном ушла из жизни.

И только последние отблески заката погасли и непроницаемый мрак окончательно спустился с ближайшей Чёрной горы, как Богумил подал знак, и его помощники запалили жертвенную ладью.

Вскоре всех троих обречённых охватило пламя.

Жертвы тут же истошно закричали, однако пламя быстро поглотило несчастных.

Ну что же, по этому поводу, читатель, тебе сказать?

Таковы были традиции у наших далёких предков, тогда являвшихся язычниками и для которых были обычным явлением человеческие жертвоприношения. Как говорится: слово из песни не выкинешь!

И в самые тяжёлые и ответственные моменты наши предки приносили в жертву языческим богам своих соплеменников.

***

- Славься! Сла-авься Перун – бог огнекудрый! Ты посылаешь стрелы во врагов наших! Ты воинам храбрым – честь и суд! Праведен ты! И златорун! – разнёсся голос Богумила над всей округой.

Помощники Богумила поддержали главного жреца. Они, что есть мочи, прокричали вслед за ним:

- Ты воинство ведёшь наше по ратной стезе! Ты наполняешь воев храбростью, волей и стойкостью!

- Придай всем нам своей силы и решимости! – вновь послышался голос волхва и ведуна, верховного жреца карпского племенного союза.

Все дружинники и остальные воины, собравшиеся на капище и вокруг него, сняли головные уборы и шлёмы, и в едином порыве преклонили колени и повторили последние слова за волхвом Богумилом…

И в заключении все они прокричали:

- Славься, Перун!!! Сла-а-авься!!!

Тьма окончательно взяла верх, но её по-прежнему в клочья рвали языки многочисленных костров.

Ну а что же из себя представляло капище Перуна, где всё это драматическое действо и происходило?

О нём я уже неоднократно упоминал, но на этот раз всё-таки хочу кое о чём обстоятельнее рассказать…

***

Это капище, как и полагалось, окружал частокол, и находилось оно на высоком правом берегу Данастрия. Ну а вокруг него раскинулась обширная дубрава.

Дуб считался священным деревом, и именно он посвящался богу Перуну, и поэтому карпы и посадили поблизости от своего главного общеплеменного святилища эти деревья. Они специально высадили дубы в виде целой рощи ещё за семь поколений до описываемых событий. Примерно тогда Перун и стал у карпов их главным богом.

Идол Перуна стоял в самом центре капища, и сделан он был из цельного могучего дерева, но голова бога-громовержца была серебряной, а усы и борода отливали жёлтым металлом, особенно ослепительно сверкавшим в лучах заходящего солнца, потому что их сделали из чистого золота.

Идолы Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Велеса, Мокоши и других богов были намного меньше и как бы составляли хоровод, взявший в кольцо грозного повелителя грома и молнии.

Следует сказать кое-что и о самой праславянской языческой религии…

Ей к тому времени уже было много-много столетий!

Первоначально она ничем не отличалась от религии остальных ариев, обитавших от Алтая и до равнин Восточной Европы, но после отделения праславян от основного арийского древа, их религия стала развиваться обособленно и, в конечном итоге, пошла своим неповторимым путём.

Произошло это примерно за II тысячелетия до новой эры.

Теперь главным богом у карпов уже являлся Перун.

Однако им он стал не сразу, а сравнительно недавно. Примерно век с небольшим назад. И встал он во главе праславянского пантеона богов лишь после того, как у карпов и венедов из привычных вождей начали выделяться правители, которых можно было бы назвать по-настоящему первыми князьями, и которые начали вокруг себя собирать дружины, состоявшие исключительно из профессиональных воинов. А для них, для князей и их дружинников, и потребовался свой особый покровитель.

Но вот до этого…

А вот до этого всё было несколько по-иному…

***

Следует знать, что наиболее древним богом у праславян - и поначалу самым главным в их пантеоне - являлся не Перун, и даже не Велес и не Сварог, а… Род.

Он повелевал всем сущим во Вселенной, и ему подчинялись все остальные боги. Он считался творцом и родоначальником всего. Род влиял на весь жизненный круговорот. А также он существовал повсюду, и не имел ни начала, ни конца.

Род управлял жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никто никогда не видел, а вот он видел каждого. От него нельзя нигде было скрыться. Корень его имени присутствовал повсеместно в речи праславян: рождение, родственники, родина, урожай, и ещё во многих других важнейших словах праславян присутствовал незримо этот древнейший их бог.

Как я уже сказал, Род на начальном этапе развития праславянской религии был самым авторитетным богом, и не только простые смертные, но и все остальные боги и богини из древне славянского пантеона ему беспрекословно подчинялись. Однако время шло и постепенно положение его стало понижаться. Он по-прежнему считался родоначальником всего сущего, явного и не явного, но постепенно на первые позиции выходить стали более молодые божества.

Ими по очереди успели побывать и Велес, и Сварог, и Даждьбог, но с установлением княжеской власти стал набирать силу именно бог громовержец и покровитель всех воев – Перун.

Обряд закончился под утро.

А уже следующим днём союзная армия северных племён двинулась на помощь дакам.

(Продолжение следует)

«Дакия в огне. Часть вторая. Дакийский самодержец» – Вадим Барташ | ЛитРес