Развитие бизнеса в виртуальном пространстве требует новых решений и маркетинговых инструментов, обеспечивающих быструю обратную связь от продавца к потребителю и наоборот. Чат-бот — это автоматическая версия менеджера, реагирующая на запросы потенциального клиента и выполняющая ряд задач, не требующих общения с представителем бизнеса. Виртуальный помощник полезен как для компании — снимает нагрузку с персонала, так и для пользователя — исчерпывающе дает информацию о продукте или услуге. Стоит ли его использовать для собственного продвижения? Давайте разбираться.
Преимущества чат-ботов и виртуальных помощников
Кроме автоматизации большинства процессов: обработки заявок, записи, получения информации, оформления заказов, запуск чат-бота для бизнеса имеет существенные преимущества:
- Круглосуточная обратная связь с клиентом. Это расширяет географию развития бизнеса и положительно влияет на имидж бренда, компании, ИП. Лояльность клиентов из-за возможности решить свои задачи очень повышается.
- Адресная реклама. Настройка чат-бота под конкретные запросы и портрет целевой аудитории рационально расходует рекламный бюджет, отправляя рассылки только тем клиентам, кто действительно заинтересован в продукте или услуге.
- Сбор данных и их анализ. Маркетинг — это не только продажи. Для дальнейшего продвижения важно понимать, кто заинтересован в продукте, на что обращены реакции, как это использовать в дальнейших рекламных кампаниях. Chatbot настраивается и на это.
- Увеличение лидов, конверсий и прочих целевых действий, ведущих к продаже. Многие клиенты не готовы совершить сделку из-за устойчивого мнения о навязчивости услуги. С «роботом» это взаимодействие идет успешнее.
- Мультиканальность. Виртуальные помощники внедряются на все площадки, включая мессенджеры и социальные сети. На сегодня самый популярный — это телеграм-бот. Его успешно используют каналы с многотысячными подписчиками и те, кто только начал развиваться.
- Отсутствие человеческого фактора и, как следствие, снижение количества ошибок. Искусственный интеллект отсекает «воду» в информации, точнее отвечает на вопросы пользователя и никогда не устает.
Простейший чат-бот онлайн настраивается самостоятельно. Это еще одно из преимуществ виртуального помощника.
Кейсы и примеры успешного использования
Чат-боты существуют в истории более полувека. Первый, Элиза, прародительница будущей Алисы, был создан профессором массачусетского университета Йозефом Вейценбаумом. Умные головы в течение долгих лет работали и продолжают работать над искусственным интеллектом, и теперь на основе этих алгоритмов создаются все более совершенные системы. Логично предположить, что родители рекламного дела — американцы, стали первыми, кто внедрил в маркетинговые инструменты еще и виртуальные. Среди них — Airways, Adidas, Netflix, Bloomberg и многие другие.
В России это:
- Операторы мобильной связи МТС и «Мегафон»;
- Сбербанк и Тинькофф Банк;
- Государственная система Госуслуги;
- Интернет-магазин Ozon;
- Мессенджеры Telegram и WhatsApp.
По оценке агентства Markswebb, пользование чат-ботами одобрено более 70% от общего числа клиентов компаний. И этот показатель постоянно растет.
Технологии и инструменты
Чтобы создать виртуального помощника требуется конструктор чат-ботов. Для этого есть множественные сервисы, платные и бесплатные, которые предоставят пользователям готовые инструкции, не требующие написания кода. Вот некоторые из них: Aimylogic, Microsoft Bot Framework, Dialogflow, PuzzleBot и многие другие. Прежде чем создать и запустить виртуального менеджера, необходимо проанализировать возможности конструктора:
- Интеграция с платформами — мессенджерами, соцсетями, веб-сайтами, мобильными приложениями.
- Интеграция с CRM, API и другими системами.
Владелец канала, желающий внедрить чат-бот на собственную площадку, может написать сценарий для помощника самостоятельно или привлечь к этому профессиональных разработчиков. Для начинающих предложены работающие шаблоны, которые стоит только подогнать под запросы и задачи бизнеса.
Ограничения и вызовы
К сожалению, пока не существует идеального маркетингового инструмента, который бы заменил живого человека полностью, и сделал процесс сделок полностью автоматическим — боты требуют совершенствования. Кроме того, есть ряд проблем, которые неизбежно придется решить с внедрением виртуального разума:
- Технические сложности – простейшие чат-боты годятся только для минимальных действий: приветствия, выдачи информации, оформления заявки или заказа. Для сложных диалогов и воронок необходимы разработчики, чья работа недешева.
- Пиратские атаки, негатив, хейтинг – обычно их наплыв случается на каналы с хорошей аудиторией для того, чтобы испортить репутацию, избавляясь от конкурентов. Для этого на канал необходимо ставить системы защиты, которые автоматически определяют вредоносных ботов и блокируют их.
- Правовые аспекты – главная опасность для потребителя состоит в передаче своих персональных данных чат-боту. На это не все согласны, поэтому при совершении сделки, пользователь должен быть предупрежден об их сборе, а владелец канала несет персональную ответственность за утечку.
Несмотря на сложности чат-боты продолжают создаваться и использоваться в мире бизнеса, принося своим владельцам прибыль и способствуя развитию предпринимательского дела. И это один из наиболее дешевых методов выйти на рынок, которые предлагают современные рекламные технологии и каталог промо-товаров. Не воспользоваться им, значит лишить себя продвижения. Создайте пробного помощника и убедитесь в его пользе. Всем удачных продаж!
#чат-боты #маркетинг #реклама #виртуальный помощник #chatbot #CRM #телегам бот