Найти тему
ДНЕВНИК ИСТОРИКА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРИКЛА ( Из истории древней Греции )

Перикл
Перикл

Как уже ранее говорилось с 443 года Перикл стал руководителем не только демократической партии, но и главой государства. Рассматривая внешнею политику Перикла следует обратить внимание на разно плановость этой области его деятельности. Внешняя политика Перикла начинается с того, что при нём т.н. Деллаская Симахия ( военный союз созданный в период греко-персидских войн), который до него существовал за счёт союзнических взносов превратился в Афинский морской союз. Этот союз был создан в 454 году до нашей эры. Именно создание Афинского союза и стало причиной того , сто Афины в дальнейшем усиливали свою военную мощь. Также необхадимо сказать, что одна из задач Перикла это усиление именно морского могущества Афин. Однако у Перикла были и другие задачи, которые он также хотел осуществить, помимо морского могущества он задумал совершить  сухопутную экспансию в центральной Греции. Был заключен союз с Аргосом и Фессалией, а также получены морские базы в Мегарах. [8] Но подобные действия привели к тому, что Греция ввязалась в конфликт с Пелопонесским союзом, и Персией. В период 459-450 годов афиняне воевали с Пелопонессцами с одной стороны, и Персами с другой. [9]  

Если же рассматривать внешнюю политику Перикла более глубоко, то здесь необхадимо выделить одну из основных её целей. Такая цель безусловно была это война со Спартой. А сама политика носила характер сосредоточения сил. Перикл в отношении внешней политики был против завоевательных планов, всячески стремился удержать афинян от завоевательных походов. В том числе и похода на Сицилию, которого хотели многие из окружения Перикла Плутарх так отозвался о тех, кто хотел на Сицилию это была по выражению Плутарха “несчастная и роковая страсть”. Что касается двух экспедиции Перикла в Херсонес, и Понт, которые произошли в 438-437 годах до нашей эры, то они также не были завоевательными. Первая из них была направленна на поддержку херсонесских греков, а также на укрепление за афинянами Гелеспонта. Вторая экспедиция в Понт, была преимущественно торговой. Одна их областей Греции-Аттика уже давно существовала благодаря поставкам хлеба из Припонтийских стран. Эти страны были и поставщиками в Афины важнейших продуктов, и ресурсов рыбы, леса, смолы, мёда. Необхадимо также отметить, что все страны, которые были в союзнических отношениях с Афинами, также имели торговые отношения с Припонтийскими странами. Поддержка Афинами нужна была для того, защитить греков от правителей Фракии, сама же экспедиция в Понт, должна была показать величие и могущество Афин на море. [10] В свой внешней политике Перикл больше всего опирался на мощный флот, численность его была около 300 кораблей (трирем), кроме того Перикл ежегодно устраивал боевые учения (манёвры), которые могли продолжатся по восемь месяцев. Такие частые учения позволяли афинянам всегда держать свой флот на готове, и внушать страх союзникам, и врагам. Надо, однако отметить, что Перикл не оставлял без внимания и развитие сухопутных войск. В его распоряжении находилось около 29000 тысяч солдат из них 13000 тысяч — это солдаты готовые к постоянным походам, конница состояла из около 1000 всадников, а также имелось около 1600 пеших стрелков.

Территория афинского государства по данным историка Аристофана включала в себя до 1000 союзных городов, они были разделены на 2 типа автономные, и не автономные. К автономным относились только три – это острова Лесбос Хиос , и Самос . Остальные же территории были с подчинением, и платили форос (налог), размер фороса по выражению Фукидида составлял 600 тал в год. Однако надо отметить, что налог при власти Перикла столько не составлял, и при первой же возможности уменьшался. При этом казна всего афинского союза была перенесена в Афины, и теперь находилась в распоряжении головы союза.

Что касается отношении с союзными городами то в них Афины стремились поддерживать демократию, однако вечные враги демократов аристократы всё время пытались спровоцировать, и пошатнуть демократическую власть, одна такая попытка произошла в 431-430 годах, когда восстал автономный остров Самос. Восстание произошло из-за ссоры острова Самос , и острова Милет, жители Самоса отказались выполнять требование афинян вызванной просьбой Милета решить спор посредничеством. Перикл вместе с частью своего флота, а именно с 40 кораблями решил отправится в Самос и отстранить аристократов от власти, ему удалось это сделать, и установить на острове полную демократию, но аристократы не хотели сдаваться просто так, они бежали в один из персидских сатрапов, и получив там поддержку отряд из семи сотен человек , ночью высадились на острове и победили демократов. Власти Афин узнав, что происходит на острове, решили направить туда Перикла с флотом из 60 кораблей, предстояло серьёзное военное столкновение, так как Самос был одним из самых сильных союзных городов, и имел свой мощный флот. Такая битва произошла у острова Трагии, в ней как писал Плутарх победу одержали афиняне, хотя их флот был намного меньше. Даже при помощи своих союзников (финикийского флота) восставший остров Самос не смог нечего противопоставить афинянам, эта победа целиком заслуга Перикла, и его военного мастерства. События на острове Самос показали, что афинский союз имеет брешь, и является не очень прочным. А вскоре после подавления этого восстания перед Афинами возникла новая угроза, угроза Пелопоннесской войны.

Также одной из задач Перикла было укрепление могущества Афинской державы на суше, и здесь основными его соперниками были Спарта, и Фивы. Возвышение Афин, и намерения Перикла к гегемонии на суше, решительно не устраивали Спарту, к тому же некоторые города Афинского союза хотели из него выйти и перейти в союз Пелопонесский где руководителем была Спарта. Также нужно отметить, что война между Афинами и Спартой началась из-за того, что Афины хотели увеличить своё влияние на Балканском полуострове, и в Сицилии. К тому же в 432 году из Афинского союза вышел крупный торговый город Мегара , Перикл сразу же объявил этому городу торговою войну, и закрыл для городских представителей все рынки , которые располагались в Афинских владениях. Города Делосского союза не имели права больше торговать с Мегарой , этот запрет нарушил условия тридцатилетнего мира между Афинами и Спартой , все последующие предложения со стороны Спарты прекратить торговою войну с Мегарой , Афины проигнорировали , а через некоторое время началась война. Как писал впоследствии Плутарх, именно Перикла считали “главным виновником войны”. [11]  В то время многие считали, что Перикл, начиная эту войну преследовал свои личные цели, об этом также писал Плутарх: “Когда же его популярность пошатнулась, он …. раздул медленно тлевшее пламя войны”. [12] Но у других историков в частности Фукидида были и другие взгляды на начало этой войны. Фукидид чательно проанализировал причины войны, и пришёл к выводу ,что: “ Афиняне своим усилением стали внушать опасения лакедемонянам, и вынудили их начать войну”.  

Спартанцы, зашли в Аттику, и думали, что афиняне вступят с ними в бой. Но Перикл, трезво оценив и проработав план, решил, что раз преимущество Афин, подступы к которым охранялись сильным флотом , в более сильном, чем у Спарты, экономическом потенциале, то победить Афины могут только если будут вести войну на истощение. Основной удар афиняне, по задумке Перикла, должны были нанести противнику с моря. По приказу Перикла при появлении спартанцев окрестные сельские жители со скотом и имуществом должны были укрываться за «Длинными стенами» Афин. «Граждан, которые требовали сражения и не могли выносить происходившего опустошения страны, он старался успокоить: он указывал им, что деревья … скоро вырастают, а воротить назад убитых не так просто» (Плутарх. Перикл, 33). Фукидид писал: «Перикл утверждал, что афиняне выйдут из войны победителями, если будут держаться спокойно, заботиться о флоте, не стремиться в войне к расширению своего могущества, не подвергать город опасности».

События Пелопоннесской войны постепенно развивались в пользу Афин. Афинский флот грабил и захватывал прибрежные территории Пелопоннеса, а афинские гоплиты под руководством Перикла опустошили Мегарскую область. Возможно, что в дальнейшем все шло бы так, как того хотел Перикл, если бы Афины не охватила эпидемия неизвестной болезни. Распространению болезни способствовало «скопление деревенского населения в городе, когда множество народа в летнюю пору принуждено жить вместе,... в тесных хижинах и душных сараях» (Плутарх. Перикл, 34). Переживший эпидемию историк Фукидид писал: «Столь свирепой чумы ... не было еще нигде... Всякое человеческое искусство было бессильно против болезни. Сколько люди ни молились в храмах, сколько ни обращались к оракулам и тому подобным средствам, все было бесполезно...» Покинуть город люди не могли: за его стенами находились спартанские войска.

Болезнь не оставила Афины и на следующий год, когда население Аттики вновь спасалось от спартанцев за городскими стенами. «Эти несчастья вызывали сильное раздражение афинян против Перикла» (Плутарх.Перикл, 35); его лишили должности первого стратега, но вскоре, не найдя кандидата, достойного занять место Перикла, афиняне вновь выбрали его на эту должность. Таким образом, на третьем году войны, в 429 году, когда Периклу удалось восстановить свей авторитет, а эпидемия стала отступать, заболел он сам и вскоре умер. Рассказывали, что, когда Перикл был уже при смерти, окружавшие его друзья «рассуждали о его высоких качествах и политическом могуществе, перечисляли его подвиги... Так они говорили между собою, думая, что он уже ... не понимает их» (Плутарх. Перикл, 39). Но Перикл, прервав речи друзей, сказал, что они забыли главную, самую важную его заслугу: никто не одел из-за него черного плаща.

Война длилась еще двадцать четыре года. Мир со Спартой, заключенный стратегом Никием в 421 году, был непрочным. Военные действия сопровождались ожесточенной борьбой демократии и олигархии внутри воюющих государств. Пелопоннесская война завершилась в 404 году полной победой Спарты. Афины потеряли свой статус независимого государства.