Один из самых известных представителей балетного искусства, уникальные природные данные которого в сочетании с актерским мастерством и потрясающей работоспособностью позволили ему занять почетное место на вершине мирового балета.
Знаменитые хореографы ставили спектакли специально для Николая Цискаридзе, потому что только он мог передать творческие и технические задумки авторов.
Он всегда желанный гость в качестве собеседника на интервью, участник жюри танцевальных конкурсов, ведущий на телевидении, педагог и просветитель. Благодаря своим профессиональным достижениям, эрудированности и харизме уже в таком молодом возрасте он стал легендой российской культуры.
Редчайший природный талант
У Николая Цискаридзе есть много интересных фактов в биографии, даже дата его появления на свет уникальна — 31 декабря.
Разве мог кто-нибудь знать, что пройдут годы, и именно в этот день, в свой день рождения, на протяжении двух десятилетий он будет исполнять партию принца на сцене Большого театра в балете «Щелкунчик»? Судьба?!
От природы нашему герою достались редчайшие данные для балета.
Так бывает: есть люди, которые уже рождаются с предрасположенностью к чему-либо. Но далеко не все таланты достигают высот, одних способностей мало, важны упорство, дисциплина и каждодневная работа. Цискаридзе трудился с малых лет, и никем другим, кроме как отличником, никогда не был.
Мама и няня сыграли огромную роль в развитии мальчика.
Цискаридзе очень любил свою няню Фаину Антоновну - Бабу - как он ее ласково называл. Няня очень много ему читала и научила рукоделию. Она часто шила и вышивала, маленький Коля смотрел, а потом и сам овладел этим навыком.
Мама, увидев вышитый сыном платок, пришла в ужас, она считала, что это неподходящее для мальчика занятие, он должен уметь пилить и строгать.Но в дальнейшем именно умение шить не раз выручало Николая.
Когда он учился в балетном училище, в репетиционных залах был деревянный пол, о который балетки цеплялись и очень быстро рвались. Хорошая обувь стоила дорого, и часто менять ее семье было не по силам.
Преподаватели же требовали опрятность и аккуратность во всем. Цискаридзе вечерами штопал свои балетки, да так искусно, что к внешнему виду его обуви никогда не было претензий.
А однажды на выступлении за границей кто-то подрезал резинки на его обуви (такое, к сожалению, часто случается в балетном мире). И вот тут-то умение шить как никогда оказалось кстати. Буквально за считаные минуты до выхода на сцену прямо за кулисами Цискаридзе сам зашил свои балетки, вспоминая добрым словом любимую няню.
Мама Ламара Николаевна открывала сыну мир искусства — с малых лет водила его на концерты, выставки, в театры, музеи, кино. Из Тбилиси они ездили в Москву на премьеры спектаклей, в родном городе не пропускали ни одних гастролей. Что-то Николаю нравилось больше, что-то меньше, но он впитывал все — много знаний не бывает.
Учеба
В первый год его учебы в балетном училище произошел забавный случай. Педагог Петр Антонович Пестов любил иногда поставить какую-нибудь музыку из классики, образовывал своих учеников.
А надо заметить, что Пестов относился тогда к Цискаридзе очень предвзято, частенько обижал его, даже издевался, называя обидными именами.
И вот Пестов поставил очередную запись, сопровождая это просьбой узнать не автора и название (он был уверен, что этого точно никто не угадает), а сказать хотя бы какая это опера: итальянская, французская или немецкая.
Прозвучал отрывок из оперы «Дон Карлос» в исполнении Марии Каллас. После прослушивания педагог стал по очереди опрашивать учеников, но никто не смог сказать ничего вразумительного.
Цискаридзе в это время тихонько тянул руку (это была любимая опера Николая, прослушанная им огромное количество раз). Пестов, наконец, его заметил и снисходительно разрешил ответить, мол чем ты нас тут сможешь удивить.
Какого же было его изумление, когда он услышал не просто, что это за музыка, а подробнейший ответ: «Джузеппе Верди “Дон Карлос”, 4-й акт, ария Эболи».
Это стало переломным моментом в общении Цискаридзе с Пестовым. Педагог был настолько потрясен, что вечером позвонил маме Николая с вопросом, откуда он все это знает. Мама ответила, что мальчик с трех лет ходит в театр, знаком со множеством спектаклей, может их спеть, станцевать и даже прочитать лекцию. А ведь Николаю Цискаридзе на тот момент было всего 13 лет.
Любопытство, трудолюбие и широта мировоззрения
Готовясь к любому спектаклю, Цискаридзе изучал все, что к нему относилось: литературные источники, биографии писателя и композитора, события, происходившие в то время. Такое погружение в материал помогало прочувствовать роль, представить на сцене тот образ, который становился понятен зрителю.
Вот это любопытство, жажда знаний, желание докопаться до истины стали отличительными чертами Цискаридзе.
Широта его кругозора продолжает удивлять и восхищать. У него три образования: хореографическое, педагогическое и юридическое. Причем юридическое он получал уже совсем взрослым, сев за парту с юными студентами, и окончил магистратуру с красным дипломом.
Сегодня Николай Цискаридзе — ректор Академии русского балета имени Вагановой.
Юридическое образование помогает ему разбираться в административных вопросах, решать организационные проблемы.
А свой профессиональный опыт он использует в педагогической деятельности, требуя от своих подопечных не только развития технических навыков, но и всестороннее погружение в историю, искусство, демонстрируя собственным примером, как важно быть культурным и образованным человеком.
Благодарим Вас за внимание! Подписывайтесь на наш канал! Здесь интересно!