Найти в Дзене
Navygaming Channel

Если идею молодого офицера услышал и поддержал президент ... (2)

Итак, в прошлой статье (прочитать можно ТУТ) мы познакомились с отдельными аспектами того, как американские военные моряки и кораблестроители в начале ХХ века шли по пути к созданию корабля, тип которого в дальнейшем был определен (на сленге) как "дредноут". Как мы выяснили, этот путь не был слишком простым, и что интересно - он не был "копипастой" британского опыта и взглядов, хотя информация имелась и из Туманного Альбиона, и из "Италии". В истории американского военного кораблестроения были свои "фишеры", "уоттсы", "нарбеты" и др. Лейтенант Мэтт Х.Сигнор, профессор П. Элджер, конструктор Дэвид Тейлор, лейтенант-коммандер Х.С.Поундстоун - вот те имена, которые "работали" над созданием "однокалиберного" линкора, который в итоге и привел к появлению первой "Саут Кэролайне". В основе данного материала работа Н.Фридмана "US Battleships. An Illustrted Desing History", к ней мы и будем постоянно обращаться. Итак, в результате первых работ по созданию линейного корабля вооруженного "только"
Итак, в прошлой статье (прочитать можно ТУТ) мы познакомились с отдельными аспектами того, как американские военные моряки и кораблестроители в начале ХХ века шли по пути к созданию корабля, тип которого в дальнейшем был определен (на сленге) как "дредноут". Как мы выяснили, этот путь не был слишком простым, и что интересно - он не был "копипастой" британского опыта и взглядов, хотя информация имелась и из Туманного Альбиона, и из "Италии". В истории американского военного кораблестроения были свои "фишеры", "уоттсы", "нарбеты" и др. Лейтенант Мэтт Х.Сигнор, профессор П. Элджер, конструктор Дэвид Тейлор, лейтенант-коммандер Х.С.Поундстоун - вот те имена, которые "работали" над созданием "однокалиберного" линкора, который в итоге и привел к появлению первой "Саут Кэролайне". В основе данного материала работа Н.Фридмана "US Battleships. An Illustrted Desing History", к ней мы и будем постоянно обращаться.

Итак, в результате первых работ по созданию линейного корабля вооруженного "только" крупнокалиберными орудиями главного калибра в американском флоте пришли к выводу, что предъявляемым требованиям соответствует именно 305-мм орудие (были сомнения и насчет 254-280-мм), а их количество должно быть не менее двенадцати. При этом мысли о "смешанных" батареях тоже не покидали и военных моряков, и инженеров-проектировщиков (и вскоре к ним опять попробуют вернуться). Однако требовалось выбрать не только количество и калибр орудий для нового корабля, были и другие параметры, как же без них. И вторым параметров была скорость корабля.

Броненосец "Коннектикут" - считался лучшим броненосцем мира
Броненосец "Коннектикут" - считался лучшим броненосцем мира

Скорость хода - всегда была важным параметром для боевого корабля, но тут следовало учитывать что речь шла о линейном корабле. И здесь, как отмечал Н.Фридман, скорость, безусловно, была важ­на, но на проводимых конференциях по обсуждению будущего проекта часто приходи­ли к выводу, что относительно небольшие преимущества в скорости могут быть не очень важны.

Как пишет Фридман: "...Один расчет, например, пока­зал, что даже преимущество в скорости в 3 узла (18 против 15 узлов) было бы недоста­точным, чтобы позволить более быстрому флоту «поставить палочку над Т» более медленному, так как бо­лее медленный флот всегда мог повернуть, чтобы уклониться...". И ведь не поспоришь.

Главным исключением из этого аргу­мента для американского флота было то, что при защите цели (базы, побережья) более медленный флот мог оказаться в фатально невыгодном положении, поскольку более быстрый флот противника мог уклониться от встречи и боя, и все равно достичь цели первым. Этот случай был особенно важен для ВМС США, опасавшихся, что иностранная держава может попытаться полу­чить базу в Новом Свете, высадив десант или захватив опорный пункт до того, пока туда подойдут американские корабли. По словам Фридмана, именно этим объяснялся интерес США к строительству крейсеров. Здесь видимо были свежи воспоминания об испано-американской войне, и о той панике, которая охватила американское побережье и военно-морское руководство, когда они ожидали эскадру Серверы, при этом не имели сведений о ее курсе и местонахождении.

Броненосец "Вермонт", тип "Коннектикут"
Броненосец "Вермонт", тип "Коннектикут"

Интересно, что проведенные в 1910 году исследования по­казали, что для того, чтобы американские корабли могли выбирать удобное положение перед боем, получая погодную или солнечную выгоду для стрель­бы (то есть, например, идти относительно солнца так, чтобы оно "светило" в глаза противнику), требовалось пре­восходство в скорости хода, по крайней мере, в 3 узла. Но даже в этом случае было неясно, будет ли такая позиция столь большим (решающим) преимуществом, ведь уже тогда понимали, что прицелы и очки с затемненными стеклами вполне могли преодолеть солнеч­ный блик. В итоге было принято очевидное решение, которое оказало значитель­ное влияние на будущий интерес ВМС США к бо­лее скоростным кораблям.

Одновременно с обсуждением требований по скорости хода в 1904 году очередная Летняя военно-морская конференция рекомендовала отказаться от "таранного носа" на американских линкорах, так как дальность стрельбы уже несколько десятилетий была намного больше дальности выстрела в упор. И все вопросы с возможностью такого тактического приема отошли в прошлое. И это имело практический смысл - такие изменения позволит сэкономить в весе корпуса около 40 т, что становилось очень важным при жесткой политике конгресса относительно размеров предполагаемого корабля.

Схема линкора "Саут Кэролайн" из справочника Брассея
Схема линкора "Саут Кэролайн" из справочника Брассея

Учитывая выводы, сделанные в Ньюпорте, и нежелание Бюро строительства и ремонта (BuC&R) разрабатывать соответствующую конструкцию, было очень важно, чтобы Х.С.Поундстоун сам разработал детальные проекты и провел расчеты для крупногабаритных орудий. В июне 1904 года он представил Генеральному совету и Бюро навигации три проекта, которые иллюстрировали «высокую вероятность того, что калибр промежуточных орудий вскоре настолько увеличится, что сделает возможным принятие на вооружение однородной батареи больших орудий». Как видим, конечный проект корабля Х.С. Поундстоуна, под названием «Possible» («Посибле», «Возможный») имел двенадцать 11-дюймовых орудий на 19330 т водоизмещения (табл.1).

-4

И здесь на "арене событий" появляется еще одно действующее лицо - близкий соратника Х.С.Поундстоуна, лейтенант-коммандер У.С.Симс. Еще в начале своей службы молодой офицер Уильям Симс принял участие в реформировании артиллерийского дела и внес существенные улучшения в практику учебных артиллерийских стрельб. Однако на данном этапе его борьбу с консервативными настроениями во флоте затрудняло невысокое звание Симса. В последующем он продолжил свою деятельность по совершенствованию американской военно-морской артиллерии и, уже на тот момент он был естественным сторонником кораблей с большими артиллерийскими орудиями. Особо хочется подчеркнуть, что эти инновации на американском флоте исходили именно от молодых офицеров с высокими званиями, и нельзя не удивляться тому, что они достигли своей цели. Одной из причин такого "успеха" можно считать вмешательство - "высших сил" - считается, что в 1902 году Симс написал письмо напрямую президенту США Т.Рузвельту о проблемах в артиллерии, и Президент, заинтересовавшись идеями Симса, назначил его Инспектором учебных артиллерийских стрельб. Потому не удивительно, что именно к Симсу, по словам Н.Фридмана, Президент обратился за советом, когда осенью 1904 года снова встал вопрос.

Уильям Симс американский адмирал, считается реформатором американского флота
Уильям Симс американский адмирал, считается реформатором американского флота

Совет по строи­тельству утверждал, что бро­неносец «Нью-Хэмпшир» со смешанной батареей превос­ходит любой другой линкор в мире, и что "единая батарея" непрактична, что в бою более легкие орудия (среднего калибра) будут иметь решающее значение. У.Симс смог опровергнуть эти доводы, ссылаясь на результаты артиллерийских стрельб, достигнутых в 1904 году на флотских учениях продемонстрировав жизнеспособную конструкцию с большим количеством орудий, которую в своем проекте продвигал Х.Поундстоун.

В итоге, как часто бывает, интерес президента Т.Рузвельта к проекту положил конец промедлению в BuC&R, но все еще не было ясно, будет ли на новом корабле установлена ​​10-дюймовая пушка или выбор будет сделан в пользу большего калибра.

Н.Фридман пишет, что в свете более поздних рассказов о про­исхождении «Дредноута» возможность путаницы в артиллерийском воору­жении из-за двух калибров, столь близких, как 10 и 12 дюймов, в американском флоте никогда не поднималась. В октябре 1904 года У. Роджерс из Во­енно-морского колледжа написал длинный и подробный доклад по этому вопросу, указы­вая, что по мере увеличения дальности стрельбы разница в точности и поражающей способности даже 10- и 12-дюймовых орудий становится огромной. Это подтвердилось и данным "из-за океана" - немного позже бри­танские офицеры-наблюдатели, участвовавшие в Рус­ско-японской войне, замечали, что на дистан­циях боя только 12-дюймовые орудия "были ощутимы", 10-дюймовые снаряды - "едва чувствовались", а все что меньше «не чувство­валось» вообще. Но, по словам Фридмана, до американцев, эти отчеты не дошли.

В свою очередь, и У. Симс, и Г. Паундстоун подчер­кивали преимущества "однородности вооружения" также с точки зрения снабжения боеприпасами и перево­да расчетов с выведенных из строя орудий для замены раненых артиллеристов. Вот такие расчеты тоже учитывались!

В свою очередь, то важно, все тот же У.Роджерс продолжал утверждать, что «однокалиберный» корабль должен быть значительно больше, чем нынешний «Коннектикут». По его расчетам, для деся­ти 12-дюймовых орудий потребуется 18300 тонн, для двенадцати 12-дюймовых – 21100 т. Таким образом, он не смог поддержать не­желание конгресса уменьшить только что ус­тановленный лимит до 16000 тонн. В конечном счете потребовалось много "изобретательности", чтобы решить все проблемы, с которыми пришлось столкнуться.

В любом случае в 1904 году определенные работы по проектированию новых кораблей в BuC&R начались. Первоначально в проектах двухорудийные 8-дюймовые бортовые башни более ранних линкоров заменяли на двухорудийные 10-дюймовые или од­ноорудийные 12-дюймовые башни "перспективных" линкоров. Однако дополнительный вес, созда­ваемый этими более мощными орудиями (и более тяжелыми башнями), увеличивал нагрузку на корпус. Кроме того, их барбеты требовали больших отверстий в верхней палубе, которая об­разовывала верх­нюю «балку прочнос­ти» корпуса.

Британский броненосец "Лорд Нельсон"
Британский броненосец "Лорд Нельсон"

В октябре 1904 года бюро BuC&R пожалова­лось, что оно слишком загружено, чтобы немедленно справить­ся с этими беспрецедентными структурными проблемами, но рассчитывало решить их в течение следующих трех месяцев.

Законодатели тоже добавили проблем. Дело в том, что 3 марта 1905 года Кон­гресс утвердил два новых боевых корабля (причем даже с названиями - «Саут Каролина» и «Мичиган»), но не имея конкретных предложе­ний от ВМС (с обоснованиями), установи­л ограничение водоизмещения кораблей в 16000 тонн. По мнению политиков, "линкоры и так росли слишком быстро, а броненосцы «Коннектикуты» уже были чрезмерно большими". Экономия конечно хорошо, но тем самым американские конгрессмены полностью игнорировали мировой опыт военного кораблестроения

-7

Как видим, британские и японские корабли постепенно приближались к 18000 тонн, причем это были еще не "линкоры нового типа", а все те же "броненосцы", пусть и более мощные. Положение усложнялось тем, что по словам Фридмана, на самом деле разница в водоизмещении была еще больше, поскольку американские прави­ла требовали, чтобы гораздо большая часть общего запаса топлива была включена в нормальное водоизмещение. В тоже время все американские проекты «однокалиберных» кораб­лей, представленные на рассмотрение Гене­рального совета, предполагали гораздо большее водоизмещение, но Совет рассмот­рел вопрос об увеличении водоизмещения лишь много позже.

Линкор "Саут Кэролайн"
Линкор "Саут Кэролайн"

Возможно это ограничение сыграло свою роль. Так как при заданных размерах создать корабль с бортовыми башнями не представлялось возможным (а этот вариант рассматривался как один из основных), то главный конструктор флота Вашингтон Л.Кэпс принял радикальное решение. Дело в том, что большинство его современников, проектируя подобные корабли не просто не исключали, а наоборот, в первую очередь, рассматривали корабль как боевую единицу, способную действовать в одиночку. Это приводило к необходимости обеспечить кораблю сосредоточение мощного огня и в нос, в и корму (и "Дредноут" - не исключение). Тем самым забывали про основополагающий признак "линейного корабля" - "борьба в линии". Соответственно В.Л.Кэпс сосредоточился при проектиро­вании линкора на том, чтобы обеспечить максимальную мощь именно на стрельбе бортом. И здесь Кэпсу не откажешь в логике, он рассматривал отдельный корабль толь­ко как элемент большого флота. А во всех флотах в тот момент действия флота были синонимом «линии боя», что требовало в первую очередь бортового залпа. Так, как пишет Н.Фридман, у Кэпса и возникла идея сосредоточение всех орудий в диаметральной плоскости, которая в итоге затем стала меж­дународным стандартом.

Н.Фридман пишет: "...По его мнению, все орудия должны были находиться на «центральной линии», если все они должны были стрелять на борт. При ограниченном водоизмещении было бы преступно тратить вес даже одного 12-дюймового орудия на иное размещение. Для сохранения заданной длины и объема необходимо было обеспечить «суперстрельбу» - при 16000 т корпус должен быть немного больше, чем у предыдущей серии броненос­цев. При отсутствии экспериментов В. Кэппс не мог быть уверен, что сверхмощные орудия смогут стрелять близко к носу или корме без повреждений корабельных конструкций. Но он знал, что это главное – главное то, что на бортовых секторах стрельба не будет создавать какие либо проблемы...".
Бортовой залп броненосца "Нью-Гемпшир"
Бортовой залп броненосца "Нью-Гемпшир"

Выбор был сделан, теперь пришлось обеспечить выполнение заданной схемы. Кэпс отказался от бортовых башен и в конечном итоге выбрал проект под литерой S. Он был девятнадцатым в после­довательности проектов, поскольку в архиве сохранилась кар­тотека чертежей схем от А до R (по словам Н.Фридмана, по­иск в коллекции пла­нов от С до R в На­циональном архиве не дал результатов). Этот проект мог быть принят уже в апреле 1905 года, но полностью дорабо­танным его приняли уже 26 июня 1905 года. В итоге первый линейный корабль-дредноут для американских ВМС получил восемь 305-мм орудия, размещенные в четырех башнях, причем все - в диаметральной плоскости - по две двухорудийные башни в носу и корме, стреляющие одна поверх другой. Такая схема, как сейчас принято говорить, обеспечивала мощный бортовой и продольный огонь, обеспечивала наилучшие сектора обстрела для всех орудий, экономила вес и пространство на палубе, и главное - позволяла уложиться в отведенное водоизмещение.

Для справки: проектное водоизмещение линкоров соответствовало пределу, разрешенному конгрессменами (16000 т), а полное достигало 17746 т), как и у "Коннектикута"!

Но за выбранный вариант пришлось "расплачиваться". Расположение башен орудий главного калибра в диаметральной плоскости занимало большую часть его объема, поэтому пришлось экономить даже в мелочах. Например, большинство офицеров пришлось переместить из их тра­диционных кают на корме в надстройку посреди­не корабля. Проблемы с объе­мом на корме усугублялись тем, что для экономии веса нужно было сократить на уро­вень палубы. Корабль получился низкобортным, но с длинным полубаком.

Схема четырехцилиндровой машины тройного расширения, установленной на "Саут Кэролайн", 1909 год
Схема четырехцилиндровой машины тройного расширения, установленной на "Саут Кэролайн", 1909 год

Машины также должны были умень­шиться в размерах, чтобы занять пространство между двумя погребами в носу и корме, каждый из которых был больше, чем раньше. Котельные отделения также были сжа­ты с каждого борта, чтобы обеспечить защиту от торпед, предусмотрев элементы конструктивной противоторпедной защиты (ПТЗ). Но, к сожалению, при ограниченном объеме имеющегося водоизмещения нельзя было увеличить мощность ма­шин, и даже сохранить мощность машин более ранних кораблей. В. Кэппс выступал за такие радикаль­ные меры, как сокращение числа котлов на треть и более компактные котельные отде­ления, которые и были достигнуты путем устранения пере­борок по центру (но были установлены дополнительные продольные переборки в районе КО). В качестве наглядного сви­детельства такой экономии «Саут Кэролайн» и "Мичиган" получили только две небольшие трубы вместо трех больших на «Коннектикуте».

Один из котлов, установленных на "Саут Кэролайн", 1908 год
Один из котлов, установленных на "Саут Кэролайн", 1908 год

Турбинам тоже не нашлось место на первых американских "дредноутах", но скорее не из-за их размеров, а по причине низкой экономичности на малых и средних ходах. Затем данный вопрос будет пересмотрен, и турбина займет свое место, а пока - паровая машина и уголь. В итоге, как часто подчеркивают эксперты, в отличие от «Дредноута», первый амери­канский «крупнокалиберный» ("однокалиберный") линейный корабль не достиг значительного увеличения скорости по сравнению со своими предшественника­ми, да и одноклассникам проигрывал (табл.3).

-12

Позже, поскольку они были намного мед­леннее более поздних кораблей с турбинны­ми двигателями, «Саут Каролину» даже объединили тактически с додредноутами. Но это было уже неважно - их революционный вклад в развитие американского флота зак­лючался в их главной артиллерии.

Британский линкор "Дредноут"
Британский линкор "Дредноут"

Еще одним ньюансом оказались и размеры погребов, которые значительно увеличились, как из-за сосредоточения большего количества орудий ГК, так и из-за увеличение количества снарядов. Дело в том, что В. Кэппс считал, что для большого количества крупнокалиберных орудий требуется и боль­ший запас снарядов для продолжительной стрельбы. Предыдущие проекты броненосцев были осно­ваны на предположении, что ос­новной урон будет нанесен скорострельны­ми легкими и средними орудиями, отсюда и преобладание на кораблях брони менее 10 дюй­мов (даже для бортового пояса). Отсюда же и расчет наличие в погребах всего 60 выстре­лов на одно 12-дюймовое орудие. При предполагаемой тогда низкой скорост­рельности считалось, что бой закончился бы раньше, чем это количество было бы израсходовано.

Немецкий линкор "Рейнланд", тип "Нассау".
Немецкий линкор "Рейнланд", тип "Нассау".

Вместо этого новый проект предусматривал (требовал) для быстрого и скоординированного огня не менее 100 снарядов на 12-дюймовое орудие. Эта циф­ра в дальнейшем стала стандартом и для последующих про­ектов американских дредноутов, и она была существенно увеличена только для проектов 1930-х годов. В этом случае требовалось увеличить объем погребов, причем все они располагались в диаметральной плоскости, «конкури­руя» с машинами за свое место.

Для справки: "Дредноут" имел по 80 снарядов на орудие (до Ютланда); линкор "Курбэ" - 100 снарядов, "Севастополь" - 80 (по другим данным - 100).

В итоге - корабли построили, и это главное.

Линейный корабль ВВ-26 "Саут "Кэролайн"
Линейный корабль ВВ-26 "Саут "Кэролайн"

Мы не ставили задачу в этой статье раскрыть полностью конструкцию и особенности создания первых американских линкоров -дредноутов. Об это остаточно написано, даже у того же Н. Фридмана (кстати очень хороший труд, практически - американский О.Паркс, ))). Но хотелось показать как динамику тех или иных решений, а главное выделить тех людей, которые приложили силы для того чтобы достичь этой цели, преодолевая косность и "неповоротливость" существующей системы. Согласитесь, что удивляет как молодые офицеры пробивали свои идеи и выходили на "высшие эшелоны", для того, чтобы воплотить идеи в "железе". В свете этого заслуга Фишера не становится меньше, нет, но думается ему с го должностью и званием было чуть проще продвигать свои передовые идеи и взгляды. А вы как думаете друзья?

По материалам Н.Фридман "US Battleships. An Illustrted Desing History",