В связи и с последними публикациями о творчестве Ивана Ефремова, более ранними о странном творчестве Андрея Платонова, относительно недавними о знакомом кому-то из школы романе "Что делать?" и таком интересном художественном произведении как Программа КПСС 1961 года, думается, назрела необходимость сделать экскурс в историю происхождения самого теормина "утопия".
В современном обиходе под словом утопия чаще всего понимается нечто несбыточное, имеющее больше отношения к мечтам, чем к реальности. Можно здесь уследить и эхо ленинских определений, данных, кстати, в условиях беспринципной полемики в стиле современного блогерства. Но, зацепило...
Утопия есть слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» — место. Утопия — место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка.
Утопия в политике есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии, — пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил.
(В. И. Ленин "Две утопии", ПСС, т. 22, С.
Большая Советская и Большая Российская энциклопедии же дают такие определения этой дефиниции.
Утопия (от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от еu - благо и topos - место, т. е. благословенная страна) изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования.
(БСЭ)
УТО́ПИЯ в литературе (греч. οὐ – не, нет и τόπος – место, т. е. место, которого нет), описание идеального, с точки зрения автора, несуществующего общества; противоположность У. – антиутопия.
(БРЭ)
Действительно, в случае с термином "утопия" вмналичии ситуация преобразования имени собственного в имя нарицательное.
Псевдогреческую речевую конструкцию "утопия" создал интереснейший персонаж английской истории Томас Мор, юрист и противник огульного применения смертной казни, друг Эразма Роттердамского, один из знатнейших людей, сложивший голову на плахе как католик в стране, становящейся протестанской. Полное наименование его изданного произведения "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (ну да, в скромности английскому гуманисту XVI века не откажешь). Книга увидела свет впервые в 1516 году. Чтобы оценить общественную и политическую ситуацию, в которой начала расходиться эта "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка...", стоит вспомнить, что в следующем 1517 году виттенбергский каноник и доктор теологии Мартин Лютер обнародовал свои знаменитые 95 тезисов. Именно с этого демарша Мартина Лютера и неудачной попытки очно предать его суду начала отсчёт Реформация, надолго расколовшая христиан Европы. Томас Мор Реформации не принял и идеи протестантов не признал, что и послужило причиной его гибели на плахе в июле 1535 года. В 1886 году Томас Мор римо-католической церковью признан мучеником, а в 1935 году канонизирован.
Сама книга Томаса Мора издавалась и издаётся и Новейшее время обычно под кратким названием "Утопия". Она является одним из многочисленных описаний так называемого совершенного государства и общества, в котором проведена всеобщая унификация, а политическая власть всепроникающа. То есть в книге "Утопия" как раз и описан тот общественный строй, который получил название социализма или коммунизма, при котором личность нивелирована за счёт лишения её всех внешних атрибутов: собственность, семья, религия. И до произведения Томаса Мора бывали эксперименты на эту тему. Вспомнить того же Платона и его диалоги о совершенном государстве. Но до Томаса Мора, пожалуй, никто не подводил под свою утопию такой последовательной концептуальной основы. Вероятно, потому и сочинённое им название для описываемой фантастической страны стало именем нарицательным.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.