Процесс развития афинской демократии неразрывно связан с жизнью одного из ярчайших её представителей афинского государственного и военного деятеля Перикла. Но начать данное исследование стоит не с того, какой вклад внёс Перикл в развитие афинской демократии, а с того какой личностью был сам Перикл, и как он изображён в исторических источниках. В современной историографии Перикл резко выделяется из числа афинских политиков, и полководцев. Древнегречиские авторы же напротив не выделяли Перикла, а рассматривали его вместе со всеми , и надо сказать не всегда давали его деятельности положительные отзывы. Древнегреческий историк Факидид особо выделяет Перикла из числа его современников. Именно труды Фукидида дают формируют у современных исследователей образ Перикла, это связанно с тем, что Фукидид один из тех, кто видел Перикла вживую. Однако следует отметить, что Фукидид описывает последние года жизни Перикла, но даёт ему такую оценку, которая превозносит его над другими политиками того времени: Для государственной деятельности Перикла считали наиболее достойным. Пока Перикл в мирное время стоял во главе города, он всегда управлял мирно и справедливо, прочно укреплял его безопасность, и при нём город достиг вершины могущества. Когда же началась война, то оказалось, что он также правильно оценил её важность и значение… После его кончины афиняне убедились в том, насколько правильны были его расчёты и предвидения относительно хода войны… Перикл, как человек, пользовавшийся величайшим уважением сограждан за свой проницательный ум и несомненную неподкупность, управлял гражданами, не ограничивая их свободы, и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом. Не стремясь к власти неподобающими средствами, он не потворствовал гражданам, а мог, опираясь на свой авторитет, и резко возразить им. Когда он видел, что афиняне несвоевременно затевают слишком дерзкие планы, то умел своими речами внушить осторожность, а если они неразумно впадали в уныние, поднять их бодрость. По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина. Из преемников Перикла ни один не выдавался как государственный деятель среди других, но каждый стремился к первенству и поэтому был готов, потакая народу, пожертвовать даже государственными интересами» [1]
Образ Перикла у других авторов древности совсем не положительный Платон в своих трудах обвинял его в тирании, что в те времена было очень серьёзным обвинением. Аристотель называл Перикла демагогом, и винил его в деградации афинской демократии.
В эллинистическую эпоху Перикла представляли, как недостойного быть ровней политикам прошлого таким, как Фимистокол и Киман , однако здесь следует отметить один факт , а именно , что в противовес сложившемуся образу Перикла противоположно его оценивал Плутарх. В целом Плутарх разделял и ту оценку Перикла, которую ему даёт Фукидид. Однако Плутарх не только оценивал военные, и политические заслуги Перикла, но и уделял большое внимание его роли в культурном расцвете Афин, создание строительной афинской программы, а также в появлении целого круга афинских интеллектуалов. Описание Перикла у Плутарха является одним из лучших в цикле “Сравнительные жизнеописания” [2]
Настало время поговорить о биографии Перикла, а начать следует с этимологии его имени. Перикл переводится с древнегреческого, как окруженный славой, надо отметить, что имя это достаточно редкое для того времени, не в каких источниках близких к Периклу оно не зафиксировано. Историк И. Е. Суриков в своих трудах предположил, что имя «Перикл» — стяжённое от «Периклимен» Если следовать этой версии, то получается, что Ксантипп и Агариста назвали сына в честь легендарного Периклимена , одного из крупнейших представителей пилосской династии Нелеидов . Его внук Меланф у бежал во время нашествия дорийцев в Аттику и стал там правителем. Алкмеониды в свою очередь тносили себя к представителям династии Нелеидав , но не к прямой ветви, а к одной из боковых этой династии.
Перикл родился в 495 году до нашей эры в семье Ксантипа , героя греко-персидских войн, мать Перикла была из знаменитого греческого рода Алкмеонидов , этот род дал Афинам многих известных политических деятелей. До семи лет Перикл не покидает родительского дома. Вместе с матерью он живет на женской половине под надзором специального раба-воспитателя (педагога). Он возится с игрушками, слушает сказки, мифы, басни Эзопа, не знать которые считалось позором. (Герой аристофановских «Птиц», стремясь побольнее уколоть, собеседника, находит уничтожающий аргумент: «Ты глуп, и невеждою рос, и не читывал басен Эзопа».) Мальчика учат, как правильно себя вести, и в тоже время наказывают за проступки, его хотят видеть достойным гражданином.
В 485 году отца Перикла изгоняют из Афин, однако его семью власти не трогают, и Перикл спокойно продолжает свою жизнь, и обучение в этом городе. [3]
В середине восьмидесятых годов 5 века до нашей эры в Афинах происходила острая политическая борьба, а также была велика и угроза персидского вторжения, именно на это время пришлась юность Перикла. В 486 году из Афин был изгнан Мегакл дядя Перикла, а в 484 году через остракизм был изгнан и его отец. Эти события оставили глубокий след в дальнейшей жизни Перикла, и в будущем он всегда боялся остракизма. О том, какое именно образование получил Перикл, известно мало, обучение для аристократов того времени, подразумевало чисто поверхностный подход. Плутарх в своих трудах писал, что музыке его обучали Дамон и Пифоклид, а философии Зенон Элейский и Анаксагор. [4] . Однако многие историки в том числе Суриков установили, что перечисленные деятели в те времена были приблизительно одного возраста с самим Периклом, и обучать его не могли. [5]
Перикл был человеком с ярко-выраженным рациональным складом мышления, всё явления пытался объяснить логически, однако эти факты не отменяли его религиозности, согласно Плутарху Перикл научился рационально мыслить под влиянием Алексогора. И под влияние этого же философфа изменилось и повседневное поведение Перикла Плутарх так писал об этом: «…серьёзное выражение лица, недоступное смеху, спокойная походка, скромность в манере носить одежду, не нарушаемая ни при каком аффекте во время речи, ровный голос и тому подобные свойства Перикла производили на всех удивительно сильное впечатление. Так, например, какой-то подлый нахал однажды целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошёл домой, а тот человек шёл за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его дома. Поэт Ион утверждает, что обхождение Перикла с людьми было довольно надменное и что к самохвальству его примешивалось много высокомерия и презрения к другим, а хвалит Кимона за его обходительность, гибкость и благовоспитанность в обращении».
Что касается ораторских способностей Перикла, а именно они по мнению многих историков сделали его знаменитым, то здесь необхадимо обратится к описанию его способностей всё тем же Плутархом. Плутарх так характеризовал ораторские способности Перикла: «…он далеко превзошёл всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище… Из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьёзно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке».
Историк Суриков считает Перикла крупнейшим оратором дориторической эпохи, в те времена ораторское искусство еще не преподавалось, как предмет, и все ораторы говорили свои речи импровизируя, так делал и сам Перикл, на это указывает несколько фактов во-первых не каких сочинений с оригинальными речами Перикла не сохранилось, во-вторых его речи отразил в своих трудах историк Фукидид, но в них сам учёный добавил свои собственные взгляды , и рассуждения.
Рассматривая Перикла не как политического деятеля, а как человека можно прийти к следующим выводам: во-первых, Перикл родился в знатной аристократической семье, и с детства был вовлечён в политические игры между знатными афинскими родами. Во-вторых, Перикл пытался объяснить все происходящее явления логически используя свой рациональный склад ума, однако это не мешало ему быть религиозным человеком. В-третьих, Перикл был безусловно образованным человеком, но достоверно так и не удалось установить кто были его учителями, так как, перечисленные личности, которые якобы учили Перикла были его ровесниками. В-четвёртых, что касается ораторских способностей Перикла, то и этим способностям его не кто не учил, как и многие деятели того времени для выступления на собраниях ему приходилось импровизировать, однако именно ораторские умения помогли ему в дальнейшим прийти к власти.